«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

В последние недели понятия коронавирус и кризис — не только сиамские близнецы, но и самая трендовая тема в СМИ и не только. Самоизоляция, карантин и дефицит — наверное, уже каждый ребенок знает эти слова и понимает их смысл. Все, у кого есть хоть какой-то бизнес, прочувствовали на себе перемены. Но все ли перемены к худшему? Не факт.

Если ваш бизнес делается в интернете - у вас есть все шансы не только не потерять вложенное, но и остаться в реальном плюсе. Начнем с себя. Наш проект - маркетплейс Satom.ru. Продается все - от зубочисток до сельхозтехники, как и на других аналогичных площадках нашего формата. Хотим поделиться опытом, как извлечь пользу из ситуации, не уповая на продажу одних лишь медицинских масок.

Все знают, что паника - сильнейший фактор, руководящий каждым из нас. И с конца февраля, просто в один день, товарами №1 стали не смартфоны и айрподсы, а маски, перчатки и антисептики. Утрированно, но факт. По ощущениям - только их и заказывали, начиная с февраля. Проанализировав спрос, увидели действительно большой скачок по медицинским товарам. Но назвать их единственными в списке востребованных тоже нельзя.

Сбрасывать со счетов повышенный спрос, безусловно, не в наших интересах - конечно, мы воспользовались им максимально. Но очевидной была и необходимость уравновесить его и показать покупателям, что они могут купить у нас не только маски - мы можем предложить практически любые товары, которые могут понадобиться в условиях самоизоляции. А это широкий спектр и немалая его часть- самых простые и повседневные вещи, которые в связи с ажиотажем, возможно, просто отошли на второй план.

Что мы предприняли?

Доработки дизайна

Мы постоянно работаем над повышением юзабилити, улучшением внешнего вида каталога, исходя из анализа пользовательского поведения. Наша последняя доработка, сделанная еще в феврале (как раз перед вспышкой COVID -19 в России), пришлась как нельзя более кстати. И хотя ничего революционного мы не сделали - были плановые доработки по усилению визуальных акцентов, но это сработало по принципу “в нужное время в нужном месте”. Что сделали?

«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше
  • Увеличили фото товаров, как в разделах (рубриках) каталога, так и внутри самой карточки товара.
  • Реализовали отображение кнопки Купить лишь при наведении, чтобы не отвлекать покупателя от просмотра товаров.
  • Изменили дизайн кнопки с номером телефона продавца, сделав акцент на ее заметность.
«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

Покупатель не всегда понимает принцип работы маркетплейса и упрощение его коммуникации с продавцом - ключевая задача в работе с дизайном.

SEO

Дополнительная оптимизация актуальных товаров для максимизации трафика - обычная практика в СЕО. Собрав статистику популярных категорий, оптимизаторы поделили их на ТОПовые и околоТОПовые (как по трафику, так и позициям). Затем начали активно прорабатывать запросы для расширения семантики и создания новых листингов товаров (тематических страниц, заточенных под конкретный сегмент спроса). Подкрепляется все это внутренней и внешней оптимизацией, особенно для товаров близких к ТОПу.

К слову - все это делается постоянно, просто сейчас к топовому спросу относится медицинская тематика, а нужно поддерживать на плаву и потребительские товары, поэтому анализ строится уже немного по-другому.

Реклама

Реклама давно уже является приоритетным направлением в нашей стратегии продвижения. При первых признаках кризиса мы пересмотрели многие статьи расходов, но не эту. Объем рекламной активности мы не только не стали сокращать - мы его увеличили. В рекламные кампании включили как раз потребительские категории товаров.

  • Товары для дома. Это и домашний текстиль, постельные принадлежности, кухонная утварь и всевозможные фишечки кулинаров (на карантине приготовление пищи - особый вид развлечения).

  • Сад и огород. Все для полива, посева, ухода за растениям. Весна - сезон роста продаж этих товаров и карантин - не помеха дачнику или хозяину домовладения, нужно только дать ему возможность легко заказать все необходимое в интернете.
  • Детские товары. Родителям несмотря ни на что нужны подгузники и все, что необходимо для ухода за малышами и купить их в интернете - легче легкого, так почему бы не у нас?
  • Игрушки. Дети - это счастье, но дети на карантине - это испытание. Их нужно чем-то занять и игрушки нужны им всегда. Пока привычный Детский Мир закрыт - самое время заказать в интернете.
  • Товары для творчества. Скрапбукинг, квиллинг, декупаж, живопись по номерам, вышивка, лепка - людям с такими хобби любой карантин в удовольствие и нам нужно просто помочь им найти эти товары у нас в каталоге.
  • Книги. Здесь без комментариев - книги, как традиционные, так и электронные это то, без чего книголюбы не мыслят свою жизнь и в будни, а во время вынужденного отпуска и подавно. На руку сыграло то, что популярные специализированные книжные ресурсы (вроде Labirint.ru) временно приостановили работу своих пунктов выдачи, а заказывая на маркетплейсе, можно выбрать удобный вариант доставки, в том числе и “до дверей”.

Также и предметы гигиены, бытовой химии и целый ряд потребительских товаров. Результат - в марте заказов, сделанных через рекламные источники, стало на 230% больше чем в феврале.

Работа с продавцами

Качество обслуживания важно всегда, но в момент, когда нужно максимально “поймать волну” повышенного спроса, его важность повышается в разы, поэтому наш отдел контроля качества активизировался на 200%.

  • Достоверность данных. Мы строго следим за тем, чтобы контактные данные продавца были достоверны, проверяем активность номеров телефона и если номер не активен или работает без возможности выхода на оператора - даем продавцу время на наведение порядка, а при отсутствии реакции - исключаем из выдачи каталога.
  • Быстрая обработка заказов. Когда спрос повышен - заказов намного больше чем привыкли продавцы. Однако, это не означает, что покупатель должен сутками ждать обратной связи. За этим мы тоже следим и этот процесс автоматизирован - специально разработанный функционал отслеживает компании, не обрабатывающие заказы в течение суток, им отправляется предупреждение и выполняется понижение в выдаче каталога.
  • Оптимальные условия покупки. Сейчас особенно актуальны удобные способы оплаты и доставки, которые продавец может предложить покупателю. Особенно это касается курьерской доставки “до двери” и возможности оплатить покупку онлайн. Мы напоминаем об этом продавцам в мотивирующих рассылках, а также начисляем бонус за подключение этих опций - пополнение бюджета Intarget (контекстной рекламы в каталоге). Кстати, статистика заказов, оплаченных онлайн, растет из месяца в месяц.

Работа с покупателями

Не всегда достаточно привести покупателя на сайт. Покупатели бывают разные - часто это люди старшего поколения, привыкшие к покупкам на ближайшем рынке. Им нелегко сориентироваться и для них процедура заказа всегда сложнее - даже видя перед собой кнопку с номером телефона, они не всегда догадываются нажать на нее. Для того, чтобы минимизировать потери своей ЦА, мы подключили чат на каждой странице каталога, а также разместили в открытом доступе номер телефона портала, чего, заметим, вы не увидите у большинства маркетплейсов.

Да, это добавляет нагрузки в наш колл-центр, но, вместе с тем, позволяет объяснить покупателю, как сделать покупку, объяснить не теоретически, а наглядно, пока он у экрана и может следовать рекомендациям. Мы уверены, что это работает на перспективу - если покупатель понял, как делать покупку у нас, он вернется за следующей, это легче чем снова учиться в другом месте. Многие покупатели так и говорят, что покупают у нас постоянно, т. к. “ мальчик по телефону так хорошо объяснил”.

Контент

Все, что может понадобиться покупателю должно быть, что называется, перед носом. Продукты питания, средства гигиены, медицинские товары, все для дома - мы постарались расположить их в каталоге максимально заметно.

На главной странице добавлены заметные баннеры и актуальные рубрики расположили выше всех прочих.

«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

Для удобства покупателя мы создали тематические разделы из рубрик, они позволяют просмотреть весь интересующий ассортимент, не тратя время на поиск по каталогу.

«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

Тематические рассылки покупателям. Чтобы натолкнуть покупателя на мысль о покупке товаров, которые могут быть ему полезны в период самоизоляции, мы готовим самые разные подборки - от товаров первой необходимости, до идей семейного и детского досуга с простыми советами и лайфхаками.

«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

Письмо “Брошенная корзина”. Когда покупатель не оформил заказ до конца, ему отправляется письмо с подборкой аналогичных товаров других продавцов и если какое-то из предложений подходит покупателю - он все же делает покупку, пусть и не в том магазине, в котором собирался первоначально.

Что мы получили в итоге

«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

Доля заказов разных категорий от общего показателя

«Вирусный» маркетинг, или как продавать на 200% больше

Продажи в условиях карантина - своеобразная проверка - плыть по течению и радоваться везению, что есть товары, которые продаются сами, или делать выводы и применять “карантинный маркетинг” и дальше. Хотя мы, как и все в мире, с нетерпением ждем завершения пандемии. Конечно, спрос видоизменится и механизм работы тоже, но уже есть понимание, как “поймать волну” и бросить силы туда, куда нужно.

11
2 комментария

Читаю статью и меня не покидает чувство, что все просто элементарно. Однако, сами мы о таких простых вещах редко задумываемся. 

3

Мне одному кажется, что дизайн копия Юлмарта?