Как выбрать SEO-агентство? Первый реальный гайд не от агентства
Как контролировать SEO по деньгам?
Есть разные модели оплаты.
.Оплата за позиции.Оплата за трафик. Оплата за лидов/цели.Оплата за % от продаж/дохода/прибыли.
- Оплата за работу. Фикс в месяц/за часы/за задачи, услуги.
- Оплата за позиции по фразам.
- Оплата за трафик.
- Оплата за конверсии/лиды.
- Оплата за % от продаж/дохода/прибыли.
Я не буду идти в плюсы и минусы каждого способа, подробнее можете посмотреть в докладе моих коллег
Главное суть — вы должны понимать эту воронку как владелец бизнеса. Вам будут показывать результаты по какой-либо части этой воронки, но вам нужно понимать весь путь от SEO до денег. Кстати, в ASO (трафик из App Store и Google Play) такая же воронка
Деньги и SEO - моё решение
Плата за фикс/часы + прозрачные данные по всем остальным параметрам, которые можно анализировать адекватно только в совокупности. Желательно полить дашбордом и BI системой.
Пойдемте уже по критериям.
Главный критерий выбора SEO-подрядчика
Его нет. Всё надо смотреть в совокупности, подавляющее число критериев интерпретируются в зависимости от контекста. Ниже я дам комментарий на несколько значимых критериев, подробный список и разбор всех мифов и подходов вы можете посмотреть в длинной видеоверсии.
Отзывы и рекомендации
Рекомендации самое лучшее что может быть.
От кого могут быть рекомендации:
От знакомого
Шикарно. Единственное что вы должны убедиться при рекомендации.
- Ваш знакомый не пожертвует вашими отношениями чтобы порекомендовать непонятно кого не разобравшись или намеренно подсовывая вам своего брата, свата.
- Ваш знакомый может быть искренен в рекомендации, но может сам случайно находится в неведении. Желательно, чтобы он понимал воронку от работ и позиций до денег и до. В идеале узнать, что какая у него отчетность по данным вещам. Если этого нет и вы малый бизнес, а ваш коллега этот аспект не довёл до красоты цифр и работает интуитивно, то можно рискнуть и поверить, но если не просто говорит что норм ребята, а он говорит что прям вообще всё супер и по процессам и по результатам. Но тогда вернитесь к пункту выше, убедиться, что его нахваливание не связано с заинтересованностью в этом.
Публично найти
Могу предложить четыре варианта.
Первый - в существующих ваших маркетинговых каналах спросить. Не постесняться, сказать "Всем привет! У меня сайт vc.ru, ниша СМИ. Ищем нового подрядчика по SEO, может кто подсказать хороших ребят? Сюда или в ЛС. Подробности могу в ЛС дать."
Второй вариант зайти в сеошные чаты и там это же написать. Преимущество сеошных чатов, что вы можете назвать конкретное агентство и спросить кто что слышал про них, есть ли какие-то зашквары, известные в сообществе.
Третий вариант. Зайти на канал
Открыть любые понравившиеся n-видео. Вы можете либо выбрать понравишегося спикера под вашу специфику (там есть доклады по нишам "ремонт бытовой техники" например, есть по Китаю выступающий спикер и т.д.). И можете обратиться к ним напрямую. Или задать тот же вопрос и формулировку (чуть кастомизировав), что я писал выше. Там по каждым видео есть телеграм любого эксперта, спросите, добрый эксперт ответит бесплатно, дорогой эксперт ответит за деньги, но их наверное будет меньше. И даже так, лучше заплатить за консультацию, чем потом платить год за убыточное невесть что.
Четвертый вариант напишите мне в ТГ @nikrodol. Я вникну в ситуацию и посоветую тех, кто больше всего вам подойдет. Если что-то знаю или поиском по чату найду по вашему подрядчику, то скажу.
Про отзывы в сети не буду тут писать, в видео говорил подробнее, в целом не так важно (хотя наличие большого негатива или выбивающегося из другого списка красный флаг).
Брендовый и не брендовый трафик
Это самое главное и показательное, что вам нужно различать в SEO. Для бизнеса и маркетинга и для оценки работ SEO это еще важнее, чем деление на коммерческий и информационный трафик (там вы сможете по конверсиям на следующей воронке поанализировать).
Кратко. Для примера у нас компания "Cеобанк".
Брендовый трафик — это запросы, включающие «seoбанк», «seo банк», «сеобанк», «сео банк», опечатки и т.д..
Можно зайти в отчёт ЯМ по посетителям, посещаемости, неважно. Важно сделать фильтр по типу.
И получите список фраз брендовых
Если подобрать подобный фильтр, но обратный, то наверху должен остаться только небрендовые фразы
Эти фразы отражают брендовый/не брендовый трафик и запросы из Яндекса. Для Гугла используйте такие же фильтры в Google Search Console, принцип тот же.
Так вот. Брендовый трафика — заслуга в первую очередь всего остального маркетинга, кроме SEO. SEO тут может подстраховать, сделать так, чтобы не было проблем. Но он просто тут спасает от косяков и убытков. Круто если проработали тематические статьи по вам, может раздел FAQ улучшили с помощью SEO и анализа брендового трафика и брендовых запросов.
А вот за что SEO должно бороться и как можно реально оценить успешность, это успехи в не брендовом трафике. Вот тут реально SEO генерирует прибыль.
Вы должны это понимать и видеть эти два разных разреза при сотрудничестве с SEO-подрядчиком.
Цены
Цены тоже не бинарная цель. Единственное что тот, кто обещает SEO за 10к в 2024ом году 99% скам. И за 500к тоже. Всё что между — зависит от вашего проекта, от того, нужно ли оплачивать сотрудникам съем квартиры в Москве за 80к или в Краснодаре за 30к.
Я видел плохие дорогие агентства.
Я видел хорошие агентства недорогие.
Если у вас B2B где один клиент окупит разницу в 50к между агентствами, то вам точно не стоит думать о цене в укор остальным критериям. По остальному - надо прикидывать индивидуально ситуацию. Но не гонитесь за подороже, тут это не означает что будет безопаснее. Скама может меньше будет, а посредственности не меньше.
Опыт и кейсы
Если есть агентство возрастом 20 лет и 3 лет, не факт что вторые хуже. Быстрорастущие могут быть лучше, может там глава новообразованного агентства был лучшим из ушедшего уже ветхого "лидера рынка".
Ищите кейсы. В КП, на сайте, на чужих площадках, тех же vc.ru. Если на сайте в кейсах есть где-то упоминание компании, то можете попытаться спросить у их представителей работали ли они и как всё прошло. Это скользящая по всему тексту мысль — не стесняйтесь писать людям и брать обратную связь рынка. Может оказаться что этот клиент давно ушёл, тогда будет интересно узнать почему. В Сбере может вам вряд ли ответят (хотя если это глава маркетинга со своей соцсетью и определенный проект, то и оттуда, вероятно, ответят), но в малом бизнесе или в среднем без пафоса вам, вероятно, помогут.
На что обратить внимание в кейсах, пару пунктов:
- Эффект низкой базы. Смотрите абсолютные и относительные цифры. Не впечатляйтесь ростом трафика на 236%, если изначально был трафик 10 людей в месяц, а стало 23. Имейте ввиду, что трафик может быть брендовый и не брендовый.
- Подробный кейс. Есть не только одна метрика, но их совокупность из того что я показывал выше, например, трафик + позиции, трафик + лиды. Желательно что именно делалось и как добились. Потому что есть третий пункт.
- Внешние обстоятельства. К ним можно отнести две вещи: сезонность и обстоятельства рынка. Может быть так, что рынок сам по себе рос, а SEO лишь подсосалось к росту рынка и росла сама частотность запросов, к чему SEO-специалисты не имели никакого отношения. Или известный публичный кейс спасение трафика на израильском сайте, у которого якобы был жесткий апдейт Гугла 7 октября, но отважные сео вернули трафик и нарастили его. Хотя можно догадаться, что было 7 октября и почему это повлияло на трафик сайта.
Опыт в вашей нише
В идеале опыт в вашей нише нужен. Но не ставьте это во главу выбора. Потому что на самом деле имеет значение релевантного опыта. А какой именно в SEO релевантный? Пример
У вас сайт B2B по продаже маркираторов.
Если вы будете искать подрядчика, который двигал сайт конкурента, то есть два момента.
- Вы хотите добиться таких же результатов или стать лучше? Новые и мощные подрядчики со стороны могут перейти на следующий уровень, чего, вероятно, вы вряд ли добьетесь от того что уже видите по работам подрядчика с вашим конкурентом.
- Если у вас узкая ниша как маркираторы, то вы просто устанете искать по этому параметру. А если и найдете, то сделаете явно выбор в ущерб общему уровню SEO по агентству и даже с опытом по прямому конкуренту может быть меньше релеватного опыта.
А что будет релеватный опыт в таком случае:
- Большой или маленький сайт. Если вы отстаёте по популярности в своей нише, вы игрок догоняющий, то интереснее опыт, например, успешной борьбы нишевого ecom против крупного маркетплейса.
- B2C и B2B. Неважно, консалтинговые компании или CRM. В данном разрезе это релеватный для вас опыт.
- Техническая ниша. Боитесь, что они не смогут разобраться в семантике в нише маркираторов или найти подходящего копирайтера? Если у агентства был опыт продвижения сайтов ремонта телефонов, Глонасса и строительной техники, то и с маркираторами они справятся, а уникальную информацию и так они смогут получать только от вас, даже если у них был бы опыт конкурента.
Так что не бойтесь выбирать подрядчика, у которого нет опыта аналогичного вашего бизнеса. Возможно, у него разнообразный опыт, который в совокупности покрывает потенциальные проблемы при работе с вами.
Почему некоторые руководители стремятся выбрать SEO-агентство именно с опытом аналогичного конкурента? Есть гипотезы чтобы начальство выше не ругало и пойти лёгким путем безопасным, но менее успешным. Если подводить под это рацио, то в теории, чтобы деньги, которые вы будете платить, не пошли под сжигание денег под гипотезы, которые уже другие опробовали.
Но в SEO нюанс в том, что большое разнообразие релевантных для вас кейсов по разным параметрам означает гораздо больше испробованных гипотез, нежели на одном релеватном для вас сайте.
Есть редкие исключения, к ним относится ниша гемблинга, казино. И то, я бы предпочел первосортного подрядчика с опытом беттинга (ставок), нежели второсортного с опытом гемблинга.
Еще пару критериев опишу в формате блица.
Подрядчик из твоего региона
Забудьте про этот критерий, пожалуйста. Вы же не будете бить лица им. А врать вам смогут и в глаза. Юридические разбирательства вы можете делать и дистанционно. Не знаю ни одного случая где нахождение SEO-подрядчика в одном городе с клиентом ему помогало. Зато знаю случаи, когда это ограничивало выборку и не давало выбрать честных и крутых ребят из другого города.
Отчёты
Очень желателен хотя бы один отчёт, в который вы зайдете и поймете общую картину с SEO. Если вам кидают отчёты, которые вы не читаете и не валидируете — это плохо. Не обязательно значит что вас обманывали до этого. Попросите сделать прозрачную отчётность (или узнайте что с вашей стороны нужно сделать для этого) по воронке часы/задачи - позиции - трафик - конверсии - доходы.
Просите заканчивать работы, прикрепляя в оговоренное место ссылки на результат. В которые стоит хотя бы раз в месяц заглядывать, что там.
SEO-рейтинги
Не буду высказывать свои гипотезы широко. Скажу лаконично — я видел крутые компании, которых нет в этих рейтингах и видел плохие компании, которые есть в топе рейтинга.
Итог
Мы кратко разобрали несколько популярных критериев для выбора хорошего SEO-подрядчика. Можно подробнее посмотреть в видео или устроить дискуссию в комментариях.
По всем вопросам жду вас в комментариях или в личке в ТГ @nikrodol. Там я с радостью дам комментарий индивидуально по вашей ситуации и смогу порекомендовать конкретные агентства для вас.
Не стала читать всё, поскольку жаль времени, а начало в принципе не располагает читать (слабовато по грамотности, режет глаза).
Сколько уже было всевозможных статей на эту тему — как от агентств, так и от "независимых" сеошников. Что интересно, каждый выступивший по-своему прав. И ведь каждый заинтересован :) Но интерес, ясное дело, у каждого свой.
Наверное, в вышеизложенных советах есть смысл. Но увы, они всё равно не помогут. Это не пессимизм, просто у каждого свой путь к идеалу.
Я сжал свой доклад в текстовом виде, сказал о моментах, которые реально видел у различных руководителей маркетинга и которые не видел в других статьях
Тема действительно не нова, но я её написал так, как мне не стыдно присылать знакомым, вместо того чтобы расписывать что-то в десятый раз. Если порекомендуете материал лучше, будет интересно, с радостью буду перессылать на другую более полноценную статью без воды.
"Но увы, они всё равно не помогут. Это не пессимизм, просто у каждого свой путь к идеалу." - почему так думаете?