Проведение анализа конкурентов — это не просто сбор данных, это искусство их оценки и интерпретации. Разделение характеристик на количественные и качественные позволяет систематизировать и объективно оценить информацию, превращая сырые данные в стратегические решения. Давайте разберемся, как это работает.
Все характеристики делятся на количественные и качественные.
📊 Количественные характеристики
С количественными характеристиками все просто. Легко измеримые и выражаемые в цифрах параметры, как время реакции на заявку, объем продаж или количество отзывов. Эти данные можно сравнить напрямую, внести в таблицу и проанализировать, выявляя тренды, средние значения и отклонения.
🎨 Качественные характеристики
Оценка качественных аспектов требует более глубокого подхода. Возвращаясь к примеру с отелем, рассмотрим, как можно оценить "уровень сервиса", используя чек-лист из 6 пунктов:
1. Включены ли завтраки? - Предоставление включенных в стоимость завтраков может значительно повысить восприятие уровня сервиса.
2. Есть ли принадлежности для душа? - Наличие качественных гигиенических принадлежностей добавляет баллы к удобству пребывания.
3. Есть ли возможность поставить в номер дополнительные кровати? - Гибкость в обслуживании и адаптация под нужды клиентов.
4. Заселение в номер оформляется быстрее чем за 5 минут? - Эффективность и скорость обслуживания при заселении.
5. Уборка проводится каждые сутки? - Чистота и порядок в номерах являются ключевыми аспектами качества сервиса.
6. Можно ли заказать шампанское в номер? - Дополнительные сервисы, подчеркивающие ориентированность на клиента.
За каждый пункт, на который можно ответить "да", компания получает определенное количество баллов. Вес каждого пункта может быть разным, в зависимости от приоритетности характеристики для оценки уровня сервиса.
Создание чек-листов для качественной оценки позволяет не только структурировать сбор данных, но и применить объективные критерии для сравнения с конкурентами. Это делает анализ более глубоким и позволяет выявить конкретные области для улучшения.
Интересно, Юрий. При оценке сайтов мы тоже используем качественные характеристики.