400’000 руб. на клубе по подписке за 30 дней.Как реализовать подписной продукт в Телеграм-боте и не накосячить с оплатами?

Клуб по подписке – популярный запрос на создание бота у экспертов в Телеграм. Что видит эксперт: деньги, которые капают на счёт каждый месяц. Что видит разработчик: сколько будет тарифов и как сегментировать базу, механика продления подписки для каждого тарифа, как решить вопрос с устаревающими скидочными ссылками? В статье разбираю на реальном кейсе все нюансы, о которых забывает заказчик и которые необходимо продумать сразу.

400’000 руб. на клубе по подписке за 30 дней.Как реализовать подписной продукт в Телеграм-боте и не накосячить с оплатами?

Привет! Меня зовут Светлана, я специалист по чат-ботам для Telegram. Своим опытом и кейсами делюсь на канале: Чат-боты для экспертов и бизнеса. Разбираю подводные камни всех популярных механик чат-ботов, чтобы вы не теряли деньги на автоматизации, а зарабатывали. В этой статье поговорим про механику клуба по подписке на примере продукта по трейдингу.

С каким запросом пришел клиент?

Ко мне обратился эксперт по трейдингу с задачей создать бота для клуба по подписке.

Клуб по подписке в телеграм - это бизнес-модель, при которой клиенты получают ценный контент от эксперта, которого нет в свободном доступе, на регулярной основе в обмен на абонентскую плату.

Цель: вывести канал на монетизацию. Клиент ведет Телеграм-канал, регулярно делится экспертным контентом, ведёт эфиры. Собрал вокруг себя лояльное комьюнити подписчиков. Пора конвертировать регулярные усилия по созданию контента в деньги.
Вводные данные: Телеграм-канал ~400 вовлеченных подписчиков

Сначала проверить гипотезу, потом создавать продукт

Коротенько расскажу, как клиент проверял свою гипотезу, а потом подробнее о техническом задании. Прежде чем заказать разработку бота, клиент решил прозондировать почву: разместил пост с идеей и условиями на канале, собрал обратную связь от подписчиков, а потом пошел воплощать идею в жизнь, на мой взгляд очень грамотный подход.

И поскольку это первый шаг в монетизации и уверенности относительно количества участников клуба не было, то решили делать максимально просто по наиболее дешевому варианту в плане сервисов.
Техническое задание:

Клуб по подписке в котором:

▫️ 3 тарифа (1, 3 и 6 месяцев со скидкой ~50% (действует для тех кто вступил до XX.XX.XXXX года)

▫️ 3 тарифа (1, 3 и 6 месяцев с обычной ценой)

▫️ напоминание о продление за 2 дня до окончания подпискиВо время созвона мы обсудили детали, выбрали Юмани-кошелек для приема оплаты и согласовали конструктор LeadConverter для реализации бота.

Почему Юмани-кошелек? Юмани-кошелек - это самый простой и быстрый способ автоматизировать прием платежей в боте. Он интегрируется с большинством конструкторов, подключить и настроить можно за 10-30 минут. Подходит для физ.лиц и не предполагает первоначальной оплаты (как Prodamus, например). Короче говоря, вариант без заморочек, идеально подходит для тестирования гипотез.

Почему LeadConverter? Закрывает задачу по реализации бота для клуба по подписке + бюджетное обслуживание (299р в месяц в противовес другому конструктору 2’390р при доходах через бота более 45’000р)

* в процессе возникли сложности из-за нескольких тарифных планов в боте – позже расскажу какие именно и какой выход мы нашли.

С чего начать работу над ботом?

Первым делом распределяем задачи, часть из них ложится на плечи клиента:

1) Предоставить электронный адрес для регистрации на платформе конструктора
2) Придумать никнейм, название бота, подготовить аватарку
3) Зарегистрировать кошелек Юмани и предоставить нужные данные для интеграции
4) Подготовить контент (сообщения) для бота

Первые три пункта необходимы, чтобы я могла начать выполнять свои задачи. А что касается контента, мы договорились, что сначала буду использую «рыбу», а потом клиент отправит нужный текст.

В реализации подобных/однотипных ботов, на мой взгляд, это ускоряет процесс + клиенту, который внедряет бота впервые проще ориентироваться, когда он уже проходит бота и понимает о чем речь

Какие задачи выполняла я:

Первым делом зарегалась на платформе LeadConverter, затем создала бота в BotFather и подключила его к платформе. Создала канал и чат клуба, добавила бота в админы (нашла минусы этой задачи – позже их озвучу).

Следующий шаг - подключение платежной системы, получив данные от клиента, я настроила интеграцию с Юмани-кошельком.

* для меня самый удобный способ работы выполнить первым делом совместные шаги, чтобы потом «не дергать» клиента.

Та-дам, совместные настройки с клиентом выполнили, теперь можно собирать логику бота:

Начинаем с приветственного сообщения – в котором прописаны условия и добавлены три кнопки с тарифами. Это сообщение отправляется при запуске бота, каждая кнопка ведет на разные ветки со своей ценой и условиями.

Рассмотрим подробнее ветку одного тарифа:

  • Сообщение с кнопкой для оплаты тарифа
  • Сообщение с уникальными ссылками на канал и чат, которое пользователь получает после оплаты
  • Сообщение с напоминаем о продлении подписки (отправляется за 2 до окончания)
  • Сообщение если подписка продлена
  • Сообщение об исключении если оплата не поступила
  • Сообщение со всеми тарифами, чтобы повторно вступить в клуб

Сообщения - это то, что получает пользователь, но есть настройки, которые остаются за кадром, вот несколько из них:

  • Генерация уникальных ссылок для канала и/или чата
  • Проверка на наличие бана и снятие бана
  • Запуск счетчика
  • Исключение из канала и/или чата
  • Добавление в группу(ы) для сегментации пользователей

Все эти настройки бот выполняет незаметно для пользователя (думаю, что именно поэтому некоторые заказчики пишут «мне нужен простенький бот» ведь они видят только сообщения, но это уже отдельная история)

Зачем в клубе по подписке сегментация базы?

Хочу рассказать подробнее про полезную настройку, которую я выполнила, чтобы сегментировать базу: на входе добавляю всех в группу «Подписчики бота» и «Потенциальные клиенты», после оплаты удаляю из группы «Потенциальные клиенты» и добавляю в группу «Купил(а) по акции»

Сегментации пользователей важный процесс, который помогает выполнять «точечные» рассылки
Например, информирование о возобновлении акции – рассылка будет отправлена только потенциальным клиентам, а участников клуба мы не будем беспокоить

Сценарий продления подписки для каждого отдельного пользователя

Рассмотрим подробнее сценарий продления подписки так как основной функционал бота.
После оплаты бот генерирует уникальные ссылки и отправляет пользователю. По ним бот отслеживает время нахождения в клубе и отправляет напоминание об оплате за 2 дня до окончания тарифа. Одному пользователю напоминание приходит через 28 дней, другому через 88 дней, третьему через 178 – зависит от оплаченного тарифа (1 месяц, 3 месяца или 6 месяцев).

Если пользователь своевременно оплатил подписку бот продлевает доступ, а если оплата не поступила бот исключает из клуба и отправляет сообщение об этом. Чтобы у пользователя была возможность повторно вступить в клуб, бот отправляет сообщение со всеми тарифами.

Настройки для тарифа: 1 месяц по акции
Настройки для тарифа: 1 месяц по акции

Настройка первой ветки выполнена -> перехожу к тестированию бота: проверяю работу с нескольких аккаунтов, затем предлагаю поверить клиенту, если все окей перехожу к реализации остальных тарифов.
В это время клиент пишет текст для сообщений, перед ним уже есть все этапы с «рыбой» и дело идет быстрее.
Когда реализованы все тарифы мы все еще раз тестируем, затем настраиваю нужные тайминги и только после этого размещаем рекламный пост с ссылкой на бота на канале.

Сценарий бот клуб по подписке собран на конструкторе LeadConverter
Сценарий бот клуб по подписке собран на конструкторе LeadConverter

Какие проблемы пришлось решать во время реализации бота?

Бот собран, протестирован и все бы хорошо, но есть несколько проблемных мест:

Первая проблема:

Пользователь может хитрить – чтобы стало понятнее о чем речь, расскажу подробнее условия пребывания в клубе по акции:
если подписчик вступает в клуб до определенного числа за ним закрепляется акционная стоимость (скидка ~ 50%) на любой тариф и она действую при условии, что продление подписки происходит вовремя (до исключения из клуба), иначе скидка сгорает.

НО в чем вся боль, сообщение в котором ссылка на оплату по акции остается в переписке и не смотря на то, что мы перекрываем ее несколькими сообщениями (об исключении из клуба и сообщением с новыми условиями) пользователь может вернуться к предыдущему сообщению и снова оплатить по акции. Этим действием он создает нам несколько проблем:

а) потерю в доходе если мы идем на встречу (правильный выход говорить о необходимости доплаты, ведь условия были обозначены)

б) необходимость ручной генерации ссылок – бот ведь его уже исключил, а по воронке в блоке с продлением подписки нет выдачи новых ссылок, при оплате через этот блок он обновляет счетчик

Чтобы это было удобнее отслеживать я предложила клиенту реализовать запись данных в гугл таблицу + мы получаем резервную базу клиентов. При каждой оплате создается запись с информацией, а также если пользователь не успел продлить (см скриншот).

400’000 руб. на клубе по подписке за 30 дней.Как реализовать подписной продукт в Телеграм-боте и не накосячить с оплатами?

Вторая проблема:
Несколько раз мы столкнулись с тем, что оплата проходит, но бот не срабатывает – не отправляет ссылки на доступ к клубу (из ~170 подписчиков клуба с этой проблемой столкнулись лишь 3-5 человек).
К сожалению причина так и неизвестна, чтобы нам помогла разобраться тех.поддержка не нужно предпринимать никаких действий, иначе они видят только результат – все отработало. Но так как не всегда они реагируют оперативно (загрузка, выходные, нерабочие часы), ждать мы не могли и вручную запускали бота с нужного шага (генерации ссылок).

Я не могу утверждать, но есть несколько вариантов возникновения этой проблемы (если у вас есть мысли по этому поводу, буду рада комментариям):

  • сбой на стороне платформы (высокая нагрузка, тех.работы и тп)
  • сбой на стороне телеграм (высокая нагрузка, тех.работы и тп)
  • сбой во время передачи информации об оплате от Юмани-кошелька (фиг знает, что мб но идет же передача мб сигнал по дороге потерялся)

Так как это частный случай я записала видео-инструкцию клиенту как запустить бота с определенного шага, который генерирует ссылки для доступа в клуб – решение клиента устроило.

Продумать путь клиента между каналом и ботом

Во время работы я предлагала идеи для удобства, которые клиент принял, часть я рассказала ранее, а вот еще несколько:

1) Разместить на основном канале пост с кнопкой о клубе и условиях, при нажатии на которую пользователя перебрасывает в бот и закрепить это сообщение, чтобы кнопка всегда была на виду

*этот пост был размещен с помощью бота, который также был собран на LeadConverter

2) Добавить формулировку в сообщениях бота о том, что если возникли какие то, сложности пишите в ЛС и ссылка на аккаунт клиента (частенько об этом забывают, а пользователи которые впервые сталкиваются с ботом могут остаться один на один со своей проблемой)

3) Использовать телеграф для размещения дисклеймера

4) Разместить посты на канале и в чате клуба с общей информацией и правилами, до запуска бота – чтобы люди не попадали в пустой канал/чат

5) После завершения акции отправить всем «Потенциальным клиентам» (это подписчики бота, кто зашел в бота, но не вступил в клуб) сообщение с информацией о том, что акция завершена и сообщение с новыми ценами

Какие нюансы остались не раскрыты:

Переключение на обычные цены происходит вручную - после даты X я сменила ветку, и при запуске бота происходит проверка на наличие в группе: если не состоит в группе «Вступил(а) по акции» отправляется сообщение с обычными ценами, а если человек находится в клубе ему будет отправлено с акционными ценами

Чтобы я посоветовала клиенту:

1) Акционные цены сделать только на первый вход, а затем уже обычные + уменьшить скидку до 20%, максимум 30% на первый вход.

Почему: Я думаю, что те кто не успел вступить по акции сейчас ждут когда будет следующая акция – потому, что скидка сильно большая, а главное регулярная. Одно дело переплатить 20-30% один раз, а другое дело на регулярной основе платить в два раза больше.

Рекомендация на текущий момент – удалить пост(ы) с акционными ценами, чтобы новые подписчики не видели эту информацию и не сидели в ожидании акции.Конечно мне сложно оценить хорошо ли сработал бы этот вариант – это больше мысли в слух

2) Подключить платежную систему, например, Prodamus– чтобы автоматизировать отчетность (пользователям клуба будет отправлен чек на электронный адрес + можно настроить интеграцию с приложением «Мой налог» и автоматизировать отчетность перед налоговой)

Чтобы я сейчас сделала по-другому?

1) Выбрала бы другой конструктор для решения этой задачи, да LeadConverter полностью закрывает задачу клуба по подписке, но со стандартными условиями. В данном кейсе с акционными ценами вылезли сложности, которые я не предусмотрела(

2) Не создавала бы самостоятельно канал и чат для клуба. Изначально для меня это было удобно тем, что я сама создала и назначила бота админом, но когда передавала права с чатом были проблемы, пришлось создавать заново – урок усвоен

Результат клуба по подписке

Данный кейс для меня был необычен тем, что реализовано 6 тарифов, логика получилась объемная. И конечно я была поражена результатом клиента. Я считаю это невероятный кейс из ~ 400 подписчиков канала в клуб пришло ~ 170 человек, доход более 400’000Р за месяц (напомню, что были тарифы на 1, 3 и 6 месяцев, некоторые сразу оплачивали на полгода)
Я догадываюсь, что вы могли подумать «Это не похоже на правду», прекрасно вас понимаю, ведь у меня был опыт сборки клуба, где запуск катастрофически провалился, но это реальные цифры и мне нет смысла их завышать.
Результат моей работы это бот – инструмент, который автоматизирует процессы, а такой результат запуска - это целиком и полностью заслуга эксперта.
Хочу отметить, что он ведет огромную работу в клубе: регулярные посты с анализом несколько раз в день, эфиры, ответы на вопросы, и для тех кто воодушевится такими цифрами хочу сказать, что клуб по подписке - это не тот формат, где можно ничего не делать и получать регулярные оплаты, это колоссальный труд.

Резюмирую:
Бот для клуба по подписке возьмет на себя множество задач:

  • расскажет о клубе и условиях
  • примет оплату
  • выдаст доступ к клубу (уникальные ссылки на канал и/или чат)
  • проконтролирует продление подписки (напомнит или спишет (если настроена рекуррентные платежи)
  • исключит из клуба, если оплата на поступила
  • предложит повторно вступить
  • сегментирует базу клиентов

Если вы рассматриваете для себя такой способ монетизации как клуб по подписке, рекомендую воспользоваться этим инструментом – он 100% сэкономит много времени, которое вы можете потратить на написание качественного контента для ваших клубных подписчиков

Кажется я рассказала все что хотела, пожалуй завершу статью отзывом:

400’000 руб. на клубе по подписке за 30 дней.Как реализовать подписной продукт в Телеграм-боте и не накосячить с оплатами?

Спасибо за уделенное время на прочтение, буду рада видеть вас на моем канале: «Чат-боты для экспертов и бизнеса» подписывайтесь
Если есть вопросы или рекомендации буду рада пообщаться в ЛС или комментариях

22
33 комментария

Проводите по 400 тыс платежей через Юмани и вас не банят? Верится с трудом

Ответить

Мы с клиентом три года назад принимали платежи на Юмани. В течение полутора лет. И проблем не было. Так как в зависимости от "тарифа" у вас есть лимиты приема платежей. И в то время это было порядка 500.000₽ в месяц.

А вот вопросы начались, когда большие суммы денег снимали или переводили неадекватно: в течение одного дня, например, минус, а потом сразу же плюс 200.000₽

При этом сразу бана никакого нет. Просят разъяснить движение денег документально в течение 30 дней. И лишь потом санкции

2
Ответить

Сумма платежа от 900₽ до 9000₽, тьфу-тьфу с баном не столкнулись

Ответить

Отличный кейс, крутой результат 👍🏻

1
Ответить

Спасибо)

1
Ответить

Светлана, вот это подробнейший кейс. Готовая инструкция по шагам и возможным сложностям. Действительно эксперт часто видит только верхушку работы: создать ссылку для оплаты и канал (+чат клуба). А там внутри столько нюансов нужно продумать 🤪🤪🤪

В последнем проекте клиента, мы собирали клуб по подписке на Ботхелпе. И у нас был тариф "месяц на пробу", после которого можно было оплатить либо годовую подписку, либо на выход. Люди пропускали срок оплаты, и потом начиналась та сама работа, когда по приходилось всё делать уже вручную.

Благодарю за то, что так подробно поделились опытом. Такое описание само по себе большая работа 👏👏

1
Ответить

Спасибо)

На ботхелпе опыта сборки не было, но была подписчиком клуба с помощью бота, собранного на этом конструкторе и некоторые моменты мне показались неудобными(

Ответить