Фактчекинг в работе с трафиком и рекламой в Instagram* и Facebook*

Фактчекинг в работе с трафиком и рекламой в Instagram* и Facebook*

По данным Роскомнадзора за 2023 год российские рекламодатели потратили более 600 млн рублей на Instagram* (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России) — это та реклама, которую промаркировали, по закону «о рекламе», то есть внесли в Единый реестр интернет-рекламы. И совершенно неизвестно, сколько доходов прошло мимо регистрации.

В конце января 2024 года по сообщению «TelecomDail», заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин обратил внимание на следующее. Российские коммерческие и государственные предприятия заказывают продвижение у блогеров, покупающих рекламу в Instagram*. Таким образом, государство, с одной стороны, запрещает контент этой онлайн-площадки, а, с другой, — само же его финансирует.

На текущий момент, органические и особенно рекламные алгоритмы на площадке работают лучше других, альтернативой является разве, что Youtube. И, как бы нам не хотелось, этого отрицать, объем рекламного и блогерского рынка этой соц.сети продолжает расти, и чувствует себя прекрасно не смотря на все запреты и ограничения.

С прелюдией разобрались, перейдем к сути!
В этой статье мы разберем и проверим факты, что же можно и что нельзя делать в IG/FB*?

НАЧНЕМ, С ТОГО, ЧТО КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО ДЕЛАТЬ И ПОЧЕМУ:

📌В 2022г. запретили работу социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории России. Совершенно любой закуп рекламы может расцениваться как финансирование экстремистской деятельности, и может повлечь привлечение к уголовной ответственности по статье 282.3 УК РФ.

📌Далее отметили, что обычных пользователей из РФ подобная уголовная ответственность коснется только в том случае, если они займутся распространением экстремистской информации.

📌Установили административную ответственность за размещение логотипов Instagram* и Facebook* в публичных источниках, так как это символика экстремистских организаций (ч. 1 ст. 20.3 КоАП). Юридическим лицам это грозит штрафом до 50 тыс. рублей, а физлицам – арестом до 15 суток.

📌 Далее отметили, что если при упоминании Meta* в публичных источниках не указать, что это экстремистская организация, нарушителя оштрафуют по статье 13.15 КоАП.

📌 Запретили российским юридическим лицам переводить деньги Meta*., будь то оплата рекламного кабинета или прочих сервисов, — это считается финансированием экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК).

Тут важно сделать примечание: Даже если, какое-либо юр.лицо из РФ захочет внести платеж площадке, физически оно не сможет это сделать! Во-первых, на все аккаунты РФ наложены ограничения самой площадкой. Во-вторых, не одна российская банковская карта не поддерживается платформой.

При этом понятие «финансирование» трактуется законодателями достаточно широко. Так, даже любая разовая оплата размещения совершенно любых рекламных материалов в Facebook* и Instagram* образует состав уголовно-наказуемого деяния по вышеупомянутой статье УК РФ.

Но, на текущий момент все эти выводы не подтверждены на практике. За два года с момента признания Meta* экстремистской организацией в России не было ни одного судебного решения или прецедента по поводу покупки рекламы или запуска таргетированной рекламы в Instagram*.

Единственный около-судебный прецедент, связанный с решением Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 № 02-2473/2022 и о котором есть упоминание в сети, датируется сентябрем 2022 года: fashion-блогер Вероника Логинова получила от прокуратуры «предостережение о недопустимости нарушения закона» из-за использования соцсети». Дело не получило развития, и имело очень странные обоснования, а девушка до сих пор, активно ведет свой блог.

НА КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ НЕ БЫЛО (ФАКТИЧЕСКИ) НАЛОЖЕНО ОГРАНИЧЕНИЙ?

🎯 На использование Facebook* и Instagram*: вы также можете использовать Facebook* и Instagram* для продвижения, постинга, покупки рекламы у блогеров, просмотра постов и переписки через VPN и Proxy.

🎯 На Business Manager: если в бизнес менеджере аккаунты были изначально созданы с оплатой не в рублях, то можно привязать зарубежный социальный профиль в Business Manager и запустить рекламу, привязав для оплаты зарубежную карту.

🎯 Обращаться за услугами к подрядчикам находящимся за пределами РФ. Например, обратиться за услугой настройки таргетированной рекламы к таргетологу из СНГ, агенству или к Медиабайеру (арбитражнику). Тут важно, чтобы он взял на себя всю работу с инструментами. Именно, так все чаще поступают крупные бренды из РФ, на hh.ru постоянно появляются подобные вакансии. Из последнего, что я видела, вакансии штатного таргетолога, для широк известного в РФ бренда женского белья и бренда велосипедов, с функционалом медиабайера Instagram*.

🎯 И что самое важное, на текущий момент, нет фактического запрета на прием трафика из Facebook* и Instagram*. Пока что, мы все также можем закупать трафик на Instagram* или Telegram со всего мира. Если бы это было запрещено, тогда мы не могли бы покупать рекламу у блогеров, и даже перенаправлять пользователей со своих аккаунтов Instagram*, в Telegram и на другие площадки. Блогеры были бы под запретом и остались бы без работы, как и арбитражники трафика.

Вывод: на территории РФ запускать ничего нельзя, но можно из РФ.
Такой вот парадокс:)

И, если первое, физически невозможно, ведь территория нашей страны на картах платформы – это буквально серое и слепое пятно, и ничего что связано с РФ там не работает. То второе, возможно при использовании инструментов арбитражников трафика: антидетек-браузеров и прокси, покупных аккаунтов (зарегистрированных не в РФ), зарубежных банковских карт или сервисов виртуальных карт.

Важно отметить, что этот способ подходит, только тем кто предоставляет услуги онлайн, тем кому нужны русскоговорящие или иностранные пользователи из других стран, и тем, кто планирует продвигаться и выходить на международный рынок с услугами, блогом или продуктом.

К слову, сфера «арбитраж трафика» существует аж с 2004г, и также за весь срок существования сферы, еще не было ни одного судебного прецедента в этой области (я погуглила, но если вы знаете о таких напишите :D). Что удивительно, ведь в этой сфере много около-легальных и серых схем, и мы ничего работаем.

P.S. Как обычно, если вдруг кому нужен мой ТГ.По всем вопросам, ответам, загадкам и отгадкам — я там:)

22
Начать дискуссию