Тренды в PR: 12 моментов, которые важно знать в 2024 году
Тренды — штука переменчивая. Одни не успевают продержаться и год, другие остаются на плаву несколько лет. Попробуем разобраться, какие тренды в пиаре будут актуальны в 2024-ом и что с ними делать, чтобы залетать в топы, повышать лояльность и вообще быть на слуху.
Пиар, как математическая задачка — решаешь по исходным данным и что-то держишь в уме. Дано у всех разное, а вот каждый пиарщик мира держит в уме одно: людей осталось столько же, а информации все больше. Поэтому прима всех кампаний — креатив. Зацепить внимание — было, есть и будет главным трендом на все времена.
Остальные моменты мы разобрали на атомы и хотим поделиться формулой этого года. Читайте, делитесь статьей, применяйте. А если нужна помощь опытной команды, вот наш WhatsApp.
Погнали.
Очеловечивание бренда
Представьте: на улице к столбу примотали рупор. Оттуда каждые 10 секунд доносится: “У нас в магазине классные наушники. Заходи, покупай. Распродажааа”. Шарики развесили. Привлекательно? Для кого-то да, но сомнительно.
Другой вариант: тот же рупор в руках у парня. Он звонко и четко говорит о наушниках. Улыбается прохожим, отвечает на вопросы и приглашает в магазин.
Второй вариант куда привлекательнее. Почему? Парень ведет себя активно, его сложно не заметить, выделяется. Контакт с людьми в контексте – не безликие фразы, а работа с вопросами и возражениями прямо сейчас. Этот парень — проекция бренда, которую мы замечаем.
Очеловечивание бренда – один из способов выделиться и метод для сближения с клиентом. Людям проще довериться, если дистанция короче.
Что делать:
- вводить персонажей, от лица которых будет говорить компания
- показывать сотрудников
- показывать внутреннюю кухню — офис, склад, встречи
- шутить, если это уместно
- проявлять заботу и заинтересованность по точкам контакта
Тогда человек на том конце провода поймет, что перед ним не бездушная машина со скриптом продаж, а люди.
Искренность, трушность
Искренность, как продолжение предыдущего тренда, характерна только человеку. Добавляет очков компании и сокращает дистанцию бизнес-потребитель. Люди устали от манипуляций. Им хочется общения на равных. Хочется видеть, что бренды такие же, как они: ошибаются, шутят и вообще не идеальны.
Не создавать стерильную картинку, которой вы сами не верите. Пусть будет так, как есть — и это оценят.
Новая этика
Она же социальная ответственность. Она же — целый пул тем: экология, ЛГБТ, расизм, гендерное равноправие, инклюзивность и другие. Нашли рейтинг этих самых тем, которые в России набирают обороты. Об этом даже исследование было:
Почему этот пункт важен? Хорошо бы следить за тем, что говорит ваша компания, что говорят ваши спикеры. Товар не будут покупать, если, например, производителя воды уличили в экологическом скандале. Это попало в соцсети, СМИ и, как снежный ком, прокатилось по большинству из вашей ЦА. Доверие к бренду упадет. Люди станут избегать взаимодействия.
Конечно, “новая этика” никакая не новая. Её новизна для российского рынка в том, что под двумя словами скрывается объединенный комплекс проблем. Всё то, до обсуждения чего мы доходим сейчас, благодаря мировой повестке в том числе. Причем тут бизнес? От него ждут морали и участия в “новой этике”.
Соцсети
Соцсети больше становятся инструментом общения, а не местом публикации красивых картинок. Людям важно, чтобы бренд вступал с ними в коммуникацию: отвечал на вопросы быстро, красиво и незаметно вел по воронке продаж и вообще не задирал нос.
Нельзя забывать, что мы живем во время запрета некоторых соцсетей. Это дает почву для роста новых площадок, а в старых появляются интересные для пользователей фичи. Из новых соцсетей — Yappy, Now, Threads, TenChat, из старых рвет трафик VK и Telegram.
Что делать? Тестировать, анализировать, пробовать разное. Пиар — это украшение на заказ, а не поставленное на поток ювелирное производство, поэтому неизвестно что залетит в выбранной соцсети. Однако предиктивные исследования никто не отменял, но это уже совсем другая история.
Два слова о Telegram. Занимает хорошую позицию, его трафик растет. Если в других соцсетях алгоритмы решают, что вы видите, то в Telegram власть остается в ваших руках. Здесь пользователи еще и читают материалы, а не только общаются.
Нативность
Тренд не новый, но очень-приочень актуальный. Агрессивное продвижение оставим в 2010-ом. Сейчас более нежное потребительское время. В этом году продает забота: заключаете персонализированное предложение в ненавязчивую форму, приправляете пользой — вы на коне. Будете давить на клиента, излишне вторгаться в личное пространство — будете раздражать.
Безусловно, отказываться от таргета и контекстной рекламы не стоит. Включайте в кампанию 30% или больше нативных форматов.
Бренд-медиа
Если хотите долгосрочную инвестицию в лояльность клиентов, доверие аудитории и, конечно же, отражение этого в чеках, то присмотритесь к бренд-медиа.
Рассказываем на пальцах: компания создает собственный контент, чтобы привлечь и удержать целевую аудиторию. Прямых продаж тут нет. Скорее — прогрев, ответы на вопросы, повышение лояльности к компании за счет закрытия болей. Дружба, доверие, отклик. Эта статья — прямой тому пример. Digital Marketing Agency создаст не просто бренд-медиа для бизнеса, а вовлечет лояльную аудиторию. Наша тактика – бить точно в цель. Звоните, пишите, рисуйте на салфетке — мы разберем на косточки любую задачу.
Конечно, главная цель у бренд-медиа — это увеличение продаж. В 2024 году интерес пользователей к этому направлению будет расти, поэтому можно ожидать, что в будущем таких изданий на рынке станет больше. Почему? Контент нужен всегда. Люди идут с запросом в поисковик. Поисковик берет информацию из вашего контента. Человек, получив ответ, прогрет и готов взаимодействовать дальше. Вы в плюсе, клиент в плюсе, разве есть еще более весомые аргументы?
Доверие к СМИ
Как бы ни развивались новые площадки, доверие к традиционным СМИ у россиян сохраняется. Это не наше мнение, это цифры ВЦИОМ:
- первая строчка по доверию — центральное телевидение (53%)
- чуть меньше у региональных телеканалов (47%)
- и примерно равный процент людей склонен верить новостным, аналитическим, официальным сайтам (35%)
- центральной и региональной прессе (по 33%)
- Telegram-каналам (31%)
Еще одно любопытное исследование. Компания AdIndex изучила динамику сегмента радиорекламы и реальное положение дел в отрасли. Если коротко, то охват аудитории чуть снизился, но остался стабильным; время слушания сократилось, а вот доходы в 2024 обещают вырасти.
Инфлюенсеры и блогеры, как источники новостей
В то же время растет уровень доверия к блогерам. В 2024 лидеры мнений продолжат наращивать авторитет. Причем, во всех бизнес-нишах. В некоторых сегментах на мнение блогеров полагается 90% слушателей или читателей.
Роль первой скрипки сейчас — у микроблогеров. Их аудитория более вовлеченная, отдача высокая, а рекламные предложения максимально нативные. Немаловажный плюс — более низкая стоимость за пост, если сравнивать с миллионниками.
Короткие видео и видео вообще
Популярный тренд, который еще долго сохранит позиции. Люди любят рилсы, шортсы, статусы и сторис, потому что информацию там подают бодро и емко. За этим и идут смотреть. Вообще короткие форматы — отсылка к сериалам, на которых мы плотно сидим. Спасибо Netflix. Мы подсели на них настолько, что стали думать сериалами. Отсюда — привычка мыслить короткими формами, ждать продолжения, поворотных моментов, ответвлений.
Причем, длинные видео тоже хороши. В них удобно показывать инструкции, гайды, советы, да и просто рассказывать о своем опыте.
Хорошо работает связка длинное + короткое. Например, записываете интервью с классным спикером, публикуете его целиком на YouTube или Rutube, нарезаете из него мини-трейлеры и собираете трафик.
Искусственный интеллект
Всё, что можно автоматизировать, надо автоматизировать. Чат-ботами, персональными подборками, виртуальными инфлюенсерами и прочими забавами.
Tommy Hilfiger, например, создали виртуального инфлюенсера и провели с ним прямой эфир. Так команда продвигала новую коллекцию бренда. Pantone использовал нейросеть, чтобы визуализировать цвет. В честь этого создали красивейшую инсталляцию. Цвет в итоге стал самым популярным у Pantone. Мебельные фабрики с помощью ИИ помогают примерить диван к интерьеру в ту же секунду. Примеров тысяча. Генерировать можно каждый день, ведь технологии меняются молниеносно.
Каждый бренд в этом смысле новатор. Искусственный интеллект — поле для креатива. С ним важно постоянно экспериментировать.
Ренессанс офлайна
В офлайновом смысле рынок еще не восстановился после ковида. Мы не утолили голод живых встреч, поэтому в 2024 году спрос на мероприятия будет высоким. Что это может быть? Комьюнити-менеджмент, клубы, бизнес-завтраки, семинары. Поводом для встречи можно сделать любое, даже незначительное, событие.
Тренд горячий, так как через пару лет спрос на живые встречи снизится.
Кириллица вместо латиницы
Начавшийся тренд на русификацию брендов пойдет в рост. Родился он в ответ на отмену русской культуры за рубежом. Власти, кстати, этот тренд поддерживают законом о защите русского языка от чрезмерных иностранных заимствований. А в некоторых городах запретили вешать вывести на иностранном языке.
Кому тренд поможет сделать красиво: выходящим на рынок компаниям и тем, кто планирует ребрендинг. Если решите переписать название просто так, на ровном месте, рискуете отпугнуть клиентов и потратить много денег.
Что важно: учитывать тренд при разработке концепции. Если компания ориентирована на внутрироссийский рынок, нет проблем. Если работаете на разных континентах, тут нужно подумать — возможно, создать созвучные русскому оригиналу локальные названия.
Пара примеров русификации:
О чем это мы? О том, что, конечно, лояльность не продается. Но вы можете позаботиться о потребителе, и он это запомнит. Можете сделать яркое событие, и он расскажет об этом другим. Можете вообще ничего не делать — и это тоже путь. Есть команда специалистов, которая сделает пиар за вас. И эта команда — мы, DMA Group. Работаем с интернет-маркетингом больше 10 лет, знаем актуальные тренды в PR и ориентируемся в диджитал-инструментах, как в азбуке.