В помощь копирайтеру: что можно поместить в закладки браузера
Каждый копирайтер — немного журналист, немного корректор, немного маркетолог. А еще — немного поэт, стратег, верстальщик презентаций. Ключевое слово здесь — «немного». Хорошему копирайтеру необходимо быть профессиональным дилетантом: разбираться, пусть и поверхностно, в очень широком круге вопросов, обладать насмотренностью, обоснованным мнением в любой сфере. А ещё — знать о ресурсах, которые помогут быстро углубить свои знания.
Сегодня не муза посещает копирайтера, а копирайтер посещает целый ворох ресурсов, которые помогают не зависеть от вдохновения, а методично и эффективно создавать. В процессе работы каждый из нас обрастает полезными закладками в браузере. О самых известных и проверенных сервисах и поговорим. Эта небольшая подборка будет полезна в первую очередь русскоязычным креаторам и копирайтерам.
Yandex / ChatGPT
За окном 2024 год, а значит нужно начать с искусственного интеллекта. Уже столько написано о роли нейросетей в креативе, что сказать что-то новое сложно. Кому-то они и сценарии роликов помогают писать. В повседневной практике я обращаюсь к ChatGPT или к его отечественным аналогам в двух случаях: либо когда нужен рерайт относительно простого и понятного текста, либо когда я занимаюсь неймингом.
Нет, ChatGPT почти никогда не помогает с финальным результатом в нейминге, особенно если речь идет о кириллице. Но нейросеть может помочь не упустить какие-то смысловые поля. Смотришь, на какие корни опирается предложенное нейросетью название, и понимаешь — ага, а вот тема космоса здесь вполне может быть. И дальше уже раскручиваешь всё сам.
Сам себе корректор
Подразумевается, что копирайтер должен обладать абсолютной грамотностью, но на деле это не всегда так. Во-первых, копирайтер в рекламном или брендинговом агентстве отвечает больше за идеи и смыслы. А во-вторых… ну у кого из нас «-ться» и «-тся» не путались? А бывает, что догадываешься, как правильно, а объяснить не можешь. Восполнять пробелы и дополнять интуицию теорией хорошо помогает Грамота.ру.
Для проверки больших массивов текста удобнее пользоваться специализированными орфографами. Не на правах рекламы рекомендую простой, удобный и функциональный сайт https://orfogrammka.ru/.
Ассоциации и синонимы
Незаменимый инструмент при работе со слоганами и хедлайнами — это словари синонимов и ассоциаций. Они помогают сэкономить время на переборе вариантов в духе «а как это можно сказать другими словами?».
Например, https://sinonim.org/. От схожих сервисов он отличается более полной базой слов.
С ассоциациями и семантическими полями неплохо работает сервис https://wordassociation.ru/.
Это может пригодиться, когда ищешь новые смыслы на заданную тему или определенный бриф.
Банк слайдов
Встречают по одежке не только человека, но и идеи. Когда у коллег «с руками» нет времени, то презентацию приходится оформлять самому. Иногда спасает корпоративный шаблон, но бывают случаи, когда его нет, и презентацию верстать нужно с нуля. Вдохновиться идеями помогают так называемые банки слайдов — подборки оформленных ppt или keynote презентаций. Например, у академии презентаций «Бонни и Слайд» есть такой «сток» в открытом доступе.
Там можно выставить нужные тэги (например, графики или цифры), подобрать близкую категорию (банки, фарма и т. д.) — и получить порцию визуальной красоты для вдохновения.
Сам себе патентный поверенный
Разработка нейминга, помимо чисто копирайтерского мастерства, всегда требует и первичной проверки по открытым источникам. А то, бывает, придумаешь гениальное слово — а им уже что только не названо! А потом проверишь внимательнее и видишь: в твоем и смежных классах МКТУ всё же пусто и название имеет право на существование.
Главный вопрос, который нужно задать на брифинге — на какие классы МКТУ ориентируемся. Любой бренд будет относиться к одному из 45 классов международной классификации товаров и услуг. Проверить вариант названия с учетом этой специфики можно, например, через портал Линкмарк.ру. Здесь есть свои нюансы, результаты такой проверки — не истина в последней инстанции. Но для первичного отбора шорт-листа обычно этого достаточно.
Копирайтер — очень широкое понятие. И у каждого из нас своя специализация, а значит и полезные инструменты тоже у каждого могут быть разные.
А чем регулярно пользуетесь вы?