Без каких софтскилов не обойтись маркетологу

И как их можно развивать.

Без каких софтскилов не обойтись маркетологу

Когда речь идёт о жёстких навыках, всем понятно, как их развивать. Если нужно освоить новый инструмент, обычно обращаются к инструкциям, курсам или видеотуториалам. Если необходимы дополнительные знания — к учебникам, статьям, разборам экспертов.

Мягкие навыки часто воспринимают как врождённые и не поддающиеся развитию. На самом деле это не так. Наталия Канчанин, продуктовый маркетолог издательства «МИФ» и эксперт курса «Интернет-маркетолог» расскажет, какие софтскилы необходимы маркетологу и как их развивать.

Самостоятельность

Навык особенно важен на руководящих должностях или если вы единственный маркетолог в компании. Часто руководители и стейкхолдеры ожидают, что нанятый специалист сам понимает, что делать для достижения целей, и не сидит в ожидании распоряжений.

Часть этого навыка — умение брать на себя ответственность за принятые командой решения. Признать ошибку и предложить вариант исправления — действия не менее ценные, чем успех.

Вырабатывайте привычку искать информацию самостоятельно. Когда у вас появляется вопрос к руководителю, записывайте его и пытайтесь найти ответ своими силами. Первое время сверяйте найденный ответ с рекомендацией начальства. Это поможет научиться принимать собственные решения.

Создайте свой небольшой side-проект. Он поможет научиться принимать решения самостоятельно. Только вы будете отвечать за свой проект — сроки, эффективность, рекламу. Навык быстро переносится на основную деятельность.

Это может быть продажа товаров на маркетплейсах или небольшой стартап. Или проект может повышать вашу компетенцию маркетолога: пишите и продавайте гайды, связанные с вашей специализацией или хобби.

Для меня таким проектом стало преподавание — я читала лекции по маркетингу. Сама набрала группу, проверяла домашние задания, готовила учеников к собеседованиям. Я прокачалась и в специализации, и в организации группы.

Лидерство

У любой задачи есть решение, пусть иногда и неидеальное. Фраза «это не получится» выставляет сотрудника не в лучшем свете. Поэтому так важно умение смотреть на ситуацию как на задачу, а не проблему.

Также этот навык предполагает умение вести за собой, дать понимание, что «мы в одной лодке». Это касается как команды проекта или маркетинга, так и бизнеса в целом. Без лидера, который помогает сплотить и направить сотрудников, бизнес страдает.

Прочтите статью «Как прокачать в себе лидерские навыки». Выпишите признаки, которые говорят о лидерстве, и попробуйте разобраться, в каких ситуациях вы проявляли эти качества.

Продумайте «скелет» действий лидера на протяжении жизненного цикла проекта. В нашей команде практикуются встречи в начале работы над проектом. Лидер распределяет зоны ответственности, затем каждый рассказывает о своих задачах, рефлексирует над прошлыми результатами и выражает благодарности. Затем лидер выставляет регулярные контрольные точки по каждой зоне, в финале организует ретроспективу и рефлексию.

Чётко ставьте цели на неделю, месяц, квартал и год; объясняйте, куда и зачем двигаться, как команда сумеет достичь цели. На результат всегда влияет наличие такого лидера и понимание команды о работе над общим делом.

Коммуникация

Коммуникация в команде необходима для комфортной работы. Это экологичность общения и умение договариваться с коллегами, прозрачность задач и решений, навык презентации своих результатов.

Часто работа маркетолога непрозрачна для руководства, иногда специалист не может как следует сообщить результаты даже коллегам.

Проходите курсы по навыку презентаций, публичных выступлений, ораторскому искусству. Например, Introduction to Public Speaking от Coursera. Пригодится и что-то из другой сферы. Мне помог опыт театральной школы — навыки оттуда нашли применение в работе.

Изучите виды коммуникации. Может помочь академический подход к вопросу, например, посмотрите конспект лекции ВШЭ: «Коммуникация в современном мире».

Изучайте особенности современной коммуникации. Сейчас обсуждения чаще проходят онлайн, в переписках и видеозвонках. Там формируется свой этикет, и есть нюансы, которые стоит учитывать. Например, исследования говорят, что предложение в чате с точкой в конце воспринимается более агрессивным.

Креативность

Креативность — это способность широко смотреть на варианты решений и не бояться озвучивать идеи, которые на первый взгляд кажутся странными. Часто специалистам, глубоко понимающим работу алгоритмов и систем, не хватает развитости этого навыка.

Практикуйте мозговые штурмы без критики и оценки решений в моменте. Команда планирует встречу на час-два и описывает ситуацию. Сотрудникам дают время на генерацию, озвучивание и обсуждение идей. Даже самые странные на первый взгляд варианты воплотились в некоторых продуктах.

Однажды мы решили всё сделать наоборот. В стандартной воронке наших продуктов есть бесплатная часть — её сделали платной. Конверсия не выросла, но мы попробовали! Не бойтесь ошибаться.

Прочтите книгу «БРРРР-эффект». Она поможет найти курсы и фреймворки для креативного мышления, которые подойдут вашей команде.

Выбирайте случайный предмет и предлагайте для него 30 новых вариантов использования. Выполняйте это упражнение раз в неделю для развития мышления.

Понимайте тренды, тренируйте насмотренность. Мы слишком фокусируемся на задачах, целях стратегии, контроле команды, но забываем, что маркетологу важно понимать, что сейчас происходит на рынке. Мудрый руководитель напомнит: «прогуляйся, отвлекись от задачи, чтобы найти решение».

Составьте список литературы, периодических изданий для регулярного чтения. Раз в месяц смотрите на рекламные кампании и акции у конкурентов и на смежных рынках в поисках удачных идей. Читайте про поведенческую экономику, например книги Дэна Ариели, легендарную «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана, «Новая поведенческая экономика» Ричарда Талера. Изучайте глубинные интервью, ещё раз взгляните на собственные исследования.

Итак, мы разобрались, какие мягкие навыки качать и как это сделать. Осталось составить план, чтобы уделить внимание именно тем софтам, которые актуальны для вас.

Составьте таблицу развития навыков. Укажите название навыка и описание зон роста — добавьте реальные ситуации, когда навыка не хватает. По пунктам распишите, как будете его развивать. Будьте реалистичны и учитывайте своё свободное время, чтобы не выгореть.

Опишите сроки, когда активно будете прокачивать навык. Не берите всё сразу — это почти невозможно. Рекомендую выбирать 1–2 навыка на срок 3–4 месяца и фокусироваться только на них.

2.1K2.1K показов
171171 открытие
Начать дискуссию