Анализ рынка перед запуском бизнеса: минимизируем ошибки на старте

Анализ рынка перед запуском бизнеса: минимизируем ошибки на старте

Крутая бизнес-идея — это половина успеха. Вторая половина — кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование. Планирование — это то, что нужно делать до того, как вы вложите в свое детище деньги, чтобы потом не было мучительно больно.

У меня в работе было полно примеров, когда небольшие дыры в плане приводили к большим проблемам. Так что исследование рынка — не формальность, это необходимость. Исследование позволит вам понять, что и когда лучше делать, а что делать не стоит в принципе. И даст вам возможность совершить экстренный маневр, если что-то пойдет не по плану.

Теперь давайте разберемся с тем, как же правильно анализировать рынок перед запуском бизнеса и не слить на это большой бюджет.

Первое, с чего стоит начать - с постановки цели и задач. Помните, как вы писали курсовые в вузе? Вы всегда начинали с написания цели вашей работы и постановки задач. Тоже самое и с анализом рынка. Конечно, кому-то этот этап покажется необязательным и излишним. Однако отнестись к нему стоит серьезно. Именно задачи и цели определяют, какой информации достаточно для анализа. Если вы будете исследовать рынок, не имея перед собой списка вопросов, рискуете потратить кучу времени на сбор и обработку лишней информации.

Для определения целесообразности, нужно:

1. Узнать емкость и динамику рынка (Анализ объема и емкости рынка поможет оценить потенциал и возможности для развития. Без расчета емкости рынка не получится запустить новый продукт или увеличить продажи уже существующего).

2. Оценить уровень спроса и релевантность вашего предложения потребностям целевой аудитории (Понадобится чтобы понимать, как работать с той же ценой товара. Так, например, если у вас высокая эластичность спроса, вы можете снизить цены, чтобы резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше).

3. Проанализировать конкурентную ситуацию на рынке, выявить сильных игроков (Это поможет понять, от чего вам стоит играть, чтобы быть конкурентноспособным).

4. Изучить внешние факторы и глобальные тенденции, которые могут повлиять на рынок (Это пригодится чтобы не попасть в «непредвиденные» ситуации. Если вы знаете риски, значит вы можете подготовить свой бизнес к этим рискам, а значит, можете и противостоять им).

Список задач можно использовать в качестве конкретного плана, которым вы будете руководствоваться при исследовании рынка. Так что ему стоит уделить отдельное внимание.

Второй важный шаг - сбор информации. Анализ рынка начинается со сбора данных, которые впоследствии нужно будет структурировать и обработать.

Бывают ситуации, когда можно быстро понять, что у нового бизнеса нет шансов в выбранной нише. Тогда не приходится тратить время на исследование покупателей и конкурентов.

Вопросы для анализа рынка:

  • Какова емкость рынка?
  • Какова его динамика?
  • Как менялся рынок в последние несколько лет?

Вычислить точные показатели в некоторых сферах и тем более для конкретных регионов, проблематично. Но для нашей цели этого и не нужно. Достаточно найти подтверждения тому, что рынок не падает и на нем есть место для новых игроков. Если вы открываете не интернет-магазин и не планируете работать на всю страну, важно рассматривать вопросы в контексте конкретного региона, где собираетесь работать. Иначе может произойти ситуация, когда рынок вроде развивается хорошо, но вот именно в этом регионе он катится в тартарары. И чтобы это понять, не достаточного комплексного анализа рынка, нужно взяться за конкретный регион.

Остановимся еще на понятии емкость рынка. Далеко не все понимают, что это такое. Емкость рынка - важный показатель, который говорит о том, какое количество продукта сможет потребить рынок в заданный промежуток времени. Пример: емкость рынка вейпов в СПБ - это то, сколько вейпов покупают именно в Санкт-Петербурге за конкретный период времени (в день/месяц/год).

Емкость рынка зависит от следующих показателей:

  • уровня потребления продукта;
  • наличия аналогичных способов удовлетворить ту же потребность;
  • уровня цен;
  • качества товаров;
  • эффективности маркетинговых и рекламных вложений.

Про то, какими формулами рассчитывается этот показатель, говорить не буду. Всю эту информацию легко найти. Но скажу только то, что все способы расчета довольно трудоемки и затратны по времени. К тому же, чтобы получить более точные результаты, лучше задействовать несколько методов одновременно, что еще больше усложняет задачу. Однако для определения целесообразности запуска бизнеса достаточно приблизительных цифр. Поэтому необязательно уходить далеко в дебри, достаточно примерно прикинуть цифры.

Стоит также помнить, что емкость рынка бывает разной: есть потенциальная и реальная емкость рынка. Последнюю вычислить крайне сложно. По крайней мере, без огромных вложений тут точно не обойтись. Вам нужно суммировать объемы продаж всех игроков в регионе, а такую информацию не то чтобы легко найти, обычно ее никто не афиширует. Исключение могут составить разве что крупные компании, которые публикуют в сети финансовые результаты деятельности. Так что не советую заниматься этим, особенно если вы собираетесь открывать маленький бизнес. Для вас такие данные не имеют особого значения.

Еще нужна динамика. Чтобы ее определить, вам понадобяться показатели емкости рынка за последние 5 лет. Тут все легко: если показатели растут, значит, динамика положительная, если уменьшаются — отрицательная. Такая информация позволит увидеть перспективность рынка. Что это значит? Ну, если рынок растет, то у новых игроков есть шанс занять свое место в нише. Если нет, то зайти на рынок будет крайне сложно.

На третьем этапе необходимо заняться исследованием спроса и ЦА.

Без анализа целевой аудитории в бизнесе не обходится ни одно управленческое решение. Логично, что и на старте ее нужно тщательно изучить, ибо дальше двигать без этих знаний не получится. Нам нужно выяснить:

  • Пол, возраст, семейное положение, наличие детей, геолокация, национальность, уровень образования, профессиональная сфера, доход и т. д;
  • Какую потребность удовлетворяет ваш продукт, как часто и в каких количества он им требуется;
  • На какие характеристики обращают внимание при выборе вашего товара, что может помешать и подтолкнуть к покупке у вас, что ожидают от вашего продукта;
  • Размер целевой аудитории.

Это далеко не полный список того, что вам придется исследовать. Это, скорее база, основа, которая точно будет необходима. Подробнее про ЦА и ее сегментацию можно почитать в другой моей статье.

Важно помнить, что на этапе принятия решения о запуске бизнеса подробный анализ не то чтобы нужен - без него можно обойтись. А вот без чего обойтись точно не получится - это без понимания, что в предполагаемом регионе есть ваша ЦА и ваш товар/услуга релевантны ее потребностям.

Надеюсь, данная статья была вам полезна. Если это так, то можете ознакомится еще с постами в моем телеграм-канале, там достаточно полезной информации. До встречи в следующей статье.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию