Как мы помогли коммуникаторам определить уровень грамотности

Кейс

С командой коммуникационного агентства «PR Perfect»** мы сотрудничаем уже второй год.

PR Perfect искали сервис для масштабной проверки грамотности сотрудников, а именно, им нужна была массовая проверка текстов, причём онлайн, с интеграцией на свой лендинг.

Основным профилем нашей компании ООО «Орфограмматика»* является разработка лингвистических IT-решений.

«Гигиена письменного русского языка позволяет клиенту при первом же касании определить, насколько человек способен конструктивно излагать свои задумки». Руководитель PR Perfect, Кристина Петрова, убеждена, что грамотное письмо = упорядоченность и последовательность мышления в целом.

«Редактирование и исправление в цифровых сервисах требует времени. Работа в коммуникациях — это всегда про очень сжатые сроки и, как следствие, оперативное решение стоящих задач. В век, когда многим физически некомфортно решать вопросы по телефону, работа коммуникатора на 85% состоит из текстов разного формата и объёма, поэтому их изначально правильное написание и оформление экономит сотруднику время, которое можно потратить рационально», — поделилась команда PR-агентства.

Цель проекта — обратить внимание специалистов из сферы PR (public relations) на уровень своей грамотности.

Запуск «Большого диктанта» в 2023 году

Идея диктанта возникла ещё в 2019 году, но потом случилась пандемия, затем СВО…

Пробная версия была запущена в 2023 году, при этом на подготовку ушло чуть больше месяца, и в конце марта 2023-го проект был реализован. На написание диктанта тогда было выделено 3 дня, за которые все желающие заходили на платформу по прямой ссылке и могли написать диктант с автоматической проверкой.

<p><i>Результаты онлайн-диктанта, 2023 год</i></p>

Результаты онлайн-диктанта, 2023 год

У PR-агентства была идея, но не было понимания всей механики реализации проекта.

Начиная с этого этапа наша команда лингвистов, программистов и проджект-менеджеров помогала по всем вопросам и подсказывала лучшие решения.

Проект включал следующие этапы:

  • выбор текста диктанта: команда PR-агентства взяла готовый отрывок из всем известного произведения;
  • озвучка: отрывок начитывал наш диктор — профессиональный филолог;
  • подготовка скрипта диктанта: мы создали модель проверки диктанта, описали все орфографические и пунктуационные ошибки, добавили к ним подробные комментарии;
  • подготовка страницы написания: форма написания была встроена на лендинг агентства сразу же;
  • проведение диктанта: в течение всех трёх дней диктанта мы оказывали полноценную техническую поддержку и всегда были на связи, несмотря на разницу во времени.

PR Perfect: «Проект для первого раза был реализован на высшем уровне!»

Расширение проекта в 2024 году

В 2024 году работы начались сразу после новогодних праздников и диктант прошёл уже с 1 по 8 марта. За 2 месяца представители коммуникационного агентства:

  • усилили команду, а также PR в социальных сетях;
  • разобрались с технической частью (создание кода, сайта и пр.);
  • привлекли партнёров: Корпоративные диктанты | Diktado, Бомбора, Орфограммка - проверка пунктуации и орфографии онлайн, Литрес;
  • вовлекли хедлайнеров***: текст диктанта написал советский и российский лингвист, доктор филологических наук, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ — Максим Кронгауз, а диктором стала соавтор книги «Пиши, сокращай» — Людмила Сарычева.

Наша команда Diktado выступала в качестве партнёра проекта и выполнила все технические и IT-решения:

  1. Встраивание озвучки в страницу написания диктанта. Предусмотрена возможность увеличения или уменьшения скорости начитывания, отредактированы паузы.
  2. Подготовка скрипта диктанта — самый долгий и трудозатратный этап. Мы создали модель проверки диктанта, описали все орфографические и пунктуационные ошибки, добавили к ним комментарии, протестировали на 1000 респондентов корректность модели. В зависимости от объёма и сложности диктанта процесс может занимать от 7 до 15 дней. В этом проекте мы затратили 10 дней. В результате был сформирован JavaScript-файл для проверки текстов, который команда агентства встроила на лендинг уже самостоятельно.
  3. Техническая поддержка 24/7 в течение всего периода написания диктанта.

На онлайн-диктант коммуникаторам выделили больше времени: прямая ссылка была доступна 9 дней.

Участие приняли более 500 коммуникаторов!

Это почти в 3 раза больше участников, чем в 2023 году.

В этом году обе стороны чётко понимали основные аспекты, которые стоило учесть при повторном запуске, появилась потребность внести новые детали в техническую часть — код самого диктанта.

Все задумки агентства были проработаны нашей командой и реализованы в конечном продукте именно в том виде, которого ждали PR Perfect.

Результаты диктанта порадовали далеко не всех участников:

  • 7% написали диктант на «5» и «5-»;
  • 17% — на «4» и «4-»;
  • 26% — на «3» и «3-»;
  • остальные — на «2».

Также в статистике показаны самые сложные слова, где было допущено больше всего ошибок.

<p><i>Результаты онлайн-диктанта, написанного коммуникаторами за все 9 дней, 2024 г. </i></p>

Результаты онлайн-диктанта, написанного коммуникаторами за все 9 дней, 2024 г.

Тепловая карта ошибок

<i>Вид тепловой карты для лучшего понимания</i>
Вид тепловой карты для лучшего понимания

Тепловая карта ошибок — это гордость нашей разработки. На создание технологии проверки диктантов были затрачены тысячи человеко-часов.

Обратите внимание на слово «беспрецедентный»: из 526 участников 152 допустили в нём ошибку, то есть почти 30%. Варианты написания приведены на скриншоте ниже.

Как мы помогли коммуникаторам определить уровень грамотности

Да, можно вполне обходиться и без этого слова как в разговоре, так и в переписке. Однако требования к коммуникаторам в области знания русского языка довольно высоки. Уверена, что такие слова, как «беспрецедентный», «животрепещущий», «неотъемлемый» и др., они используют в своих работах.

Уникальность проекта и воплощённых решений

В каждом проекте уделяется особое внимание теме и тексту диктанта. Как правило, для определённой аудитории подбирается своя тема, отвечающая следующим критериям:

  • интересное содержание;
  • включение в меру сложных оборотов;
  • покрытие почти всех правил русского языка (не забываем о цели диктанта).

В этом году автором диктанта для коммуникаторов стал Максим Кронгауз (автор книги «Неучебник по русскому языку»). Текст диктанта «В поисках собеседника» о том, как меняется коммуникация между людьми, о всё более частом общении с ИИ* (искусственным интеллектом).

Как мы помогли коммуникаторам определить уровень грамотности

В результате все поставленные задачи нам удалось решить в кратчайшие сроки. А именно — за 1 месяц, в течение которого команда из 3 человек:

  • вела проект с нуля и до последнего дня онлайн-диктанта;
  • встроила озвучку, записанную писателем и редактором Людмилой Сарычевой;
  • добавила промокоды на страницу отчёта о проверке диктанта (промокод на Литрес для «отличников», на Орфограммку — для «двоечников»).
<i>Бонусы, которые получили «отличники» и «двоечники»</i>
Бонусы, которые получили «отличники» и «двоечники»

Поделитесь в комментариях, как часто используете сложные в написании слова? Или специально заменяете их простыми синонимами?

*ООО «Орфограмматика» — разработчик таких продуктов, как Орфограммка (интеллектуальная программа машинной обработки текста и проверки правописания для русского языка, Орфограммка — проверка пунктуации и орфографии онлайн (orfogrammka.ru)), Diktado (корпоративные онлайн-диктанты по русскому и английскому языку, Корпоративные диктанты | Diktado), Литера5 (корпоративный веб-сервис для онлайн-проверки правописания в текстах на русском языке, Литера5 (litera5.ru)); а также технический партнёр проекта «Тотальный диктант» (totaldict.ru)

**PR Perfect — коммуникационное агентство, помогающее компаниям проявляться и заявлять о себе. На рынке PR-услуг — более 8 лет (PR Perfect. Коммуникационное агентство (tilda.ws))

*** Хедлайнер (от английского headliner) — «гвоздь программы», самый ожидаемый участник мероприятия, концерта, фестиваля.

33
Начать дискуссию