Сколько стоит вести социальные сети

Спойлер: мы не продаем SMM.

Короткий ответ: от 20 до 200 тысяч в месяц.

Чем они отличаются? Что там такого можно делать за 200? Об этом и поговорим.

В каком случае не нужен SMMщик

SMM-специалист не нужен, если:

  • У вас острый продукт, для которого есть пять или двадцать пять клиентов в стране, вы их всех знаете поштучно, и некого там греть постиками

  • Вашей ЦА нет в социальных сетях. Такие ниши тоже есть, но их предельно мало
  • У вас есть штатный МФУ-маркетолог (1 штука), который и в SMM может, и на скрипочке вам сейчас сыграет
  • Вы не ждёте от соцсетей клиентов, но при этом у вас собственник хорошо умеет в текст и готов заземлять его в телеграм-канал, как например у нас (поэтому там полная неразбериха с тегами и логикой постинга, но в остальном, всё цивилизованно)

В любом другом случае (кажется) без SMM-маркетолога вам не обойтись.

Если вам кажется, что у вас скучный продукт и не о чем поговорить с аудиторией, просто имейте ввиду, что у пищевой соды 3 000 подписчиков в телеге и ещё 5 000 в социальной сети, которую нельзя называть.

Начнем с простого.

Что такое SMM вообще

SMM (социальный медиа маркетинг) — это стратегия продвижения бренда или продукта через социальные сети. SMM-щиками называют специалистов, которые разрабатывают и воплощают такие стратегии.

Зачем нужен SMM

Если знаете, просто листайте дальше к разделу “что на рынке”.

Все сильно зависит от продукта и целевой аудитории. Если говорить базово, то нужен он вот зачем:

  • Привлечение аудитории. SMM помогает дотянуться до ЦА там, где она проводит много времени — в социальных сетях

  • Повышение лояльности. Общение в комментариях, в личке или телеграм-канале делает компанию сильно ближе к своему потребителю, особенно, когда она отзывается не только на положительные комментарии, но и отрабатывает негатив
  • Узнаваемость бренда. Достигается путем регулярного постинга, активностей, соблюдения айдентики компании
  • Продвижение. Вот тут аккуратненько. Нагоняя себе базу частыми конкурсами, акциями и шок-контентом, вы только портите себе карму. Подписчики таких каналов – самая нестабильная субстанция, они исчезают, как подросток с пятитысячной купюрой, и возвращаются, только когда поманишь новой пятитысячной. Поэтому охваты и прирост подписной базы — да, но следите за чистотой этого процесса
  • Анализ и отчетность. SMM может давать больше ресурсов для оценки эффективности маркетинговых кампаний: некоторые активности удобно заземлять в соцсеть, чтобы посчитать количество касаний. Проблема в том, что если вы считаете именно лиды, почти невозможно объективно понять, откуда пришел клиент, насколько долго читает все, что вы публикуете, считать его лидом из SMM или с ивента или он вообще по сарафану пришёл, поэтому последнее, но одно из самых важных:
  • Прогрев. Это то, на что SMM может повлиять точно. Есть огромная когорта клиентов, которые не готовы что-то покупать, не имея доверия к бренду. Ваши посты, tone of voice и честные кейсы вполне способны конвертировать любопытного подписчика в клиента

В общем и целом, SMM — это крутейший канал коммуникаций с клиентами, который помогает создавать, поддерживать и подогревать их отношение к бренду.

Тем не менее, SMM не волшебная таблетка для бизнеса и не все к нему готовы.

Кто не готов к SMM

Точно не стоит двигаться в этом направлении, если вам сложно сформулировать задачи, каких целей вы тут хотите достичь и кого найти. Логика “у них есть, значит нам тоже надо” — не работает. Чтобы нормально нанять под эту задачу человека, вы точно должны понимать, чего от него хотите.

Что на рынке

На рынке сейчас какое-то невообразимое количество маркетинговых агентств, и 9 из 10 говорят, что они умеют в SMM (а умеют реально единицы, но мы сейчас не про это). Цены на услуги SMM зависят от разных факторов и запросов. Давайте разбираться.

Что этот самый SMM может в себя включать

  • Планирование концепций, составление контент планов, выбор оптимального времени для публикаций

  • Создание контента и его публикация, включая разработку текстов, изображений, видео

  • Взаимодействие с аудиторией: ответы на комментарии, активности типа опросов и всякие такие штуки

  • Оценка эффективности контента, анализ метрик, исследование аудитории

Скорее всего, SMM-щик Игорь за 20-30 тысяч пообещает все это, в итоге будет писать на тему около вашей и хаотично постить, причем в одну соцсеть. Хуже только если не хаотично, а бездумно, но по графику.

Вполне может отвечать на комментарии/сообщения из лички и пересылать менеджерам. А еще точно это будет его не единственная работа, поэтому он вряд ли будет кропотливо соблюдать ваш tone of voice. И не потому что негодяй, а потому что вас много, а Игорь у себя один.

Поэтому с Игорем надо ооооочень внимательно и детально ставить задачи и контролировать результаты.

А что ещё надо-то

Масштаб Игоря оценили, рассмотрим Макара. Он подороже, но работает у вас SMM-щиком в штате или в каком-нибудь приличном агентстве.

Тут точно можно давать больше задач, ставить покрупнее цели, может даже со временем образоваться целая команда от дизайнеров до копирайтеров, которой нужно управлять. Поэтому ко всему прочему добавим еще функционала на вентилятор:

  • Формирование общей концепции и стратегии
  • Сотрудничество с блогерами и инфлюэнсерами, которых ваша ЦА смотрит, для увеличения охвата и доверия
  • Ведение нескольких соцмедиа, в которых у вас не одинаковый контент — для разных сегментов вашей ЦА. Может даже не на одном языке
  • Женитьба SMM с контент-маркетингом — создание коммуникационной стратегии, контента для блога, сайта, email-рассылок и всего того, что придумали ваши маркетологи. Эта самая стратегия кстати должна гладенько мэтчиться с материалами, по которым работают продажи и клиентский сервис

Чем отличается Игорь от Макара

Отношением к делу и продукту. Игорь и Макар разнятся объемом задач, уровнем контроля и ответственности, тем, что они пишут и как общаются на просторах соцмедиа, а еще ресурсами, выделяемыми бизнесом на продвижение. Макар вот чем приятно отличается от Игоря:

  • У него интереснее задачи, больше ответственности и инициативы. Он хорошо понимает, что делают соседи по парте в продукте, ивенте, пиаре, как-то синхронизирует с ними свои действия
  • Чтобы не заколебать себя или всю команду от обилия дедлайнов и задач, Макар понимает, какие люди и для каких вопросов ему нужны, поэтому он либо может подобрать парочку хороших спецов себе в отдел, либо найти кого-то не хромого на аутсорсе и быстро ввести в курс дела

Кого и как выбирать

Если у компании стоит цель просто поддерживать визибилити бренда и какой-то контакт с аудиторией путем ведения парочки соцсетей, Игоря будет вполне достаточно.

Если мы говорим о широком взаимодействии, привлечении лидов, которых нужно довести до сейлзов, рекламных кампаниях побольше, то это лучше передать Макару и не жадничать, если он попросит себе пару Игорей в команду.

Зачем и почему SMM — обсудили, цели поставили, сколько денег на все это надо тоже прикинули. А вот где искать и как не потерять, когда нашел?

  • По рекомендации. Рекомендация релевантна только если Игорь или Макар не племянник рекомендующего, а бывший/текущий сотрудник
  • Иногда сами SMM-щики кидают свои предложения/резюме в SMM-сообществах (Вконтакте, Телеграм). Плюс таких мест в том, что и вы можете разместить свое объявление на временные задачи или постоянную работу
  • На работных сайтах (да, кэп) и с кадровыми агентствами, которым надо будет заплатить за наём, зато можно сэкономить время, если найти хорошее агентство и внятно поставить задачу

Где можно облажаться

Когда ищете SMM-маркетолога, резюме и отзывы — только часть истории.

  • Дайте кандидату пару тестовых и посмотрите, как он будет действовать. Если он пишет жопой, он может показывать вам сколько угодно кейсов, но результата не будет. Это должен быть в первую очередь писатель или читатель, способный отличить то, что хорошо написано, от того, что не будут читать даже за деньги
  • Не вешайте на SMM метрику роста продаж/лидов, убьете хорошего спеца. Мерить надо прирост подписной базы, вовлеченность, интеграции и т.д. А посчитать лиды, которые пришли из SMM, вы всё равно никогда нормально не сможете
  • Не идите на компромиссы. Если вам не нравится, как человек пишет, не думайте, что он у вас прокачается, пусть прокачивается где-то, потом к вам приходит
  • Если сомневаетесь, вроде нравится текст из тестового задания, а вроде нет, дайте почитать ещё десятку ваших сотрудников и парочке лояльных клиентов, если есть такие, с которыми вы на короткой ноге. Одна голова хорошо, а две (некрасиво) лучше

Если вашими соцсетями управляет SMM-щик от бога, это читается в каждой букве, и клиент хочет стать вашим, потому что причастность к бренду, который так строит коммуникацию, становится ощутимой ценностью

Мы редко, но метко пишем о продажах и маркетинге – здесь и в телеграм-канале. Приходите почитать.

А откуда мы всё это знаем? Потому что классно делаем аудиты продаж и маркетинга. Приходите поглазеть.

55
1 комментарий

ну если качественно то можно и заплатить, но далеко не у всех это стоит на первом месте

Ответить