(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(55587328, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(55587328, 'hit', window.location.href);

Сбербанк, МТС и Coca-Cola сделали это, а вы чего ждете?

3 года назад мы провели ребрендинг компании. Полностью сменили фирменный стиль, логотип и даже цвета-ассоциации с брендом. Сегодня можно говорить о результатах проделанной работы.

А также о том, как в целом в бизнесе работает ребрендинг и кому он нужен (а, главное, зачем?). Сменой имиджа нашей компании руководила коммерческий директор Татьяна Гузеева. Ей ― слово.

Нота «Ре» в жизни компаний ― к переменам

Любой человек хотя бы раз в жизни менял имидж ― стрижку, стиль в одежде. Обычно глобальные внешние изменения происходят с нами, когда появляются внутренние личностные изменения. Но это с людьми так, а что насчет компаний?

Почему Сбербанк стал Сбером? Почему название Yota теперь сбоку от логотипа, а не снизу, как раньше? Почему М.Видео теперь везде подписано как «М.»?

Эти компании за последние несколько лет изменили айдентику на новую, избавив визуал от лишних деталей и сосредоточив его на определенных целях.

Айдентика в данном контексте ― это сокращенное слово от «корпоративная идентичность» или «брендовая идентичность». Она включает в себя все визуальные (и не только) элементы, которые связаны с брендом: логотип, фирменные цвета, шрифты, стиль коммуникации и т.д. В общем, это то, как бренд позиционирует себя для восприятия окружающими.

Это как сбросить старый пуховик, под которым красивое вечернее платье. Но поговорить я хочу не столько о внешних изменениях, сколько о внутренних. И даже глобальных.

Что такое ребрендинг? Примеры, которые я назвала выше ― это редизайн или рестайлинг, то есть, смена логотипа и фирменного стиля, а также ренейминг, смена названия компании. Ребрендинг же ― это переосмысление внутреннего наполнения бренда.

Необязательно категорически менять все: название, логотип, дизайн, фирменный стиль, слоган и прочее. «Переосмысление» здесь ― ключевое слово. И оно подразумевает колоссальную работу целой команды специалистов над смысловым наполнением бренда.

Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что ребрендинг нужен не всем или только тому бизнесу, у которого дела идут плохо. Если компания находится на рынке хотя бы 3 года, уже стоит задуматься о частичной смене имиджа. Объясню почему.

  1. Тренды в дизайне динамичны. То, что вчера представляло собой гармонию вкуса и стиля, сегодня может оказаться устаревшим. Это не означает, что нужно поддаваться моде, и меняться каждый раз, как только Артемий Лебедев задает рынку новую тенденцию (известный российский дизайнер, основатель и владелец студии дизайна «Артемий Лебедев Студия». Он признан одним из самых влиятельных людей в сфере дизайна в России и за ее пределами. Лебедев и его студия занимаются разработкой дизайна различных продуктов ― от веб-сайтов и интерфейсов до корпоративных стилей и символики. Изменения, которые он вносит в свои работы, часто определяют новые тренды в дизайне). Это значит, что нужно внимательно анализировать привлекательность собственного бренда в разрезе конкурентоспособности и тех современных веяний, что принес покупательский спрос.
  2. Законы в отношении бизнеса также имеют свойство меняться. Например, в прошлом году в статью 3 ФЗ «О государственном языке РФ» внесли изменения, где сказано: в рекламе и информации, предназначенных для потребителей товаров и услуг, обязательно нужно использовать государственный язык. Поэтому многие компании, название которых было написано латиницей, стали переходить на кириллицу, чтобы в будущем, когда требования к использованию языка ужесточатся, не получить штраф.
  3. Меняется сам бизнес. За годы работы компания могла изменить концепцию, нишу рынка, бизнес-модель и даже целевую аудиторию. Если бренд не отражает эти изменения, в нем нет смысла.
  4. Компания теряет лояльность аудитории. Это происходит из-за высокой конкуренции, изменений рынка и даже из-за устаревания самой компании. Суть одна ― если не измениться, то можно окончательно потерять интерес потребителей.
  5. На рынке появился сильный конкурент. Такие перемены особенно бьют по компаниям-лидерам в своей сфере. Ведь часто оппонент заходит в нишу со свежими и яркими идеями бренда, поэтому «ветеран», при всей надежности и проверенности временем, на его фоне выглядит устаревшим.

Да и это, по правде говоря, не единственные причины для бизнеса заняться ребрендингом. Они могут быть совершенно любыми. Важно только вовремя осознать ― пора меняться.

Чем рискует компания при ребрендинге

А теперь поговорим об обратной стороне медали ― рисках при ребрендинге. И самый главный из них заключается в том, что аудитория может не принять новый внешний облик бренда.

В 2021 году Билайн сделал ребрендинг, чем вызвал волну негодования клиентов. Далеко не всем новый логотип компании пришелся по душе. Хотя разница ― не самая колоссальная.

Общественное негодование также вызвал новый логотип МТС, представленный в прошлом году. Позиция компании такая ― МТС теперь не простой мобильный оператор, а центр цифровой экосистемы, что и отражает новый бренд. Но не все пользователи до сих пор могут простить компании пропажу главного символа с логотипа ― яйца (который, кстати, тоже плохо воспринимался поначалу, после ребрендинга в 2006 году).

Хотя, согласно официальному отчету компании, узнаваемость бренда выросла до 89% (с 82%) после смены логотипа.

История знает много примеров, когда даже лидеры рынка, проводя ребрендинг, теряли прибыль и потребителей. Так было, например, у PepsiCo, Coca-Cola и телеканала Animal Planet. Первым и вторым, бывало, приходилось возвращать логотип обратно (несмотря на то, что деньги на его смену были потрачены немалые), третьи сменили логотип еще раз, чтобы зрители остались довольны.

Но грань взаимоотношений с аудиторией очень тонкая. Ведь зачастую первая ее реакция на смену привычного имиджа компании всегда негативная. И часто дело не в том, что ребрендинг сделан некачественно, а в том, что людям психологически сложно отстроиться от прошлого образа компании.

Значит ли это, что от ребрендинга нужно отказаться? Вовсе нет. Но я не советую менять имидж компании, если:

  • падает прибыль ― это не должно стать единственным показателем для того, чтобы переосмысливать бизнес, ведь у этой проблемы всегда есть причины, вот их-то сперва и стоит найти;
  • нужен инфоповод ― лучше найти другой: провести акцию, организовать социальное или благотворительное мероприятие, но не менять концепцию компании только ради быстротечного обсуждения в медиа;
  • прямой конкурент сменил имидж ― делать тоже самое вслед за ним стоит только после глубокого анализа того, как рынок отреагирует на изменения, но никак не сразу;
  • глава обнаружил то, что ему нравится ― в крупных компаниях не позволяют произволу и капризам руководства встать во главу угла принятия окончательных решений. А вот в малом и среднем бизнесе возможна ситуация, когда ребрендинг становится отражением личных предпочтений руководителя. Часто шеф делает ставку на эмоциональную составляющую и руководствуется исключительно собственным вкусом. Однако при смене имиджа подход, основанный исключительно на личных вкусах руководителя, является неприемлемым;
  • в сети появляются негативные отзывы ― их нужно изучать, ведь далеко не факт, что пишет их ЦА, это могут быть как конкуренты, так и интернет-тролли, единственная цель которых ― принизить, обидеть, задеть.

Как правильно провести ребрендинг?

Думаю, уже понятно, что ребрендинг ― это длительный процесс, а не сиюминутное действие. Как любая другая деятельность компаний, он требует тщательной подготовки, кропотливой работы и долгосрочного анализа результатов.

Этап 0 ― Повседневный

Подразумевает, что еще задолго до начала процесса ребрендинга, компания должна наладить систему отслеживания ключевых показателей эффективности бизнеса, анализировать свою конкурентоспособность и регулярно осуществлять маркетинговые исследования рынка.

Этап 1 ― Подготовительный

Это период, когда устанавливаются цели ребрендинга, обсуждается бюджет, набирается команда профильных специалистов, идет анализ текущей ситуации на рынке и целевой аудитории, а также утверждение готовой концепции нового имиджа.

Этап 2 ― Активный

Время, когда ведутся непосредственно работы по разработке нового стиля, в том числе, брендированной продукции, если такая подразумевается концепцией. Также это период, когда новый бренд будет представлен аудитории.

Этап 3 ― Отслеживающий

Период после выхода на рынок, когда нужно активно мониторить и изучать эффект ребрендинга. Он должен занять как минимум несколько месяцев, чтобы показать действительные результаты эффективности нового имиджа.

Почему мы решили провести ребрендинг

Компания «СТРОЙТЭК» работает на рынке недвижимости уже более 30 лет, и за этот период мы росли, менялись, старались улучшать качество не только строительных объектов, но и работы с клиентами. Наша миссия ― формировать облик города, реализовывать комплексные проекты и градостроительные концепции. В общем, делать все, чтобы Екатеринбург гармонично развивался.

В 2021 году, накануне юбилея, мы осознали, что выросли из той айдентики, которая представляла нас аудитории на протяжении всех этих лет. Компания уже давно превратилась в полноценный холдинг, занимающий одну из лидирующих позиций в своей нише рынка. В связи с этим, мы пришли к выводу, что ребрендинг станет логичным переходом на новый этап развития.

Мониторинг эффективности и конкурентоспособности компании на рынке, равно как и аудит клиентов, мы проводим регулярно. Так что понимание того направления, в котором следует двигаться на пути к новому имиджу, у нас уже было, что сильно упростило работу команде профессионалов.

Ребрендингом «СТРОЙТЭК» занималась группа специалистов, возглавляла которую арт-директор Ирина Коротич. Кроме нее в команде были стратег Ирина Демьянец, арт-директор Татьяна Миколаевская, шрифтовой дизайнер Татьяна Черкиз, иллюстраторы Елена Золотарева и Александр Грабилин, а также специалисты по аналитике.

Коллеги тщательно подошли к вопросу разработки нового стиля компании, а затем представили его руководству для согласования. В мае 2021 года мы объявили на официальном сайте компании, а также в социальных сетях о том, что скоро представим пользователям новую концепцию бренда. Но в июле решили, что хотим, чтобы и наши клиенты приняли участие в этом важном для нас выборе, поэтому провели голосование на лучший логотип компании.

Вот какие варианты мы продемонстрировали аудитории:

Большинство голосов аудитория отдала за 2 вариант концепции, и именно он стал нашим новым визуальным отражением бренда. В ребрендинг в целом же был вложен новый смысл компании ― предоставлять покупателям комфорт абсолютно во всем, а не давать только компромиссное решение.

В данном контексте оно означает предложение, которое не полностью удовлетворяет потребности или ожидания покупателей, а лишь является неким средним вариантом, ни на что не претендующим. Компания решила предоставлять клиентам максимально комфортные условия, полностью удовлетворяющие их потребности.

Все это отображено в нашем новом имидже.

Логотип

Слоган

Было: «Надёжный застройщик».

Стало: «Комфорт во всех отношениях».

Фирменный стиль

Было: раньше его не было в принципе.

Стало:

Как видите, у нас даже появился аватар ― буква «С»

Фирменные цвета

Ранее мы не акцентировали внимание на создании фирменной палитры цветов. Теперь же мы используем в логотипе и на продукции четко определенную цветовую гамму.

Красный, синий и белый. Первый ― символизирует амбиции и силу духа, второй ― качество продукта и уверенность в нем, третий ― высокое качество работ и благородство

Перед ребрендингом были проведены глубинные интервью со стейкхолдерами, клиентами, которые уже купили у нас квартиру, и агентами недвижимости. Благодаря этому мы поняли, что преимущество компании в рациональности: разумном соотношении цены и качества, отсутствии переплат, удобных планировках, современных жилых комплексах и качественном оформлении мест общего пользования.

Кроме того, важным уникальным торговым предложением (УТП) является наш индивидуальный подход к каждому клиенту, благодаря которому мы всегда стремимся удовлетворить все потребности покупателя и предложить максимально комфортные условия проживания.

Все это и было передано с помощью новой линейной графики и паттернов-штриховок в логотипе. Эмоциональную часть бренда добавили за счет копирайтов (человечного обращения от лица компании), фотостиля и живых иллюстраций.

В итоге новую айдентику мы стали внедрять везде, где есть точки соприкосновения с аудиторией и потенциальными клиентами ― на баннерах в городе, на фирменной и полиграфической продукции, через официальные каналы компании ― сайт и социальные сети. Также мы сделали ремонт в центрах продаж.

В дополнение к этому, мы провели аудит внутренних процессов. Специально обратили внимание на структуру работы в отделе маркетинга и коммуникаций, где был внедрен рабочий чат в Telegram с участием тех же специалистов, которые занимались ребрендингом. Теперь все наши макеты проходят согласование с арт-директором Ириной Коротич.

Спустя 3 года после проведенного ребрендинга я могу смело заявить, что он удался. Наши клиенты неоднократно отмечали, что «СТРОЙТЭК» визуально стал более современным и привлекательным. Они заметили, что наши строящиеся и уже готовые жилые комплексы гармонично сочетаются с обновленной фирменной символикой. Клиенты также подчеркнули, что взаимодействие с представителями нашей компании стало по-настоящему комфортным.

Кстати, о комфорте ― сотрудники компании, в том числе и я, всегда готовы к диалогу на любых площадках, которые удобны пользователям. В том числе, через соцсети. Мой канал в ВК Татьяна Гузеева ― это не только прямая связь с аудиторией компании, но и личный блог о строительной и архитектурной сферах. Присоединяйтесь!

А какие примеры ребрендинга вы считаете крайне неудачными? Делитесь мнением в комментариях.

Реклама ООО ЦН "СТРОЙТЭК", ИНН 6679129220, ID: 1085206, Маркер: LjN8K1Jzu

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Kost Ivanov

Масляков младший и в подметки не годится своему отцу. Не тот компот

Ответить
Развернуть ветку
IRomanov

Ага. И лучше Камеди нет юмористической передачи . КВН - уже устарел

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Приятель
Ответить
Развернуть ветку
Марк Антропов

По -моему три года слишком мало, чтобы менять имидж. Вас еще и не узнали, не запомнили...

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Марк Антропов, благодарим за комментарий. Стабильность в дизайне помогает в создании узнаваемого бренда. Но важно также следить за трендами, чтобы оставаться актуальным и свежим для аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Печёнкин

Если компания понимает, что лого не цепляет надо менять. И не важно год прошел 3 или 10

Ответить
Развернуть ветку
Марина Вартемидис

Всё зависит от обстоятельств. Конечно, если всё хорошо, то да, странно менять. Но есди есть ряд причин...

Ответить
Развернуть ветку
PetrPetrovich

То чувство, когда настолько зае... по жизни, что не заметил смену айдентики Сбера и МТС🤣

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Романов

Там такие изменения, что почти никто не заметил)))

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

PetrPetrovich, благодарим за комментарий. Действительно, иногда некоторые изменения проходят мимо)

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

Бред сивой кобылы с целью оправдать влитое в пустоту баблище! Компании, не проводящие ребрендинг, чувствуют себя ничуть не хуже. Оценить влияние новой загогулины у логотипа или измененного на пол-тона цвета в принципе невозможно.
Есть исключение конечно, но в абсолютном большинстве случаев это чушь. Не логотип красит компанию, а компания — логотип.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Ияза Гара, благодарим Вас за такой искренний и откровенный комментарий! Действительно во многих случаях успешность компании не зависит от ее логотипа или бренда, а от качества предлагаемых товаров или услуг.

Однако, в нашем быстро меняющемся мире, где конкуренция становится все более жесткой, многие компании ищут способы выделиться и привлечь внимание потребителей. Ребрендинг может быть одним из таких способов.

Будем благодарны, если бы Вы могли привести примеры крупных компаний, которые, по Вашему мнению, успешно справляются без активной работы над своим брендом.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
СТРОЙТЭК
Автор

FoxOksa, благодарим вас, что вы читаете наши статьи и делитесь вашим мнением, очень приятно. Действительно, когда на всех носителях бренд транслирует свой фирменный стиль, создается "лицо" бренда целиком.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Piragova

Крупные компании всегда начинают с названия и лого. Для масштабного проекта важно сразу выделяться на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Б.

Спасибо за комментарий

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Ну в вашем случае было сложно сделать хуже.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Слегка Придурковатый, благодарим за Ваше мнение.
Могли бы вы, пожалуйста, написать более подробно, что имеете в виду. Будет замечательно, если вы поделитесь своими кейсами.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Левушка местный

Слоган бы вам поменять. Какой-то нечеткий, не конкретный. Меня не зацепил.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Левушка местный, благодарим за Ваше мнение. Пожалуйста, поделитесь слоганами тех компаний, которые вам нравятся. Что вы думаете, когда видите их?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
FoxOksa

Мне очень нравится когда у компании все в едином стиле.

Ответить
Развернуть ветку
mrlsh

В общем, если все плохо - поменяй аватарку.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

mrlsh, благодарим за дельный совет)

Ответить
Развернуть ветку
CryptoHelp

Банальная экономия на логотипах в связи с кризисом. Это не просто картиночки, они масштабируются в тонны печатной продукции, в мегаватты сожженной энергии на их генерацию и написание названий.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

CryptoHelp, верно, логотипы и брендинг в целом - это не только визуальное оформление, но и значительные денежные и временные затраты. Однако, они также являются важной частью имиджа компании и могут влиять на восприятие бренда потребителями. Поэтому, несмотря на экономию, компании должны подходить к этому вопросу ответственно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лавров

В идеале До/После чтобы было не как в КВН)))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мартьянов

А у Колы тоже что-то изменилось?

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Николай Мартьянов, логотип колы менялся не сколько раз. https://turbologo.ru/blog/coca-cola/

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Мне ваш ФС понравился.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Alex, спасибо за оценку нашей работы

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Вот и про ваш дизайн напишут потом "скинули как старый пуховик"

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

ZIPA, спасибо за Ваш комментарий. Это ведь здорово, когда остается красивое вечернее платье или новый современный бренд. Все устаревает и это нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

Понятия не имею что такое Стройтек, но если он строит говно типа ПИКа - то ребрендинг тут не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

)))
Ияза Гара,
мы компания из Екатеринбурга и входим в топ-10 застройщиков именно по Екатеринбургу. Если вы из другого города и не интересовались покупкой квартиры в новостройке, вряд ли бы вы о нас узнали, если бы не наша статья. Теперь вы про нас знаете. Спасибо, что прочли нашу статью и оставили комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Киприан Лейн

Сбер, к слову, уже стал возвращать слово "банк" много где, но пока, правда, через ублюдский полу-пробел. :)

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

скорее всего они ставили определенные случаи, когда это используют

Ответить
Развернуть ветку
Отоночо

потребителю фиолетово на логотип и прочую ерунду. это просто выгодная схема для распила бюджета фирмы на ребрендинг.

Ответить
Развернуть ветку
СТРОЙТЭК
Автор

Отоночо, благодарим за Ваше мнение. Но оно не совсем справедливо. Логотип и брендинг важны для бизнеса. Они устанавливают первое впечатление о компании, помогают выделиться среди конкурентов и создают узнаваемость бренда. Ребрендинг, осуществляемый правильно, может значительно усилить позиции компании на рынке. Конечно, это требует инвестиций, но в долгосрочной перспективе они окупаются.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Cherkasov

Довольно-таки интересно про ребрендинг, потому что он реально не всегда приводит в хорошим результатам. Я в таких случаях рекомендую AB тестирование, если мы, например, про сайт говорим.

Да, вложишь деньги на AB тестирование, например, я posthog использую, но лучше сразу отследить метрики, чем потом откатывать и реанимировать трафик.

Ответить
Развернуть ветку
Владик Семягин

У МТС все также самый стремный ребрендинг, хуже просто невозможно сделать

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда