Особенности осознанного мышления в бизнесе в условиях высокой степени неопределенности

Автор: Надобников Евгений, к.э.н, СЕО Российского рекламного холдинга enDESIGN, бренд-стратег, траблшутер.

Отечественный бизнес сегодня столкнулся с новыми нетривиальными задачами, именно так я стараюсь трактовать то, что сейчас происходит в экономике нашей страны. Это время перемен, время сложных и непростых решений, время, которое покажет кто и чего стоит. Сейчас многие пишут и констатируют те или факты, которые происходят на рынке, но при этом забывают о главном – о стратегии развития и осознанности в принятии управленческих решений. Сразу оговорюсь, что в моем представлении предпринимателем, может быть не только бизнесмен. Предприниматель происходит от слова «предпринимать», поэтому все то, что будет изложено здесь я отношу абсолютно к каждому, кто принимает на себя ответственность за свою жизнь и предпринимает целенаправленные шаги на то, чтобы ее планировать и достигать поставленных целей.

Очень многие в первую «нерабочую» неделю действительно не работали несмотря на то, что было очевидно продление этого карантинного периода. После того, как нам объявили о продлении карантина, бизнес зашевелился, пошла активность – люди поняли, что только они в силах сами что-либо изменять и если не будут работать сейчас, то их бизнес просто не выживет. Во всей этой истории главное не опускать руки и искать пути развития в условиях высокой степени неопределенности. Я по жизни оптимист и всегда предпочитаю расставлять акценты на преимуществах ситуации, нежели на ее недостатках. Об этом и поговорим.

Период оптимизации. Первое с чего нужно сейчас начать – с оптимизации, нужно отсечь или «заморозить» все то, что второстепенно и не приносит дохода, все то, что потребляет ваши ресурсы (финансовые, трудовые, временные и пр.). Это необходимо сделать для того, чтобы сфокусироваться на главном – сохранении бизнеса и получение доходов. Ведь в конечном итоге и этот сложный период пройдет, и закончится он победой одних и поражением других – слабые погибнут, сильные станут еще более сильными.

Анализ. Следующий важный шаг – это анализ внутренней среды вашего бизнеса, проанализируйте то, что вы делали до этого момента, сегодняшнюю ситуацию, какие управленческие решения вас привели к тому положению дел, которое вы имеете сейчас? В первую очередь, сейчас важно оценить ваш бизнес на предмет ресурсов и поиска конкурентных преимуществ. Основные составляющие анализа, которые следует рассмотреть следующие — сам продукт (услуга), бизнес-стратегия, маркетинг, финансы, менеджмент, персонал, ваша текущая бизнес модель и видение будущего. Основная цель такого анализа – выявить имеющиеся ресурсы и скрытые резервы вашего бизнеса, оценить на сколько соответствуют ваши текущие возможности дальнейшему движению к поставленным стратегическим целям и от чего сейчас вы можете и должны отказаться, чтобы сохранить свой бизнес?!

Двигаемся дальше. Все что было сказано выше касается только анализа внутренней среды вашего предприятия (рассматриваемой вами системы), но его нужно рассматривать в совокупности с внешней средой. И здесь вам предстоит оценить четыре основных блока – рынок, конкурентов, потребителя и сам продукт.

В разрезе рынка важно оценить сменяющиеся тренды на нем, обратить особе внимание на новые модели поведения людей (потребителей) и новые модели потребления. Например сейчас очень многие переоценят ненужность аренды, преимущества курьерских доставок, преимущества удаленных сотрудников, необходимость и правильность постановки задач и их контроля, появятся новые системы мотивации персонала, тотальная оптимизация всех затрат, стремление к формированию капиталов (в первую очередь для финансовой безопасности), произойдет фокусировка направлений в компаниях, более слабые направления либо заморозятся на время, либо будут отброшены на совсем.

В работе с конкурентным окружением всегда делайте акцент на лидеров рынка, отечественных и зарубежных. Это так называемая «Best Practice» (лучшая практика) сильнейших игроков рынка. Посмотрите как развиваются они, их позиционирование и общую стратегию поведения на рынке. Сейчас, как никогда, вам нужны успешные кейсы.

Если вы давно не задавались вопросом кто ваша целевая аудитория, то сейчас самое время сделать это. Попробуйте описать ее, выясните ее потребности. С какими сложностями сталкиваются сейчас ваши потребители, какие есть стопперы к совершению сделки с вами, какую «боль» они испытываю? ! Уже давно следовало научиться мыслить, как ваш клиент.

И замыкает этот блок – анализ вашего продукта. Вы должны оценить, на сколько ваш продукт соответствует тем условиям рынка и требованиям со стороны потребителей и как вы его можете и должны изменить, чтобы он сейчас был востребован и необходим для них.

Стратегия. Самое сложное и наиболее важное во всей этой истории на мой взгляд является способность выработать и принять осознанные стратегические решения на основании проведенного анализа внешней и внутренней среды вашего предприятия (или вашей системы). Казалось бы, все просто – оценить, где вы есть сейчас, понять куда вы должны идти в новых условиях, сформировать шаги на пути к этой цели. Но зачастую принять действительность, смириться с ней и опираясь на цифры принять решение гораздо сложнее, чем кажется. Поэтому здесь я рекомендую вспомнить основы SWOT-анализа: из анализа внутренней среды предприятия вы формулируете сильные и слабые стороны вашего предприятия (системы), из анализа внешней среды формулируете возможности и угрозы с ее стороны. А теперь ответьте себе на 4-е главных вопроса – это и будут стратегические решения, которые вы должны будете принять и реализовать:

- как использовать сильные стороны компании, чтобы воспользоваться возможностями, которые открываются на рынке?

- как использовать возможности со стороны внешней среды, чтобы нейтрализовать слабые стороны компании?

- как использовать сильные стороны компании чтобы снизить влияние угроз со стороны внешней среды?

- как преобразовать слабые стороны компании в сильные под воздействием угроз со стороны внешней среды?

Такое осознанное мышление позволяет взглянуть на ситуацию с позиции стратегического планирования и ответственного лидера предприятия или системы, в конечном итоге только вы в ответе за ваше светлое будущее.

44
Начать дискуссию