5 ошибок аналитики, из-за которых ваша компания теряет деньги

На примере одного из наших клиентов покажу, что просто собирать данные в CRM недостаточно. И объясню, как из-за этого компании упускают прибыль.

5 ошибок аналитики, из-за которых ваша компания теряет деньги

Привет! Я Анастасия Заран, руководитель аналитического агентства «Разумный маркетинг». Недавно мы анализировали компанию по продаже франшиз. Данные под NDA, поэтому подробнее раскрыть не могу. Назовем ее ООО «Треугольник».

Ситуация следующая: менеджеры ведут базу данных в CRM, но аналитики как таковой нет — только дашборды с непонятными цифрами, которые никак не помогают бизнесу. Например, владелец знает, сколько лидов пришло, сколько отвалилось по ходу воронки. Но в чем причина и как это можно исправить — неясно.

В статье расскажу, какие проблемы мы выявили, сколько денег ООО «Треугольник» недозарабатывал и почему.

Ошибка №1. Некорректное ведение CRM

Что не так. Для выявления ошибок мы анализировали исторические данные компании за год с января 2023-го по январь 2024-го.

Так выглядела аналитика данных из CRM в Google Data Studio: куча цифр, но непонятна ситуация в бизнесе
Так выглядела аналитика данных из CRM в Google Data Studio: куча цифр, но непонятна ситуация в бизнесе

После детализации продаж по менеджерам мы выявили, что цена продукта несколько раз менялась. Непонятно, что было причиной — ошибка менеджера, демпинг или некорректное ведение CRM. На графике ниже можно увидеть, что продажи компании в тот период выглядели нестабильно 👇

Мы выявили, что менеджеры несколько раз продавали по старой цене, хотя внутри компании уже согласовали ее увеличение
Мы выявили, что менеджеры несколько раз продавали по старой цене, хотя внутри компании уже согласовали ее увеличение

Как можно исправить эту ошибку. Чтобы аналитика была корректной, нужно собирать как можно больше данных, минимум 95% — о сделках (маркетинг, продажи, продукт), о клиентах (верификация, возражения), движение по воронке (с детализацией каждого этапа) и так далее.

Добиться этого можно, если внедрить для менеджеров KPI за корректное заполнение базы данных по чек-листу. Например, прописать,что они должны вносить в систему каждого лида и своевременно менять статус сделки. Можно назначить ответственного по заполнению базы данных и проверять результаты в конце каждой рабочей недели. Так у компании будет больше информации, которую можно использовать для аналитики и принятия рабочих решений.

Важно, чтобы менеджеры детализировали коммуникацию с клиентами: заполняли все поля по сделке, тегировали 
Важно, чтобы менеджеры детализировали коммуникацию с клиентами: заполняли все поля по сделке, тегировали 

Да, это трудоемкая работа, но она поможет наладить процесс сбора отчетности. Если при такой проверке руководитель найдет грубые нарушения, лучше сократить объем сделок у этого менеджера для более качественной работы, как в части заполнения информации по сделкам, так и в продажах.

Ошибка №2. Неравномерное распределение заявок между менеджерами

Что не так. Мы сделали детализацию по менеджерам «Треугольника» и увидели, что заявки распределяются нестабильно: у кого-то больше сделок, у кого-то меньше, в 2 раза. Продажи хаотичные, но непонятно почему: менеджеры плохо работают или просто одни загружены больше других.

У некоторых сотрудников зафиксировали резкое падение продаж при том же объеме заявок. Это могло быть связано с колебаниями цены, а может быть, с маркетингом. Из-за нехватки информации невозможно понять, в чем причина.

В детализации можно увидеть, что у всех менеджеров разная динамика — отличается средний чек и фактическая выручка
В детализации можно увидеть, что у всех менеджеров разная динамика — отличается средний чек и фактическая выручка

Как можно исправить эту ошибку. Чтобы заявки распределялись равномерно, можно настроить в CRM алгоритмы:

🔴 По загруженности. Например, чтобы новые клиенты автоматически попадали сотрудникам, у которых сейчас меньше всего сделок в работе или более высокая CR в продажу.

🔴 По рабочему графику. Если в компании менеджеры работают посменно, можно указать это в базе. Тогда CRM будет автоматически распределять лиды тем, кто сейчас в офисе.

🔴 По лимиту. Представим, что менеджер может обработать трех лидов за рабочую смену. Тогда CRM будет распределять заявки тем, кто еще не исчерпал лимит.

Можно также скорректировать KPI команды отдела продаж. Например, чтобы конверсия была выше 3%. Если у менеджера она стабильно ниже, можно скорректировать его скрипты для конкретного этапа сделки или отправить на обучение, которое поможет вырастить метрику.

Часто случается, что у каждого менеджера западают разные показатели. В таком случае хорошо работает персонализированный KPI (на квартал). Например, выйти на Х-показатель успешных сделок (как у других менеджеров) или сократить долю закрытых сделок по причине «уже купил». Так менеджер перестанет «снимать сливки» и начнет оперативно и качественно работать по входящим.

Пример другой компании: 33 449 (доход от 1й входящей сделки октябрь) VS 12 684 (в январе) = -62% 90% закрытых (в сентябре) VS 95-96% (в январе-феврале)
Пример другой компании: 33 449 (доход от 1й входящей сделки октябрь) VS 12 684 (в январе) = -62% 90% закрытых (в сентябре) VS 95-96% (в январе-феврале)

Ошибка №3. Нет долгосрочного планирования развития компании

Что не так. В 2023 году «Треугольник» резко поднял цену своих услуг: сначала с 600 000 до 700 000, потом до 900 000 рублей. Причем, с точки зрения клиента, цена ничем не обосновывалась: ни улучшением продукта, ни повышением его рентабельности.

В итоге после повышения цены до 900 000 рублей было всего 13 продаж. При прежней конверсии 2,87% могло бы быть 52 продажи
В итоге после повышения цены до 900 000 рублей было всего 13 продаж. При прежней конверсии 2,87% могло бы быть 52 продажи

В итоге компания заработала гораздо меньше, чем могла бы, потому что никак не подготовилась к повышению цены, не обосновала ее покупателям. Ключевые показатели (в том числе CR) упали, а влияние изменений никак не прогнозировалось и не контролировалось.

Без качественной аналитики компания упускает миллионы выручки
Без качественной аналитики компания упускает миллионы выручки

При прошлых показателях (CR, объем заявок) компания недозаработает и в следующем году:

  • если будет продавать франшизу за 900 000 рублей — 4,4 млн;
  • если будет демпинговать необоснованно — 11,75 млн;
  • если поднимет цену еще — 14 млн.

Как можно исправить эту ошибку. Компании важно прогнозировать и оценивать риски, сколько она сможет потерять при разных вариантах развития событий. Можно оценивать риски по прошлым похожим действиям, можно регулярно корректировать такие изменения (для повышения показателя), можно работать над другими показателями, потому что они дадут больше профита.

Один из прогнозов (по повторяющимся изменениям) смотрите в таблице 👇

Как прибыль компании зависит от стоимости продукта
Как прибыль компании зависит от стоимости продукта

Так можно управлять выручкой и прибылью компании, если повлиять только на одну метрику, а все остальные количественные и качественные показатели (объем заявок, CR, средний чек, срок сделки) оставить без изменений.

Ошибка №4. Нет детализации по воронке

Что не так. У «Треугольника» была воронка продаж, но не было ее аналитики и детализации. Вот как она выглядела 👇

Из 2813 лидов до подписания договора дошли только 31 — ситуация довольно плачевная
Из 2813 лидов до подписания договора дошли только 31 — ситуация довольно плачевная

Главная причина отвала лидов — не продали или не вовлекли. Это могло случиться как при первом касании, так и при последующих. Мы не знаем, потому что такие данные в CRM не были настроены или не заполнялись менеджерами. Так ушли 33% базы — 929 человек. Если ситуацию не исправить, даже тысячи лидов не принесут прибыли, потому что не перейдут на ступеньку с согласованием и подписанием договора.

Как можно исправить эту ошибку. Один из этапов для улучшения воронки — работа над продуктом. Возможно, его выгоды просто непонятны потенциальным клиентам — например, стоимость франшизы дороже, чем у конкурентов, а выгоды не подкреплены цифрами.

Чтобы лучше понимать причины отвала лидов на каждом шаге, отделу продаж необходимо детализировать статусы отвала в CRM. Например 👇

Пример статусов, которые мы предложили внедрить клиенту: это поможет понять, в какой момент отвалился лид и почему
Пример статусов, которые мы предложили внедрить клиенту: это поможет понять, в какой момент отвалился лид и почему

Также важно выявлять, из какого канала продаж пришел лид. В «Треугольнике» с этим были проблемы — более 50% источников успешных сделок не оцифровывали, не настроили UTM-метки, не автоматизировали передачу данных в CRM на стороне интегратора. Без этой информации можно вложиться в неэффективные каналы продаж и просто сливать бюджет.

Мы не знаем, через какие каналы пришли покупатели на сумму 9,5 млн рублей: может быть так, что эта выручка относится к агрегаторам франшиз, и тогда имеет смысл вкладываться в данный канал больше
Мы не знаем, через какие каналы пришли покупатели на сумму 9,5 млн рублей: может быть так, что эта выручка относится к агрегаторам франшиз, и тогда имеет смысл вкладываться в данный канал больше

🎁 Бонус. Ошибка №5. Нет обоснования цены

Что не так. Эта ошибка не связана с аналитикой напрямую, но я считаю, что нужно о ней упомянуть. Мы уже говорили выше, что компания «Треугольник» подняла цены без обоснования ценности. В итоге маржинальность первой проданной франшизы выросла, но общая конверсия сократилась вдвое. Количество продаж при том же объеме заявок также сократилось вдвое.

Как можно исправить эту ошибку. Компания может повышать ценник, но только обосновывая ценность продукта для клиентов. Предположим, у нас бизнес по продаже франшизы. Можно создать анкеты-опросники для действующих франчайзи:

  • ежемесячно собирать данные по выручке, расходам, чистой прибыли (у каждого конкретного франчайзи, в каждом конкретном городе);
  • собирать базу по эффективным подрядчикам и рентабельным маркетинговым каналам;
  • ежемесячно проводить встречи для всей сети с общими выводами: что работает в городах того или иного масштаба.

Вот еще несколько способов улучшить показатели в компании:

🔴 Внедрить чек-лист в отдел продаж. Он позволит максимизировать информацию по входящим лидам — откуда пришли, с каким запросом и так далее.

🔴 Внедрить в отдел маркетинга UTM-разметку. Это нужно, чтобы выявлять, из какого канала продаж пришел лид. Например, по какой рекламной кампании, с каким креативом и УТП.

Вот какими могут быть UTM
Вот какими могут быть UTM

Чем больше информации у вас будет, тем лучше — так вы сможете донести до покупателя ценность продукта и объяснить, почему он стоит именно столько.

Благодаря аналитике мы увидели, как компания теряет миллионы, хотя первоначально клиенты сообщали: «у нас есть аналитика, всё в порядке». Но фактически это было отчетностью ради отчетности, без возможности отслеживать влияние одних метрик на другие. Но, как видите, этого бывает недостаточно.

Если вы подозреваете, что ваша компания тоже теряет клиентов и деньги (в каждом проекте мы находим минимум +10% профита, о котором собственник даже не подозревал), пишите мне в Телеграм @Anastasia_Zaran 😊 Мы проведем мини-исследование по вашей CRM и подсветим метрики, которые позволят быстро увеличить прибыль.

Знаете ли вы еще какие-то ошибки, которые мешают бизнесу зарабатывать больше? Поделитесь в комментариях.

3030
39 комментариев

Хороший разбор проблем. А чем они реально думали при поднятии цены. Ведь даже без глубокой аналитики видно серьезное падение продаж

2
Ответить

Мерси!
Если посмотрим на первую иллюстрацию (текущий дашборд в компании), то обнаружить просадку сложно.
Плюс в компании сразу вырос цикл сделки (до 2-х месяцев вместо 1).
Есть подозрение, что менеджеры объясняли отсутствие продаж «плохим трафиком».

2
Ответить

Как бывший сотрудник отдела продаж я люто ненавижу вот это «поставить менеджерам KPI». Сначала надо не ставить KPI, а автоматизировать все, что можно. Сделать так, чтобы справочник цен в crm системе был отдельной сущностью и заполнялся заранее и применялся автоматически, тогда не будет ошибок с ценой. А то обычно бывает так: людей садят работать в сырой системе, дохрена параметров надо внести вручную и проконтролировать, а клиент вообще-то ждет. А сверху менеджера еще и KPI накрывает.

Извините, прям крик души получился)

2
Ответить

Да, понимаю) Первые 4 года моей карьеры тоже были в продажах)

2
Ответить

Интересный обзор, но ошибки какие то банальные, такое ощущения что это малый бизнес без гамма логики и сообразительности директора

2
Ответить

Оборот «треугольника» около 20-25 млн/год, но похожие ошибки и в среднем бизнесе встречаются не редко.
Поэтому решили написать об этом.

Ответить

Увы так и есть в большинстве компаний . Когда даже нанимают специалистов для аналитики и спец. подсвечивает проблемы и предлагает решения ,то как правило спецам говорят - "Да что вы понимаете в нашем бизнесе , мы уже 17 лет работаем"

Ответить