Как продвигать канал в Телеграме и зарабатывать на интеграциях в условиях маркировки?

Всем привет! Меня зовут Юлия Штейман и я автор канала о текстах, Телеграме и литературе. В этой статье поделюсь с вами всем, что знаю про маркировку рекламы в Тг.

Для большинства участников рынка маркетинга давно не секрет, что с сентября 2023 года в законную силу вступили штрафы за отсутствие маркировки на рекламных материалах.

К Телеграму это тоже относится: нет маркировки на рекламе? Есть все шансы получить штраф за её отсутствие. Или за неправильную маркировку. Поэтому давайте разберёмся с этой несчастной маркировкой и обезопасим себя от ненужных проблем.

Реклама, хозяйственная деятельность или органическая интеграция?

Теперь чтобы не нарваться на штрафы, надо чётко понимать, какой контент – информация, какой – реклама, какой – ваша хозяйственная деятельность, а какой – органическая интеграция:

Информация – это всё что нас окружает – любой полезный контент и часть этой информации может быть признана рекламой. Во как)

Реклама – это информация направленная на:

▪️ привлечение внимания к товару или услуге,

▪️ продвижение на рынке,

▪️ формирование или поддержание интереса к товару или услуге,

▪️ и эта информация, направленная неопределённому кругу лиц.

Хозяйственная деятельность – это ваша работа: услуги, что вы предоставляете, и товары, которые продаёте. Поэтому посты о ваших услуга, размещённые в ваших Телеграм-каналах маркировать не нужно!

А то бывает и такое встречается)

Органическая интеграция – упоминание товара или услуги, изготовителя или продавца, которое органично интегрировано в произведение науки, литературы или искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера. То есть вы можете органично, но очень аккуратно упоминать каналы коллег, если их тематика стройно вливается в ваш контент.

Но! Каждый отдельный случай рассматривается ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и РКН (Роскомнадзор) индивидуально. Поэтому если мы говорим именно о рекламе в Телеграме, то рекламный пост надо маркировать. Ибо я уверена, что проблемы с законом и штрафы никому из нас не нужны)

Если хотите, посмотрите полезный эфир о рекламном праве – Реклама, не реклама, самореклама: где грань и как соблюдать закон. Правда эфир староват – от июня 2023 года.

Помню, мне особенно там понравилось, что в середине вебинара ведущие рассказали про свой курс и, предвосхищая вопросы публики, сказали, что сами они считают это не рекламой, а хозяйственной деятельностью)

Штрафы

Если не предоставить в РКН информацию о рекламе, которую вы размещаете у себя в Телеграм-канале, нарушить сроки предоставления или подать неполную, недостоверную или неактуальную информацию, то грозят штрафы:

▪️ Физическим лицам – от 10 000 до 30 000 ₽.

▪️ Юридическим лицам – от 30 000 до 100 000 ₽.

▪️ Средним и крупным компаниям – от 200 000 до 500 000 ₽.

Если распространять в интернете рекламу без маркировки или нарушать требования к её размещению, то грозят штрафы посерьёзней:

▪️ Физическим лицам – от 30 000 до 100 000 ₽.

▪️ Юридическим лицам – от 100 000 до 200 000 ₽.

▪️ Средним и крупным компаниям – от 200 000 до 500 000 ₽.

Поэтому не играем с огнём, а смело изучаем маркировку рекламы, чтобы не наделать ошибок.

Официальные ОРД

Система маркировки не страшная и не такая уж и сложная, как кажется на первый взгляд. Просто она требует времени и внимания, чтобы понять все тонкости работы с ОРД – оператором рекламных данных.

Всего 7 официальных ОРД, их список вы можете проверить на сайте РКН:

▪️ Бесплатные:

▪️ Платные:

Как правильно маркировать рекламу, если вы рекламораспространитель

То есть, если вы продаёте рекламу у себя на канале:


▪️Определяетесь с ОРД – выбираете по душе, по карману и по удобству.

▪️ Регистрируетесь в ОРД и ждёте запросов от рекламодателей.

▪️ Договаривайтесь с рекламодателем и заключаете договор: классический или договор-оферту.

▪️ Пишете рекламный креатив, согласовываете его, время и дату публикации.

▪️ Выставляете счёт рекламодателю согласно договору и он его оплачивает.

▪️ Вносите в ОРД данные договора (номер, дата) и второго лица (ФИО, ИНН, физическое лицо или ИП). Например в ОРД VK для маркировки требуется всего лишь ФИО и ИНН, в то время как другие операторы требуют внушительный список данных.

▪️ Заполняете в ОРД раздел с описанием рекламного креатива (название, ЦА), загружаете текст поста, фото, видео.

▪️ Вам выдаётся токен, он же ерид, который нужно скопировать и разместить в рекламном креативе до публикации.

▪️ В условленное время публикуете промаркированный рекламный креатив.


Важно! Перед удалением рекламы надо зафиксировать количество показов и сформировать акт о выполненных работах.

В следующем календарном месяце отчитываетесь в ОРД по статистике рекламного креатива: дата публикации, дата удаления, количество просмотров.


Если же вы – рекламораспространитель, то делаете то же самое, но со своей стороны.

Или перекладываете маркировку на рекламодателя.

Где правильно размещать ерид?

Напоминаю, что ерид или токен – это идентификатор рекламы. Он выглядит как бессмысленный набор латинских букв и цифр: 5UGfwMukZ4.


Полагаю, что многих из васьдо сих пор раздражают ериды в начале постов, кричащие о рекламе и стреляющие в лоб конверсии. Благо есть официальные рекомендации по размещению токена от ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы) с сайта РКН.


Приоритетно – зашивать токен в кликовую ссылку, но также можно размещать его:

▪️ В тексте

▪️ На изображении или видео

▪️ Есть ещё несколько вариантов


Да не забывайте, что далеко не всё, о чём вы хотите рассказать, расценивается как реклама! Помните о разных вариантах подачи материала и обратите особое внимание на хозяйственную деятельность и органическую интеграцию, про которые я написала в начале статьи.

Неясные уточнения о маркировке

Пояснения от ФАС: как отличить рекламу от информации. 
Пояснения от ФАС: как отличить рекламу от информации. 

Ответы ФАС про авторские Телеграм-каналы до сих пор уклончивы и размыты, как картины импрессионистов: «наверное», «скорее всего», «зависит от контекста» и всё в этом духе.

К тому же не раз всплывал ответ представителей ФАС: «личный призыв подписаться на канал не считается рекламой».

Ещё интересный момент, что в своих пояснениях ФАС пишут, что объектом рекламирования могут быть ИП и юридические лица, а про скромных физических лиц почему-то умалчивают. Хотя штрафы для физиков давно прописали.

Но одно я уловила точно: если в вашем блоге есть постоянная информационная рубрика, то это – не реклама.

Как мы шутили осенью с коллегами в закрытом чате:

– Да что тут непонятного? Всё ясно, как божий день!

– Реклама? Маркируйте!

– Не реклама? Не маркируйте!

Нюансы маркировки – разалокация

Бывает, что у рекламодателя один креатив для 100 разных каналов и он его никак не меняет: фото и текст везде одинаковые. Такой креатив не нужно регистрировать отдельно для каждого канала.

В этом случае рекламодатель регистрирует один креатив в ОРД и делает разалокацию с договорами. Но для этого ему всё равно понадобятся данные рекламораспространителя.

Разалокация – это разбивка суммы акта по изначальным договорам заказчиков, часть отчётности по закону о маркировке рекламы. Её можно использовать при условии неизменности креатива.

Что делать, если вы не хотите заниматься маркировкой?

Перестать продвигаться и зарабатывать на рекламе и навсегда уйти из онлайна в реальный мир. Шутка конечно же)

Просто прибретайте рекламу у тех админов, кто маркирует посты сам. Или наймите ассистента, который будет заниматься маркировкой за вас.

А если вы – ленивый автор канала, то делайте как я – продавайте рекламу только тем рекламодателям, кто маркирует её сам, и кому вы доверяете.

Моё главное условие при рекламе – всю маркировку и последующую отчётность заказчик берёт на себя. И всё это чёрным по белому прописано в моём договоре. Ибо у меня нет ни времени ни желания ковыряться с этими ОРД, токенами, отчётами и т.д. Возможно в будущем и передумаю. Но скорее всего нет)

В этой схеме нет ничего сложного:

▪️ соглашаетесь взять рекламу,

▪️ обсуждаете креатив,

▪️ подписываете договор,

▪️ выставляете счёт рекламодателю,

▪️ получаете оплату,

▪️ высылаёте чек,

▪️ в обговоренное время выкладываете пост.

На этом всё!

Заказчик потом сам смотрит статистику и отправляет отчётность.

Адекватные рекламодатели легко соглашаются на мои условия и у нас с ним нет никаких проблем. А вот если заказчик отказывается и предлагает какие-нибудь мутные схемы, то это явный звоночек, что нам не по пути.

Выводы

Если вы продаёте рекламу на своём канале, то маркируйте её, платите налоги и спокойно спите по ночам!

Но в тоже время не забывайте про форматы: информация, органическая интеграция и хозяйственная деятельность.

Например, на моём канале есть регулярные разборы каналов, полезные подборки, рекомендации каналов, которые я читаю сама, и размышления о Телеграме в частности и жизни в целом с упоминанием каналов моих коллег.

И я не собираюсь отказываться ни от одной из этих рубрик, потому что всё это – моя хозяйственная деятельность. У меня даже канал называется Многогранный копирайтер | Тексты и рекомендации. Хотя буквально на днях планирую сделать ребрендинг)

Если статья вам полезна, то заглядывайте ко мне в Телеграм-канал. Здесь вы узнаете, как писать посты и даже романы, как вести и развивать канал, чтобы на нём зарабатывать, и какие актуальные книги стоит читать. Короче мастрид для всех, влюблённых в тексты. А ещё сможете стать героем одной из следующих статей, подобных этой)

55
Начать дискуссию