Взлет и падение Beyond Meat — стартапа, который создавал растительное мясо

Американская Beyond Meat — некогда крупнейший в мире производитель растительного мяса и бывший «единорог». Однако вслед за стремительным успехом в жизни компании началась черная полоса из финансовых долгов и масштабных увольнений. Рассказываем, как любимая инвесторами компания Beyond Meat, вдруг оказалась на грани закрытия.

Взлет и падение Beyond Meat — стартапа, который создавал растительное мясо

Быстрый взлет

Компанию Beyond Meat в 2009 году в Лос-Анджелесе основали предприниматели Этан Браун и Бретт Олдерман. Для работы над продуктом Браун пригласил в стартап двух профессоров из Университета Миссури, которые уже много лет исследовали растительный белок. Ученые поделились своей технологией, что позволило компании уже в 2012 году выпустить на рынок свой первый продукт — куриные стрипсы Beyond Chicken Strips. Уже через год их продавали во всех магазинах Whole Foods в США, а зоозащитная организация PETA назвала Beyond Meat лучшей компанией 2013 года.

Свои «мясные» продукты стартап создает из растительных ингредиентов: гороха, риса, бобов мунг, масел кокоса и рапса. Из них извлекают растительный белок и определенным образом трансформируют его, чтобы он был похож на белок животного происхождения. На вкус и визуально полученная еда и вправду очень похожа на традиционное мясо.

Кроме того, производство растительного мяса считается более экологичным: по данным Мичиганского университета, по сравнению с бургером из 113 г настоящей говядины, производство веганского Beyond Burger генерирует на 90% меньше выбросов парникового газа, требует на 46% меньше энергии, имеет на 93% меньшее влияние на земельные ресурсы.

Компания начала стремительно развиваться. В 2014 году она представила свой первый аналог говяжьего мяса, а следом вывела на рынок замену свинине. Публикации о компании появились в крупнейших мировых СМИ. В нее вложились многие известные компании, фонды и люди. Среди них — актеры Леонардо Дикаприо, Джессика Честейн и Лиза Коши, рэп-исполнитель Снуп Догг, баскетболисты Крис Пол и Кайри Ирвинг, регбист Деандре Хопкинг. Самым известным инвестором стал сооснователь Microsoft Билл Гейтс. В 2019 году Beyond Meat стала первой компанией в своей отрасли, которая провела успешное IPO на бирже NASDAQ. Их акции резко выросли в цене, и она снова привлекла внимание инвесторов и потребителей со всего мира.

К этому времени компания выпускала уже множество разных продуктов: колбаски, фарш и фрикадельки. Бургеры с их растительной котлетой McPlant продавали, например, во всех McDonald’s в Нидерландах. Котлеты Beyond Meat изготавливал эксклюзивно для McDonald’s из белков гороха, риса, картофеля и свеклы. При этом McPlant не подходил веганам, так как в бургер добавляют молочный сыр чеддер и майонезный соус с яйцами в составе. Перед этим McDonald’s протестировал, будут ли востребованы такие котлеты в ресторанах сети в Нидерландах. Как заявили в компании, спрос на них был высоким, и вкус гостям понравился. McDonald’s начал продавать McPlant в 2020 году. Альтернативную котлету можно было попробовать в заведениях сети по всей Европе (в Швеции, Великобритании, Австрии, Португалии) и даже в Австралии.

Однако, несмотря на первоначальный успех, Beyond Meat в последние годы столкнулась с финансовыми трудностями. Растущая конкуренция на рынке альтернативного питания, а также экономические последствия пандемии COVID-19 серьезно повлияли на продажи компании. Растительное мясо от Beyond Meat обычно дороже традиционного мяса. Как утверждают в Beyond Meat, из-за инфляции покупатели возвращаются к обычному мясу или переходят на более дешевые по сравнению с Beyond Meat аналоги. Гендиректор Beyond Meat Итан Браун объясняет падение спроса в первую очередь высокой инфляцией, а также замедлением экономики на ключевых рынках и усилением конкурентной активности. По оценке Бюро трудовой статистики США, за год цены на продукты питания выросли на 11,3%. По данным Deloitte, в условиях инфляции готовность людей платить надбавку за мясо на растительной основе за год снизилась на 9%. Кроме того, на рынке растительного мяса появилось много новых конкурентов, включая пищевых гигантов Kellogg и Tyson Foods.

Финансовые неудачи

В 2021 году убыток компании составил $182 млн, годом позже ситуация усугубилась — убыток достиг $366 млн. Предприятию пришлось избавиться от 19% сотрудников (около 200 человек). Сокращение штата затронуло и топ-менеджеров. В частности, компания упразднила должность директора по развитию — президента по Северной Америке. Причиной сокращений в компании на тот момент называли падение продаж. В том же 2022 году McDonald’s прекратил продавать в США бургеры McPlant из-за низкого спроса на них.

В 2023 году проблемы компании не исчезли. В августе стартап объявил о сокращении штата еще на 4%. В компании утверждали, что это позволит сэкономить около $8 млн в год. Проблемы у стартапа возникали не только финансовые, но и весьма экзотические. Так, в сентябре 2023 года компания сначала на неопределённый срок отстранила от работы, а потом и уволила главного операционного директора Дугласа Рэмси. Он напал на водителя Subaru в Арканзасе (тот задел его машину): выбил заднее стекло автомобиля, попытался откусить ему нос и, как утверждает пострадавший, угрожал убийством.

Сейчас рыночная стоимость компании не доходит и до $900 млн, хотя еще в марте 2021 года она превышала $9 млрд. Beyond Meat теперь судится с инвесторами, которые утверждают, что Beyond Meat ввела их в заблуждение относительно своего будущего роста. По словам гендиректора Beyond Meat Итана Брауна, стартап ожидал «скромного возобновления роста в третьем квартале 2023 года, но этого не произошло». Финансовые показатели производителя растительного мяса Beyond Meat в третьем квартале 2023 года снова ухудшились:

— Выручка составила $75,3 млн (падение на 8,7% за год и на 26% по сравнению со вторым кварталом).

— Чистый убыток: $70,5 млн.

— В США за год продажи снизились: в рознице — на 33,9% (до $30,5 млн), в сфере общественного питания — на 21,6% (до $12,5 млн).

— В других странах дела идут лучше: международные продажи выросли на 38,8% (до $14,2 млн) в рознице и на 78,7% в (до $18,1 млн) в сфере общественного питания.

— Прогноз по выручке на 2023 год: $330–340 млн (~ на 20% меньше, чем в 2022 году).

Чтобы выйти из кризиса, Beyond Meat намерена принять следующие меры: до конца года сократить непроизводственный персонал: уволить 65 человек или 8% от всех сотрудников, отказаться от некоторых линеек продуктов, оптимизировать управление складскими запасами для экономии площади, сосредоточиться на рынках, где доходы уже растут, а также противодействовать «дезинформации» о растительном мясе в США. Как пишут аналитики TD Cowen, компания находится в «режиме выживания».

Несмотря на огромный спад, продажи Beyond Meat все ещё превосходят оценки аналитиков с Уолл-стрит, пишет Bloomberg. В компании стараются сохранить оптимизм. «Мы по-прежнему уверены в своей способности обеспечить долгосрочный рост», — заявляют там.

Еще больше свежих новостей и подробной аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ.Цифра» и в нашем Телеграм-канале.

Читайте о том, как открыть новый бизнес, на портале Своё Фермерство.

55
1 комментарий

Так грустно читать о том, как такая успешная компания стала настолько убыточной

Ответить