Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

В B2B правила игры отличаются. Ваш сайт может залететь в топ поисковой выдачи Яндекса и Гугла, но толку не будет — вы привлекли не целевых клиентов с хорошим чеком и регулярными заказами, а заявки от частников, которым нужна пара болтов с доставкой в Таганрог. В статье разбираем нюансы — как делать SEO для B2B, опираясь на цели бизнеса.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

В B2B не работают стандартные приёмы для привлечения трафика и роста позиций. Для начала давайте разберём, с какими именно проблемами чаще всего сталкиваются сеошники, работая с B2B-шными сайтами.

Проблемы SEO в B2B

Проблема №1: длинный цикл продаж

В B2B цикл продаж может занимать больше года. Поэтому тут не прокатит «один раз сделал — и забыл», придётся постоянно заботиться о присутствии компании в поисковиках, на всех этапах взаимодействия с потенциальным клиентом.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Как решать?

1. Определите и используйте ключевые слова в соответствии со стадией пути клиента:

  • когда он осознаёт, что есть проблема;
  • когда ищет альтернативу;
  • когда принимает конкретное решение;
  • и т.д.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

2. Делайте контент, который будет закрывать боли и потребности на каждом этапе цикла покупки.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

3. Мало просто запилить контент — придётся его регулярно обновлять и оптимизировать сайт, чтобы удерживать высокие позиции в поисковиках.

Например, когда пользователь видит старую дату публикации, он не читает статью, считая её не актуальной. Это мелочь, но за ней нужно следить — особенно касается материалов, которые приносят большое количество трафика.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Проблема №2: сложный технический контент

В2В-продукты и услуги — сложные, поэтому контент должен не только соответствовать поисковым запросам ЦА, но и:

  • раскрывать тему так, чтобы пользователь не ушёл искать информацию куда-нибудь дальше;
  • быть полезен лицам, принимающим решение;
  • иметь добавленную ценность и полностью раскрывать интент запроса пользователя.

Как решать?

1. Проводите исследование и выявляйте, что болит у ЦА.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

2. На контенте сэкономить не получится — не стоит обращаться к копирайтерам с биржи. Нужно привлекать специалистов, которые разбираются в теме и смогут дать мощную фактуру. Если своих экспертов в компании не хватает, привлекайте сторонних.

3. Не выкладывайте портянку текста — используйте разные форматы и структурируйте материал. В статьи добавляйте инфографику, видео, графики и т.д.

Проблема №3: узкая ЦА

В B2B узкая и специализированная ЦА. В отличие от B2C, где может быть множество запросов, в B2B нужно попадать точно в цель, чётко понимать свою аудиторию, её потребности и мотивацию.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Как решать?

1. Разбивайте аудиторию на мелкие сегменты для ещё более персонализированного контента.

2. Разрабатывайте контент с учётом запросов целевой аудитории и пытайтесь закрыть их за счёт своих уникальных предложений.

3. Используйте узкоспециализированные ключевые слова, которые могут привлекать меньше трафика, но обладают высокой конверсией за счет высокой релевантности.

Проблема №3: традиционные SEO-метрики не подходят

В B2B метрики вроде трафика на сайт или позиции по ключевым словам далеко не полностью отражают вклад SEO в достижение бизнес-целей. Из-за длинного цикла продаж сложно оценить конкретную отдачу от SEO, поэтому стоит прорабатывать промежуточные метрики качества.

Как решать?

1. Выбирайте KPI, которые отражают вклад SEO в бизнес-цели компании.

2. Применяйте расширенные инструменты аналитики, чтобы отслеживать выбранные KPI и анализировать поведение пользователей на сайте.

3. Анализируйте качество и конверсии полученных через SEO лидов.

Не знаете, сколько времени придётся ждать первых результатов SEO и окупаемости? Забирайте из нашего ТГ-канала инструкцию «Как оценить сроки результата в SEO».

Как делать SEO для B2B: сначала бизнес-цели, а потом всё остальное

Ключевое — слушаем, что говорит заказчик о ключевых целях бизнеса.

Вы всё делаете правильно, если привлечённый трафик:

- Соответствует ЦА компании

- Помогает решению конкретных задач: увеличение продаж, расширение клиентской базы, повышение узнаваемости бренда и т.д.

Как это работает?

  • Вы глубоко понимаете бизнес-цели клиента и его аудиторию;
  • Разрабатываете индивидуальную стратегию с учётом п.1;
  • Интегрируете SEO с другими маркетинговыми каналами;
  • Регулярно анализируете результаты и вносите корректировки.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Анализируем конкурентов и формируем УТП.

Отстройка от конкурентов — важный этап SEO. Ваше УТП должно быть ясно выражено и оптимизировано для поисковых систем:

  • Исследуйте ключевые слова, контент, внешние ссылки и пользовательский опыт конкурентов для выявления "лазеек" в их стратегиях.
  • Определите УТП и делайте на нём акцент.
  • Концентрируйте усилия на ключевых словах, которые лучше всего описывают ваш продукт/услугу.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Составляем долгосрочную стратегию

В B2B длинный цикл продаж, поэтому играем вдолгую: постепенно наращиваем видимость сайта, укрепляем позиции в поисковой выдаче, налаживаем прочные отношения с ЦА:

  • Разрабатываем контент-план в соответствии с потребностями ЦА на этапах покупательского пути.
  • Создаём качественный контент.
  • Фокусируемся на получении качественных обратных ссылок с авторитетных сайтов в отрасли.
  • Оптимизируем сайт: должна быть быстрая загрузка, удобная навигация и адаптивность под мобильные устройства.
  • Проводим аудит сайта, чтобы устранять технические проблемы.
  • Анализируем показатели эффективности, вносим корректировки.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Фокусируемся на релевантных ключевых словах

В B2B мало ключевых фраз, но у них высокая конверсия. Важно понять, как ваша ЦА ищет информацию:

  • Исследуем отрасль и аудиторию.
  • Используем запросы с длинным хвостом, которые точно отражают специфические запросы потенциальных клиентов.
  • Сегментируем ключевые слова по этапам покупательского пути.
  • Применяем техническую и отраслевую лексику в контенте.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

6 неочевидных приёмов, которые помогут нарастить трафик на сайт

Бывает так, что вы применяете все стандартные методы SEO, а органический трафик не растёт. В этом случае рекомендуем искать и задействовать неочевидные точки роста — они могут вывести сайт на новый уровень видимости в поиске и привлечь дополнительный трафик. Вот они.

Оптимизация поискового пространства

В топ поисковиков попадают агрегаторы, соцсети т.д. Размещайте информацию о компании на Авито, Яндекс Услугах, Профи ру, Youtube и т.д. — и сможете занимать места в выдаче не только со своим сайтом, но и страницей на стороннем ресурсе. Эти сайты достаточно авторитетные и практически всегда находятся на верхних строчках поисковиков.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Дзен

Дзен вылезает на первых строчках Яндекса даже по коммерческим запросам. Кроме того, статьи, опубликованные на площадке, попадают и в Google. Как с этим работать:

  • Берёте семантическое ядро и проверяете выдачу топ-10;
  • Если там нет Дзена, значит статью на тему ещё никто не написал — заводите блог на Дзен и публикуете;
  • Материал быстро индексируется и в тот же день появляется в выдаче.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Блог

Чтобы блог приносил результат, статьи нужны качественные и экспертные. Делайте исследования, анализы ниш, рассказывайте о новинках отрасли.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Расширение семантики

В B2B мало ключевых слов, все они с низкой частотой и их сложно поймать. Вордстат, который маркетологи используют для подбора семантики, показывает 30% запросов, которые реально задают пользователи. А где взять остальные?

  • Если ваш сайт создан не вчера, то все запросы можно взять из Яндекс Метрики — раздел «поисковый запрос»;
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника
  • Из Яндекс Вебмастера получить рекомендованные запросы
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника
  • Выгрузить из Google Search Console: постранично или с помощью Looker Studio
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Что в результате:

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

E-E-A-T

Факторы, которые Гугл ввёл для тематик, затрагивающих важнейшие аспекты жизни и финансов человека: YMYL — Your Money or Your Life (Ваши деньги или ваша жизнь). Любая, даже незначительная ошибка в информации, относящейся к этим сферам, может причинить вред читателю, поэтому такие материалы классифицируются как YMYL. Как правило, про эту мелочь всегда забывают.

Как это работает: мы должны убедить поисковик и пользователей в том, что у компании есть экспертиза, специалисты, разные источники информации.

Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Коммерческие факторы

Как правило, в B2C хорошо представлены товары, но в B2B зачастую не принято даже указывать цены, потому что делается индивидуальный расчёт под клиента. Однако это плохо влияет на оптимизацию сайта.

Что нужно сделать. Заходите на любой топовый В2С сайт, анализируете, как представлены товары, и внедряете у себя:

  • информация о компании или продукте
  • цены
  • отзывы
  • призывы к действию
  • оценки товаров
  • высококачественные изображения продукции
  • и т.д.
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника
Делаем SEO в B2B: на первом месте задачи бизнеса, а не фантазии сеошника

Хотите оценить, использует ли ваш SEO-подрядчик весь доступный потенциал для продвижения сайта? Тогда скачивайте наше пошаговое руководство по выявлению точек роста в SEO.

В заключение хотим ещё раз подчеркнуть, что стратегия SEO в B2B должна быть основана на реальных бизнес-целях. В статье мы:

  • рассмотрели типичные сложности, с которыми сталкиваются компании при продвижении и оптимизации сайта;
  • по шагам рассказали, как должен выстраивать стратегию для B2B «здоровый» сеошник;
  • затронули некоторые неочевидные возможности для наращивания трафика.

Если у вас есть схожие проблемы с продвижением бизнеса или вы видите упущенный потенциал роста — давайте обсудим. Запишитесь на консультацию, в рамках которой мы посмотрим ваш сайт, оценим текущие слабые зоны и предложим конкретные решения. Консультация бесплатна для самых шустрых 5 читателей этой статьи.

Если у вас возникли дополнительные вопросы — задавайте в комментариях. Ценим обратную связь и открыты к обсуждению.

Также рекомендуем подписать на наш Телеграм-канал, где мы регулярно публикуем полезные посты про SEO, контекст и аналитику, основанные на опыте работы с реальными клиентами.

77
2 комментария

Хорошая статья. Я бы еще добавил пару лайфхаков.

Если есть товары для продвижения, то можно попытаться их добавить их на маркетплейсы. Яндекс Маркет вставляет свой блок с товарами высоко в выдаче и если запрос будет коммерческий, то есть большой шанс получить лид.

Авторов для статей под инфозапросы нужно искать среди тех, кто уже имеет публикации, в том числе в рецензиуемых журналах и их имена присутствуют в выдаче. Есть мнение, что поисковики это учитывают, оценивая авторитетность статьи.

Ответить

Евгений, спасибо за ценные дополнения, всё верно!

Ответить