Где искать прекрасное в digital?

Искусство в нейросетях, jpeg-файлах и звуках

Где искать прекрасное в digital?

Когда технологии стирают границы реального, искусство превращается в нечто удивительное, это же относится и к digital. Чтобы чуть лучше разобраться в прекрасном в мире цифры, мы пригласили в наш подкаст директора Московской школы современного искусства, Михаила Левина (MSCA). А еще собрали для вас эту статью, в которой выяснили:

  • Могут ли нейросети стать новыми Микеланджело?
  • Помогает ли ИИ диджиталу?
  • Как строится путь современного художника?
  • Бум продаж jpeg-картинок — почему?

Кстати, выпуск уже можно послушать по кнопке ниже!

Цифра убивает искусство?

Конечно, с первого взгляда технологии помогают творчеству. Оно становится доступнее, иногда интерактивнее, если повезет. Особенно недавно, когда пандемия заперла нас по домам, а желание посмотреть на красивые черные квадраты все еще было с нами. Михаил подходит к вопросу более осторожно:

Ну, я бы не назвал этот вопрос простым, потому что, с одной стороны, прикоснуться к современному искусству при помощи каких-то новых цифровых средств, инструментов, платформ, действительно, стало возможным, но тут очень важна одна оговорка. Это совсем другой опыт соприкосновения с искусством, другой опыт восприятия этого искусства.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

Но все же главная особенность цифрового искусства – его восприятие, оно другое. Да, возможность отзумить девушку с одной известной жемчужной сережкой и растащить невесту поневоле на смешные картинки добавляют задора, но проблема появляется с более серьезными проектами. Эмоции и ощущения от цифры и живых произведений попросту разные, их нельзя воссоздать.

Я просматривал некоторые доступные выставки в интернете, хотел порекомендовать некоторые из них студентам на майские праздники. Потратил на поиски дня 3-4. Честно, тотальное уныние. Опыт в цифре все еще ограниченный, я бы сказал он дает всего 20-30 процентов от физического посещения.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

Оффлайн всё ещё лучше?

Где искать прекрасное в digital?

Конечно, нет, все сложнее. Переход от физического к цифровому связан с трудностями. Как мы и говорили, должен быть не простой перенос уже существующих произведений, а правильная адаптация, где новые технологии лежат уже в фундаменте цифрового черного квадрата. Такой подход позволяет достичь гармонии со зрителем и открывает новые горизонты для творческого я.

Хороший цифровой продукт использует все современные технологии для передачи идей еще на этапе планирования. Многие из выставок не работали по одной простой причине – они не задумывались таковыми; физическая и цифровая коммуникация – это совершенно разные подходы.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

Искусственный интеллект и нейросети вносят свой вклад в развитие современного искусства. Они предлагают инструменты для создания новых форм и подходов. Например AI, который переводит звуки в красивые визуальные образы:

Интересно получилось, потому что система часто анализировала изображение и пыталась сопоставить его со звуком. Некоторые из них были связаны с поп-культурой, другие могли использовать музыку из новостных лент. Полученный звук, генерируемый сетью, зачастую не соответствовал привычному восприятию визуальных объектов и ассоциаций с их историческим периодом. В результате получался интересный коллаж.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

И здесь ключевую роль играет подготовка кадров. Будущие художники и дизайнеры развивают не только творческие навыки, но технические: работе с современными инструментами, платформами. Это позволяет молодым творцам не просто адаптироваться, но и активно участвовать в формировании нео-галерей.

NFT — вред или новая ветвь развития?

Очевидно NFT — не видеоарт 60-х, но на самом деле NFT ставит хорошие вопросы для цифрового копирайта. Он не может изменить сущность искусства как такового, но он даст новые инструменты для защиты прав на цифровые произведения, позволит художникам и творцам удостоверять подлинность и уникальность своих работ в цифре. Путем создания уникального цифрового сертификата, который не может быть подделан или скопирован без разрешения владельца, NFT придает цифровым активам новую ценность и вес в правовом поле.

NFT не стало мощным инструментов для художника или элементом для добавления какого-то смысла в искусство. Хайп вокруг NFT прошёл, интерес коллекционеров упал, и, как следствие, значительно снизился и интерес художников. Останется ли NFT в какой-то форме в будущем? Честно говоря, сложно сказать. Вероятно, сама технология в какой-то мере будет присутствовать. Однако в качестве самостоятельного, я думаю, нет.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

Унитаз – искусство?

Определение искусства и творческого выражения становится еще более сложным с появлением новаторов вроде Марселя Дюшана, чьи радикальные подходы к искусству ставят под сомнение традиционные представления о художественном творчестве. Рэди-мейды Дюшана, превращающие простые предметы в искусство, они расширили его границы, хоть и в своей манере.

Где искать прекрасное в digital?

Марсель Дюшан преобразил искусство, используя простые бытовые предметы. Он взял обычный писуар, перевернул его и подписал, превратив в скульптурный объект. Покупка предмета в Нью-Йорке и подписание его вымышленным именем подчеркивали концепцию экспериментального искусства. На выставке, где Дюшан был одним из организаторов, предполагалось представление любых экспериментальных художественных произведений. Однако коллеги отказались выставлять его работу. Дюшан, как отмечают многие критики и искусствоведы, открыл "ящик Пандоры". Показал, что в художественной деятельности первостепенное значение имеют идеи и мысли художника, а форма их воплощения является вторичной.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

Эволюция искусства в цифровую эпоху начинается с "нет-арта" и достигает современных метавселенных. Искусство, зародившееся в интернете, стало предшественником современных цифровых форм выражения, где музеи и художники ищут новые пути для представления и взаимодействия с искусством.

Где искать прекрасное в digital?

Молодое поколение всегда предпочитает новое. То самое отрицание, которое могут предложить цифровые формы взаимодействия с искусством.

Ольга Лялина, одна из наших соотечественниц, в 90-е годы стала пионером так называемого "нет-арта", искусства, реализованного в интернете. Она создала сайт, который сам по себе был художественным высказыванием. На сайте интерактивность играла ключевую роль: в зависимости от действий пользователя, от того, куда он кликал, складывался уникальный художественный опыт. Появлялись образы, задавались вопросы, предлагались ответы. Ольга была одной из первых, кто обратился к этой форме искусства, которая впоследствии получила глобальное распространение.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства
Где искать прекрасное в digital?

Многие идеи, когда-то описанные фантастами, со временем приводят нас в восторг при виде говорящего робота. Развитие компьютеров и искусственного интеллекта, как предсказывалось, приводит к появлению новых цифровых реальностей. Примеры из прошлого, такие как описания вертолетов, кредитных карт, ракет на жидком топливе, и даже кибернетических имплантов в литературе, показывают, как фантастические идеи становятся частью нашей повседневной жизни. Произведения таких авторов, как Жюль Верн, Эдвард Беллами, Герберт Уэллс и Рэй Брэдбери, предсказывали технологические достижения далеко до их реализации.

Искусство, технологии и человеческий опыт

Будущее искусства и искусственного интеллекта – вечный диалог между прогрессом и человеческим опытом. Но несмотря на развитие искусственного интеллекта и появление новых возможностей для творчества, неповторимость человеческого восприятия и глубина эмоциональных переживаний остаются незаменимыми. Каждый человек – это уникальная личность с своим взглядом на мир, что делает его незаменимым участником художественного процесса.

Я считаю себя довольно старомодным человеком и должен признать, что пока не встречался с цифровым художественным высказыванием, которое могло бы сравниться с выдающимися физическими произведениями. Художники продолжают создавать уникальные инсталляции и среды, которые на множественных уровнях – смысловом, тактильном, визуальном и интуитивном – воздействуют на зрителя, оставляя глубочайшее впечатление. Эти произведения запускают огромное количество нейронных связей, воспоминаний и отсылок, предоставляя чрезвычайно многогранный и глубокий опыт. Поэтому пока сложно представить, что что-то подобное может быть воссоздано в цифровой реальности.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

Искусство со временем меняет понимание профессии художника. В любой своей форме – будь то аналоговое или цифровое – оно является исследованием человеческого опыта, эмоций и мира. Технологии предлагают новые инструменты для этого исследования, но не заменяют собой уникальность человеческого взгляда и чувств.

В начале 2000-х годов было распространено мнение, что эра аналоговой фотографии закончилась и пленка устарела, уступая место цифровой технологии. Действительно, цифровая фотография стала массовым явлением и демонстрировала техническое совершенство. Однако в последние 5-7 лет наблюдается возрождение интереса к аналоговой фотографии, так как стало очевидно, что цифра лишена определенной магии, присущей аналоговым снимкам.”

Эта магия заключается в элементе неожиданности, случайности и "жизненности", которую невозможно воссоздать с помощью цифровых технологий. Аналоговая фотография предлагает невидимую, но ощутимую эстетику: от того, как свет отпечатывается на плёнке, до процесса проявки и печати с ее невероятными нюансами и тонкостями. Этот процесс напоминает музыку на виниловых пластинках, которая, несмотря на техническое совершенство цифрового звука, сохраняет свою нишу среди меломанов. В этом совершенстве теряются тонкие нюансы, которые находят отклик в человеческом опыте, эмоциях и душевных переживаниях — те аспекты, которые трудно, если не невозможно, воссоздать в безграничных возможностях технологии.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства

А если вы хотите нас не только читать, но и видеть: смотрите видеоподкаст Digital Зеркало на YouTube. Слушайте наш выпуск, делитесь с друзьями и, конечно, ставьте лайки и подписывайтесь!

22
Начать дискуссию