Актуальные банковские продукты – как маркетинг реагирует на изменения рынка финансовых услуг?

Что будет с банковскими услугами в течение ближайшего года или хотя бы нескольких месяцев? Как поведет себя финансовая система, как будут работать с клиентами банки, какие продукты и маркетинговые решения помогут сохранить равновесие в наше нестабильное время? Обсудила все эти вопросы с коллегами из «РУССМАРКЕТ» – делюсь результатами.

Актуальные банковские продукты – как маркетинг реагирует на изменения рынка финансовых услуг?

Совсем немного аналитики

Постараюсь коротко. Для маркетологов, работающих на рынке банковских услуг, настали поистине непростые времена. На решения и планирование влияет слишком много факторов, которые, к тому же, весьма нестабильны. Несмотря на высокий уровень прибыли банков за прошлый год, в 2024-ом аналитики прогнозируют, как минимум, следующие события:

  • жесткое регулирование ЦБ, в результате – возможное снижение процентных и комиссионных доходов;
  • изменения условий льготной ипотеки, что уже вызвало снижение процента выдачи и возможно снизит еще;
  • вероятность вторичных санкций;
  • снижение выдаваемых кредитов за счет повышения кредитных ставок.

Как минимум на эти 4 пункта российские банки будут вынуждены реагировать. А опыт предыдущих двух лет показывает, насколько оперативно приходится отбивать подачи, чтобы не терять прибыль и клиентов. В одной из предыдущих статей я подводила итоги 23-го года и разбирала актуальные тренды российского банковского сектора с точки зрения маркетинга. Сегодня говорим о том, как уже реагирует рынок и его верные друзья маркетологи на текущую финансовую ситуацию.

Актуальные банковские продукты – как маркетинг реагирует на изменения рынка финансовых услуг?

Для тех, кто помоложе

В феврале «Тинькофф Журнал» запустил короткометражный аниме-сериал о том, как обустроить взрослую жизнь еще не вполне взрослому человеку – как избавиться от долговых обязательств, уберечься от мошенников, пройти собеседование, заработать денег и не потратить все сразу. Главные герои – студент по имени Санек и тапир (да, такое животное) по кличке Борян. Кажется, немного отдало нашумевшим сериалом, ну да ладно. Авторы обращаются к молодежному сегменту своей аудитории (или потенциальной аудитории) и разговаривают на понятном для нее языке. Оценить качество и подбор лексики можно, посмотрев пилотную серию. Кстати, на YouTube и в VK уже доступны 6 эпизодов сериала.

Очевидно, авторы не просто продвигают какой-либо продукт или линейку, а привлекают и взращивают потенциального клиента банка буквально с молодых ногтей. Ведь клиент, который видит, что его понимают и хотят помочь, готов на самые разные варианты взаимоотношений: оформление дебетовых и кредитных карт, небольших потребительских кредитов. Давайте вместе подумаем, на какие линейки продуктов может работать еще сериал аниме? Ваши варианты – комментарии придуманы именно для этого.

Мы приедем к вам сами

Выездной сервис от Сбера пополнился новой услугой. Теперь каждый желающий может заказать установку приложения «Учет Онлайн» для доступа к онлайн-услугам на IOS. Владельцы устройств на Android также смогут заказать установку других приложений экосистемы («Здоровье плюс», «СберПраво» и другие). В отделениях банка эта услуга также пользуется спросом – иначе установить или обновить устаревшее приложение просто невозможно. Все мы знаем почему.

А теперь давайте подумаем. Выездной сервис – решение прекрасное во всех отношениях. Клиент, ограниченный в передвижении, (по самым разным причинам) получает чувство заботы и удовлетворения – он кому-то нужен, ему готовы помочь. А в такой доверительной ситуации мы имеем не просто сервис с человеческим лицом, но и возможности для продвижения актуальных продуктов и услуг. Правда здорово?

Ключ к сердцу клиента

ВТБ планируют перезапуск программы лояльности. Клиенты смогут самостоятельно выбирать категории, в которых они будут получать кэшбэк. Так, банк предлагает клиентам еще больший процент начисления за покупки по картам. Более того, начисления будут осуществляться сразу после транзакции. А особые условия предлагаются тем, кто выберет банк в качестве основного, то есть для получения зарплаты, пенсии, пособий и т.д.

Кэшбэк – один из самых действенных инструментов повышения лояльности, который, в особенности в текущей экономической ситуации, будет пользоваться спросом. В ВТБ дорабатывают этот инструмент различными опциями – все, чтобы клиент оставался с вами, а банковская карта стала первой картой в вашем кошельке.

Актуальные банковские продукты – как маркетинг реагирует на изменения рынка финансовых услуг?

Логичные расширения экосистемы

В этом году «Альфа-банк» планирует запуск собственного мобильного оператора. Виртуальный мобильный оператор «Альфа-Мобайл» – это очередной этап увеличения спектра нефинансовых сервисов банка. Подобные решения уже существуют, например, «ГПБ Мобайл» от «Газпромбанка». Да и все существующие экосистемы в банковском сегменте – понятный и во многом необходимый этап развития. Для того, чтобы выжить сейчас необходимо создавать как можно больше сервисов и услуг, при этом важно вовлекать клиента в единую систему, структуру, из которой не то, чтобы невозможно выбраться – просто не захочется. Но интересно посмотреть, как этот проект будет реализован именно у «Альфа-банка», какие возможные минусы других операторов будут учтены, какие разработки планируется внедрить, какие инструменты продвижения будут задействованы. Очень ждем!

Наука & искусство, или старый добрый PR

Сбер продолжает работать с более молодым и продвинутым сегментом своей аудитории. В феврале был выпущен релиз о сотрудничестве Дениса Симачева и нейросети Kandinsky. Дизайнер предоставит данные для обучения генеративной модели, в частности авторские датасеты для создания достоверного дизайна хохломы (что бы это ни значило).

Но и это еще не все. В феврале «СберМаркетинг» совместно с «Метавёрса» презентовали Studio.iVFX – сервис для генерации контента с цифровыми инфлюенсерами. Теперь создать мимику, жесты, речь и даже эмоции цифрового амбассадора значительно проще и дешевле – уверяют коллеги из экосистемы Сбера. Кстати, первым пользователем сервиса стала команда «М.Видео» для разработки персонажа Эм.Ви (но не будем забегать вперед, об этом, возможно, в следующий раз).

Что все это значит и причем здесь банковские продукты – спросите вы? Все не так однозначно, друзья мои. Человеческая цивилизация ушла (вроде бы) далеко вперед в своем развитии, и теперь для того, чтобы обратить на себя внимание клиента недостаточно просто расширить линейку дебетовых карт или предложить рекламный буклет на входе в отделение банка. Сейчас нужно показать свою сопричастность к достижениям науки или сделать нехилый коллаб с представителем современного искусства. Например, запустить студию по изготовлению цифровых блоггеров и мелькать до бесконечности на экранах и экранчиках ваших гаджетов.

Актуальные банковские продукты – как маркетинг реагирует на изменения рынка финансовых услуг?

Кратко подытожим

Итак, мы видим, что в текущем году банки делают ставку на несколько основных маркетинговых стратегий:

  • повышение лояльности клиента;
  • расширенные возможности сервиса;
  • коллаборации с небанковским сектором.

Какие продукты при этом остаются наиболее актуальны? В условиях экономического кризиса и новых потенциальных рисков для финансовой системы, можем выделить самые востребованные банками продукты:

  • кэшбэк и бонусные программы;
  • программы лояльности и привлечение партнеров;
  • новые сервисы и продукты в рамках экосистемы.

Предлагаю собраться через полгода и провести анализ текущей ситуации. Наверняка, у маркетологов появятся дополнительные возможности, чтобы показать все, на что они способны. Жизнь не оставляет выбора, скорее, предлагает спасаться все новыми средствами. Какими именно – увидим в ближайшем будущем.

55
6 комментариев

какие возможные минусы других операторов будут учтены, какие разработки планируется внедрить, какие инструменты продвижения будут задействованы. Очень ждем! Согласен, интересно посмотреть на альфа мобайл. Они молодцы в плане разных акций и кэшбэков, поэтому интересно, что креативного они тут придумают

1
Ответить

Поддерживаю! Всегда слежу за их кейсами.

Ответить

👍

1
Ответить

Санек и Борян в тренде)

Ответить

Надолго ли? Посмотрим

1
Ответить

Огонь

Ответить