Почему у КРУТЫХ МАРКЕТОЛОГОВ не получается СВОЙ БИЗНЕС?

Почему у КРУТЫХ МАРКЕТОЛОГОВ не получается СВОЙ БИЗНЕС?

время прочтения примерно 3 минуты + кейсы 5 минут

Недавно встречалась с бывшими коллегами. Знаете, какой необычный вопрос у нас возник? Почему у специалистов по маркетингу, в том числе очень крутых, не получается «в свой бизнес»?

Да, крутые маркетологи, дорастая до маркетинг директоров в довольно молодом возрасте 30-35 лет, часто начинают делать свой бизнес, так как в корпоративной карьере маячит близкий "потолок".

И удивительно, но это почти никогда не срабатывает! Мы вспомнили больше десятка случаев, когда действительно профи в маркетинге уходили в бизнес, а потом возвращались обратно в компании. Даже если бизнес в целом получался, то доход там был несопоставимо меньше, чем их зарплата в компании.

У меня есть на этот счёт гипотеза. Я вспомнила всех, у кого как раз-таки получилось сделать успешный бизнес после карьеры в корпорации. И нашла общее звено!

Почему у КРУТЫХ МАРКЕТОЛОГОВ не получается СВОЙ БИЗНЕС?

Итак, почему у крутых специалистов по маркетингу может не получиться свой бизнес?

Версия такая: поговорка «талантливый человек талантлив во всём» часто используется там, где нет таланта, но есть мастерство. И это приводит к главной ошибке:

высокий уровень МАСТЕРСТВА в своей сфере не означает, что у человека ВДРУГ будет успех в другой сфере, в которой у него ни знаний, ни опыта... Логично ведь, правда?

Почему у КРУТЫХ МАРКЕТОЛОГОВ не получается СВОЙ БИЗНЕС?

ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ? А в результате мы часто видим:

1) посредственных и даже откровенно слабых руководителей (в любой сфере), потому что мастерство в своей профессии ещё никого не сделало хорошим руководителем. Это совершенно разные вещи.

2) кейсы с неуспешными бизнесами, т.к. в бизнесе требуются компетенции по разным сферам! О чём все забывают...

Поэтому если классный маркетолог начинает делать бизнес – а это уже НЕ ЕГО специализация - то да.. может не получиться!

>> Начинает выстраивать финансы (он же круто руководил брендом) – но это не одно и тоже! В «финансах бренда» не было налогов и зарплат, не было займов и инвестиций, не было 1С:бухгалтерии и прочего.

>> Начинает выстраивать команду – и тоже идёт с трудом.

Странно? Ведь у него была крутая команда и не одна!

Да, но где это было? Это было в крутой компании, куда можно было отбирать лучшие кадры с рынка, где у людей была карьерная и зарплатная мотивация… А что в своём бизнесе? Что там за кадры и какую вы можете предложить мотивацию?

Точно также можно разобрать каждую сферу бизнеса, которая требует своих навыков. Проанализировав примеры бывших коллег, которые уже закрыли бизнесы и вернулись обратно в компанию – я увидела, что так и происходило. Им не хватало сторонних компетенций, и не получалось их скомпенсировать.

Почему у КРУТЫХ МАРКЕТОЛОГОВ не получается СВОЙ БИЗНЕС?

А у кого же тогда получается? Ведь ЕСТЬ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ!!

Да, я вспомнила несколько и внимательно проанализировала. И знаете что? Я поняла, что эти наши бывшие коллеги на самом деле никогда не были крутыми маркетологами, они были крутыми предпринимателями!! Которые «выезжали» в маркетинге именно на предпринимательской жилке))) вот так!

Похоже на историю Коко Шанель, которая на самом деле была крутым предпринимателем. Это известный факт: она не была модельером, она даже не умела рисовать эскизы, не то что кроить и шить. Но она сделала всемирно известным свой дом моды. Как отменный предприниматель ))

Здесь можно вспомнить известную «статистику», что предпринимательская жилка есть всего у 10% людей. Это примиряет с суровой действительностью)))) Да и стать крутым специалистом в своей области никто не мешает ;)

...

Что полезного можно взять с собой из этой темы?

Я бы предложила такие 2 пункта:

1) важно различить высокую квалификацию в маркетинге и наличие предпринимательского таланта.

Это поможет в самых разных моментах:

>> не стать слабым руководителем при повышении (будет понимание, что это отдельная компетенция, которую нужно развивать)

>> не стать слабым ментором по бизнесу (меня уже приглашали несколько раз, и это так лестно ... , но я знаю, что для этого мне нужно учиться быть именно ментором. Поэтому спокойно отказываюсь).

>> не открывать свой бизнес в эйфории от успехов в маркетинге!! Перепроверить свои умения и подтянуть то, что нужно для бизнеса. Или найти партнёра, у которого есть опыт - и вместе с ним делать.

2) можно и нужно проверять себя в частном бизнесе, если есть желание!

Но теперь можно по-другому начать его. Не с позиции «я же крутой маркетолог, у меня всё получится» - а с понимания, «ЧТО кроме крутого маркетинга я могу, а какие ключевые бизнес сферы мне нужно будет УСИЛИТЬ за счёт обучения или других специалистов?»

Почему у КРУТЫХ МАРКЕТОЛОГОВ не получается СВОЙ БИЗНЕС?

Мне нравится, что здесь в отличие от телеграма я могу делиться большим количеством информации, в том числе кейсами!!

Сначала посмотрим на те, где НЕ получилось

КЕЙС 1

Дано: маркетинг директор, свой бренд одежды с уникальным позиционированием

Статус: бизнес закрыт

Знакомая маркетинг директор увидела, что современным классным обеспеченным женщинам собственно нечего носить. И сделала свой бренд одежды. Кстати, получилось очень неплохо! И к маркетингу не придерёшься.

На чём споткнулись:

- бюджет: продвижение с небольшими бюджетами всегда сложное, требует ювелирной работы и большого количества времени. Но коллекция одежды с нуля тоже требует работы и времени! В итоге её просто не хватило на всё.

- сейлзовая часть: этот проект был открыт незадолго ДО бума на маркетплейсы. Тогда нужна была другая схема распространения. На тот момент – это корнеры у других магазинов. А это большая сейлзовая работа. Обычный маркетолог знает, что делают сейлзы. Но сам-то этим не занимался.. Ни опыта, ни обучения + см. пукнт первый, на котором уже закончились и силы и время..

Я думаю, что в целом ситуация понятна. Прошу учитывать, что свой бренд одежды с уникальной фишечкой всегда требует более сложной работы, чем просто бренд понятной всем масс-маркет одежды и "вперёд на Вайлдерриз"))

КЕЙС 2

Дано: старший бренд менеджер, цветочный бизнес

Статус: не доведён до старта

Очень талантливая бренд менеджер из крупной международной компании решила открыть своё дело, как водится «любимое» и «для души»….

Прошла дорогущее обучение, реально оказалась талантливой в этом направлении. В итоге она не стала сразу брать кредит на открытие магазина, а решила поработать полгодика в найме, чтобы изучить бизнес процессы. Кстати очень разумный ход!

По рекомендации с обучения её сразу взяли в довольно крутой и успешный магазин цветов.

В итоге.. через три месяца … с грустью в голосе она рассказывала нам за кофе, что одно дело – любить своё хобби, и совсем другое дело – заниматься им каждый день несмотря на настроение, самочувствие и прочие дела. Её вывод для себя был, что именно так проще всего разлюбить своё хобби ))

Это не совсем верный кейс для нашей подборки, но он хорош тем, что человек успел проверить себя в деле и не влезть в то, что закончится убытками.

Из плюсов: очень грамотный подход – приличное обучение, давшее уверенность в своём мастерстве и получение опыта у других, чтобы не изобретать велосипед, если бы решила идти дальше.

КЕЙС 3

Дано: старший бренд менеджер, праздничный декор

Статус: закрыт

В данном случае бизнес вполне себе получился.

На чём споткнулись:

- бизнес процессы: с ростом заказов стало не хватать рук, а бизнес модель такого количества «рук» не учитывала. Плюс как было описано выше: ИП, налоги, бухгалтерия... И как результат нехватка времени и ресурсов, весь декор они сами разрабатывали и делали!

- также сейлзовая часть: для более крупных и денежных заказов необходимо было заводить более крупных партнёров. А это уже не маркетинг. Опять-таки можно справиться, но это прям отдельная занятость по разработке КП, встречам, переговорам и собственно «работе» с клиентами-агентствами.

____

Далее кейсы немного повторяются, т.к. это или ещё одежда… или ещё хобби… И проблемы очень похожи.

Давайте посмотрим на удачные кейсы!!

УДАЧНЫЙ КЕЙС 1

Дано: маркетинг директор, своё агентство

Статус: высоко доходный бизнес

Тот самый не маркетолог, а скорее предприниматель, ещё работая в корпорации увидел, что есть ниша по услугам, которые нужны всем маркетинговым командам в больших масс-маркет бизнесах (уровня Пепси, Нестле и т.п.). Он и сделал такой сервис - создал агентство (изначально в нём работали он и его жена). Используя связи, наработанные в сфере маркетинга, начал бизнес.

И бизнес пошёл. Да, не с первого дня. Только к концу первого года работы над проектом он вышел на доход, который позволил уйти с работы 5/2.

Что было залогом успеха:

- бизнес с минимальными вложениями (без физических активов, как в случае с одеждой, цветами и прочее) + не нужен бюджет на продвижение! Разве что принести пирожные на переговоры с агентствами или командами маркетинга.

- сейлзовая часть была реализована за счёт уже имеющейся потенциальной базы клиентов и личного предпринимательского обаяния + опыта в маркетинге! Он очень хорошо знал и продукт и потребности клиентов.

- не было займов и кредитов. Бизнес развивали параллельно с основной работой, без нервов, спешки и морального давления. Этот момент не стоит недооценивать))

УДАЧНЫЙ КЕЙС 2

Дано: два старших бренд менеджера

Статус: высоко доходный бизнес

Две бывшие коллеги решили делать премиальную домашнюю одежду. Одежда получилась отличная, с маркетингом всё хорошо. Бренду уже 15 лет будет))

Залог успеха:

- развивали первый год также параллельно с основной работой в офисе. Увольнялись, когда уже не могли физически совмещать с загрузкой по своему бизнесу

- были изначальные инвестиции из семейных запасов, что также позволяло более свободно чувствовать себя

- сейлзовую часть реализовали сами. Вдвоём больше ресурсов. Но они чётко понимали, что премиальный бренд должен быть оффлайн в приличных местах. В итоге модель «корнер» в премиальных магазинах так прижилась, что свой собственный оффлайн магазин они так и не стали открывать. Но нужно понимать, что это также сейлзовая работа по договорённостям с магазинам, условиям, контрактам и прочее (у одной из дам муж был предпринимателем и помог освоить эту часть)

- всю бухгалтерию сразу отдали на аутсорс

____

Предлагаю на этом завершать. Мне будет очень интересно узнать ваше мнение и ваши кейсы. Пишите в комментариях ❤

Удачи и успехов вам!

До встречи, с любовью к маркетингу,

Дарья

Если вам удобнее в телеграм - приглашаю на канал ))

Начать дискуссию