Религия и маркетинг: может ли православный заниматься рекламой?

Сейчас большая доля населения России являются православными христианами и, так или иначе, знают про Великий пост или его соблюдают. В разных источниках указывают разные цифры. В среднем, от 5 до 10% считают себя воцерковленными христианами (регулярно ходят в церковь, причащаются) и около 80% населения относят себя к православным.

Зная о Великом Посте, я задумалась, а как маркетинг уживается с православием. Ниже привожу мои личные наблюдения и интерпретации на данную тему.

Религия и маркетинг: может ли православный заниматься рекламой?

Заранее хочу обозначить свою позицию: считаю себя православной (но не воцерковленной), интересуюсь разными религиозными, философскими, эзотерическими течениями (и далее в блоге могут быть отсылки к той или иной традиции).

В этой публикации рассматриваю православие из-за, скажем так, наличия инфоповода - Великого Поста.

В основном при рассмотрении буду опираться на известные всем заповеди (которые в равной степени относятся и к христианству, и к иудаизму)

Какие законы Бога может нарушать маркетинг?

  • Не сотвори себе кумира

Полностью вторая заповедь звучит как: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»

Эту заповедь можно рассмотреть с двух сторон:

а) Нахожу ли я себе кумиров (кроме Бога)?

Все мы живем в цифровом мире, и большинство лидеров мнений сейчас выступают в качестве наших кумиров по тем или иным вопросам: финансам, коучинга, лайфстайла, предпринимательства, маркетинга.

С точки зрения православия видеть кумира в ком-либо, кроме Бога, - грех/нарушение заповеди/преступление против совести.

Единственный возможный ориентир - заповеди Бога (вполне разумные, на мой взгляд, с точки зрения морали) и любое отступление от них уводит нас с правильной дорожки.

Поэтому разные популярные сейчас практики вроде «цифрового детокса» на самом деле помогают нам следовать второй заповеди. А лучше поможет вопрос: «А зачем я делаю кумира из другого человека, равного мне перед Богом?»

б) Несу ли я ответственность за то, что продвигаю «кумиров»?

Здесь вопрос совести. Но маркетинг так или иначе продвигает некоторые ценности, посредством СМИ или собственных медиа-ресурсов, нередко эти ценности идут от некоей личности - выстроенного личного бренда владельца/топ-менеджера компании.

И здесь спорный момент: есть ли в этом личная ответственность маркетолога или он не отвечает за то, как целевая аудитория трактует 2 заповедь и следует ли ей?

  • Не желай того, что есть у ближнего

Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Здесь мы апеллируем к чувству зависти.

Маркетинг часто играет с этим чувством, манипулируя потребностями человека. Например, если брать за базис пирамиду Маслоу, мы апеллируем к «потребности к причастности к социальной группе», «потребности в уважении и признании» и предлагаем человеку конкретные средства удовлетворения данных потребностей: дорогие авто, брендовые вещи, дорогие курорты - то есть показываем аудитории, что при приобретении некоего товара человек может подняться на один социальный уровень выше.

И тут вопрос, что лежит в основе: игра с чувством зависти людей или нормальная, здоровая потребность в самоутверждении и максимальной реализации данных Богом талантов? Тут каждый ответит на вопрос для себя.

  • Возлюби ближнего своего

Отрывок из заповеди Евангелия: «… вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Здесь также идут отсылки к чувству к зависти, а также к тому, что желая добра ближнему, мы не должны стимулировать его пороки и страсти.

«Любить ближнего как самого себя значит не только не делать вреда ближнему ни по душе, ни по телу, ни по отношению ко внешнему его состоянию, но искренно желать ему всякого блага, какого только, на его месте, мы пожелали бы и самим себе, и стараться, сколько можем, делать ему благое»

По моему пониманию данной заповеди и связи ее с маркетингом, мы можем стимулировать хорошие привычки и стремления в человеке (если искренне в это верим) и не должны вести его к нарушению заповедей.

То есть из добра возможно: призывать к здоровому питанию (продукты питания, общепит), здоровому образу жизни (фитнес, спорт и пр.), семейным ценностям, гигиене (качественная бытовая химия), лечению (хорошая клиника, регулярный скрининг).

И при этом способы призыва не должны быть во вред - то есть нужно примерять на себя: «Хотел бы я, чтобы так ко мне относился другой человек?». Я так понимаю, что многие из нас не хотели бы навязчивой рекламы, например.

  • Стимулирование сребролюбия, тщеславия, гордыни, уныния

В завершение, вспомним про 7 смертных грехов: похоть, чревоугодие, жадность, лень/уныние/печаль, гнев, зависть, гордыня.

Реклама чаще взаимодействует с:

  • похотью (использование обнаженных/полуобнаженных тел);
  • чревоугодием (акции, стимулирующие большое кол-во покупок (без реальной выгоды для малоимущих), общепит массового сегмента с усилителями вкуса или наоборот слишком изысканные блюда);
  • жадностью (сильная привязка к деньгам - некоторые банковские продукты);
  • унынием (показ другого образа жизни для людей, которые не могут себе его позволить, может стимулировать депрессию из-за несоответствия между желаемым и действительным);
  • завистью (премиум-товары, демонстрация роскошного/успешного в материальном плане образа жизни от лидеров мнений),
  • гордыней (премиум товары, излишнее потребление).

Мой личный вывод: маркетинг может иметь место в жизни православного, если тот знает и верит, что его работа приносит реальную пользу людям: помогает здоровью, затрагивает добрые струны души, облегчает быт, помогает строить жизнь на основе ценностей любви, семьи, доброты.

11
Начать дискуссию