Как агентству и создателям контента работать с изображениями из интернета. Часть 1 – Фотостоки и подрядчики

Как агентству и создателям контента работать с изображениями из интернета. Часть 1 – Фотостоки и подрядчики

Статья о том, как брать изображения из интернета, хеджировать риски и не получить претензию от правообладателя. А также что делать, если она уже пришла.

База

Начнем с главного: изображения в интернете охраняются авторским правом. Использовать их без разрешения автора или иного правообладателя в коммерческих целях нельзя. Плюс есть риск получить требование компенсации от 10,000 до 5,000,000 рублей.

Второе: использовать изображения с лицом человека без его согласия тоже нельзя (ст. 152.1 ГК РФ). В этом случае нарушаются его права, и также возникает риск претензии на выплату убытков и морального вреда. Подробнее мы писали тут.

Третье: изображения с лицом человека могут рассматриваться как его биометрические персональные данные. Использовать такое изображение разрешено только с согласия человека, который на нем изображен (ч. 4. ст. 9 ФЗ № 152 — ФЗ “О персональных данных”.)

Основы понятны – теперь разберем, откуда точно можно брать фотографии и на какие риски обратить внимание.

Фотостоки и лицензии

Очевидный источник изображений для коммерческих целей – фотостоки. Бывают платные и бесплатные.

Платные действуют как посредники между авторами и пользователями, регулируя юридические вопросы и взимая плату за использование лицензий. Бесплатные дают доступ к изображениям с видом лицензии, которая позволяет свободно использовать их.

Нюансы и риски есть в обоих случаях. О них – далее. Главное: и в платных, и в бесплатных фотостоках именно в лицензии определено, каким образом можно использовать изображение. Поэтому сперва читаем лицензию, затем скачиваем.

Платные фотостоки

Пожалуй, самый надежный и безопасный вариант, где взять изображения. Продают преимущественно следующие лицензии:

  • Royalty-Free (Стандартная лицензия)

Позволяет использовать изображения в коммерческих целях неоднократное количество раз, за исключением случаев печатной продукции, тираж которой не превышает 500 тысяч экземпляров (например: постеры, открытки, упаковка для подарков, календари, стикеры, футболки или сувенирные магниты).

  • Extended Royalty-Free (Расширенная лицензия). Вот эта лицензия необходима как раз для печатной продукции. Тоже использовать в коммерческих целях.
  • Editorial (Одноразовая лицензия)

Позволяет один раз использовать изображения с логотипами, брендами, известными продуктами персонами исключительно в редакционных материалах, что означает, что они могут быть использованы лишь для информационных целей. Эти изображения запрещено использовать в рекламных или коммерческих целях.

И все равно хеджируйте риски:

  • В лицензии платного фотостока может быть запрещено сублицензировать изображение. Принцип такой: кто акцептовал и оплатил лицензию – тот и имеет право использовать изображение. Передавать ее он не может. Например, дизайнер купил фото и использовал его в макете для компании. Возможные претензии к компании будут обоснованными: права на фото принадлежат частному лицу, а передать их дизайнер не мог.

Поэтому, чтобы не нарушить права автора, необходимо проверять, есть ли в лицензии право сублицензирования и, по возможности, самостоятельно оплачивать такие изображения.

  • Платные стоки не могут быть уверены, что загружаемое к ним изображение действительно принадлежит тому, кто его добавил. То есть, иногда изображения авторов попадают на фотостоки без их согласия.

Чтобы доказать свою добросовестность, указывайте фотосток, с которого вы взяли изображение и имя автора. Так вы подтвердите, что взяли изображение именно с этого фотостока, оплатили его использование и действовали в рамках закона.

Бесплатные фотостоки

На бесплатных фотостоках распространена лицензия Creative Commons. Обязательно обращайте внимание на ее вид. В одних случаях разрешается использовать изображения в любых целях без оплаты, согласования и упоминания автора. В других – только в некоммерческих с упоминанием автора.

Ниже опишем лицензии Creative Commons в градации от более безопасной к менее. Всего есть шесть разновидностей:

  • Creative Commons Zero (CC0)

Изображения можно изменять, распространять без ограничений и использовать в коммерческих целях без указания автора.

  • Creative Commons Attribution (CC-BY)

По этой лицензии изображения можно редактировать, создавать на его основе другие изображения, использовать в коммерческих целях, но необходимо указывать имя автора.

  • CC Attribution Share Alike (CC-BY-SA)

Ее буквальный перевод предполагает указание авторства и сохранение условий. Эта лицензия похожа на предыдущую, но есть одно важное отличие: Share Alike означает, что если вы создаете новое произведение на основе бесплатного изображения, вы обязаны распространять его только по той же лицензии CC-BY-SA. Иными словами — бесплатно.

  • CC Attribution Non-Commercial (CC-BY-NC)

С этой лицензии заканчивается использование в коммерческих целях. Само название лицензии указывает, что изображения могут использоваться исключительно в информационных, учебных и иных некоммерческих целях. Необходимо обязательно указывать имя автора.

  • CC Attribution Non-Commercial Share Alike (CC-BY-NC-SA)

Изображение можно изменять, но обязательно указывать автора. Нельзя использовать в коммерческих целях, а созданный на его основе новый контент разрешается распространять только по аналогичной лицензии.

  • CC Attribution Non-Commercial No Derivatives (CC-BY-NC-ND)

Изображение нельзя использовать в коммерческих целях, автора нужно указывать, нельзя создавать производные произведения. Разрешается использовать только в некоммерческих личных целях.

Риск использования CC лицензий, в особенности CC0 и CC-BY, также сводится к тому, что изображение на фотосток могло попасть без согласия автора. Поэтому даже если лицензия не обязывает указывать автора и источник, рекомендуем этим не пренебрегать.

Работа с создателями контента

В нашей практике был случай: клиент обратился к дизайнеру за созданием карточек на Wildberries для своего заказчика-продавца. Дизайнер без разрешения и по привычке взял подходящие фото из интернета и сделал карточки. Клиент передал карточки своему заказчику. Работа сделана, все довольны.

Спустя год продавцу пришла претензия от автора изображения, которое использовалось в карточке Wildberries. Продавец пошел с вопросами к клиенту, клиент к дизайнеру, а в договоре с ним – ничего про подобные ситуации. В итоге, клиент оплачивал автору компенсацию.

Поэтому в договоре с создателями контента (фотографами, дизайнерами, SMM-специалистами, контент-мейкерами и другими подрядчиками) особое внимание уделяйте разделу об интеллектуальных правах.

Какие могут быть риски и как их уменьшить:

Риск № 1:

Подрядчик разработал для Заказчика дизайн сайта и самостоятельно подобрал изображения для наполнения. Спустя время Заказчик получает претензию с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование одного из изображений.

Уменьшение риска:

Добавить в договор условие про урегулирование претензий от третьих лиц:

«При получении Заказчиком любых претензий от третьих лиц, связанных с нарушением авторских или смежных прав, Подрядчик берет на себя ответственность за решение данных вопросов. Подрядчик обязуется возместить Заказчику все причиненные убытки и оплатить все расходы, произошедшие в результате нарушения таких прав.»

Риск № 2:

Подрядчик выполнил работы, но спустя время заявляет, что Заказчик не вправе использовать РИД, так как не оплатил отчуждение прав на него.

Уменьшение риска:

Добавить в договор информацию о размере вознаграждения подрядчика:

«Вознаграждение за отчуждение исключительного права на РИД включено в оплату стоимости работ и составляет 10% от итоговой стоимости Акта, по которому передано исключительное право на РИД.»

Риск № 3:

Заказчик своими силами переработал РИД и опубликовал итоговый вариант в своей обработке. Подрядчик просит компенсацию, так как считает это нарушением.

Уменьшение риска:

Предусмотреть в договоре условие про исчерпание прав:

«Исполнитель полностью реализует свое право на вознаграждение в рамках условий Договора и не вправе претендовать на получение каких-либо дополнительных выплат за использование Материалов Заказчиком, в т. ч использование производных результатов интеллектуальной деятельности, потенциально охраноспособных технических решений и любых других компонентов Материалов.»

Риск № 4:

Подрядчик сделал 50% от задания по договору и не может дальше продолжить работу.

Заказчик просит передать наработки и текущие материалы для продолжения работы с другим подрядчиком, но текущий подрядчик против.

Уменьшение риска:

Предусмотреть в договоре условие, что Заказчику принадлежат права не только на итоговый результат, но и неоконченный:

«Заказчику принадлежит исключительное право как на итоговые, так и на промежуточные или неоконченные версии РИД, отдельные элементы РИД, в том числе изменения и/или дополнения к ним.

Заказчик вправе использовать РИД и распоряжаться ими по своему усмотрению любыми, не противоречащими закону способами на территории всего мира в течение всего срока действия исключительного права.»

Риск № 5:

После окончания проекта Подрядчик использует в своей рекламе материалы из задания Заказчика без его согласия.

Уменьшение риска:

Установить в договоре ограничения в использовании результата Подрядчиком:

«С момента перехода исключительного права на РИД к Заказчику Подрядчик не вправе без письменного согласия Заказчика использовать РИД каким-либо способом для личных, коммерческих, иных нужд, самостоятельно или предоставлять аналогичные права на их использование третьим лицам, не вправе публиковать РИД или их части, в том числе в любых изданиях, в блогах, на личных сайтах, страницах в социальных сетях в любом виде.»

Если пришла претензия

Первое и главное: не паникуйте и не делайте резких движений.

Необходимо разобраться в трех вопросах:

  • Кто направил претензию? Если отправитель не является автором изображения, необходимо запросить доверенность на представление интересов.
  • Где было взято изображение? Если это фотостоки, еще раз изучите правила лицензионного соглашения. Обычно они находятся в подвале сайте. Уточните право сублицензирования.
  • Обоснованы ли требования автора претензии? Если лицензионное соглашение фотостока не нарушено, напишите об этом автору претензии и приложите ссылку на изображение, лицензионное соглашение и подтверждение оплаты (если изображение было куплено). Автор претензии может не принять этот довод, поскольку не давал фотостоку согласие на распространение изображения. В этом случае пишите в поддержку фотостока и привлекайте ее к участию в споре, а также требуйте компенсировать расходы.

Выводы

  1. Перед использованием изображений из интернета изучите лицензию фотостока. Ищите лицензии, которые разрешают коммерческое использование изображения, а также его сублицензирование (передачу прав третьим лицам).
  2. Рекомендуем указывать автора и сток, из которого берется изображение. Бывают случаи, когда изображения добавляют в стоки без согласия правообладателя. При возникновении претензий указание имени автора и названия стока обоснует добросовестность.
  3. Если подрядчик создает для вас контент и использует изображения из интернета – внесите в договор пункты из таблицы выше. Также самостоятельно регистрируйтесь и оплачивайте изображения на платных стоках.
  4. Если получили претензию – не паникуйте и не вступайте в переписку с автором до того, как внимательно изучите ее текст.

В следующей части статьи расскажем о том, как защита авторских прав стала прибыльным (и насколько) бизнесом. И с какими претензиями сталкиваются наши клиенты.

Если у вас остались вопросы – задайте их в боте: https://t.me/runetlex_digital_bot

6 июня в 12:00 мы проведем вебинар и ответим на них.

22
Начать дискуссию