Бизнес на БАДах: рентабельность и издержки

За последний год в России доля собственных торговых марок БАДов превысила 20 миллиардов и это только в аптеках. Почему эта ниша такая перспективная и так ли это на самом деле.

Биологически активные добавки способствуют поддержанию здоровья, а также выступают профилактическим средством для различных заболеваний. А поскольку в последние годы интерес к ЗОЖ у людей значительно возрос, это отразилось на спросе. Все это открывает для производителей огромный потенциал.

Однако, как любой другой вид бизнеса, этот включает свои особенности и нюансы.

В статье поделилась факторами, которые влияют на рентабельность и издержки в этой нише.

Рентабельность бизнеса на БАДах: факторы успеха и риски

Для начала покажу на примере, как рассчитать рентабельность.

Допустим, компания весь прошлый год торговала и вышла на объем продаж в сумму 1 000 000 рублей. При этом, прибыль от продаж составила 500 000 рублей в год. Рассчитываем рентабельность продаж (РП):

РП = 500 000 / 1 000 000 х 100 % = 50 %

РП = 50 %

Рентабельность зависит от нескольких факторов, которые определяют успех или неудачу данного предприятия. Основные из них:

· Работа с качественными ингредиентами, которые действительно приносят пользу здоровью. Покупатели все более основательно подходят к выбору, требуя БАДы, которые хорошо себя зарекомендовали. Чем выше качество продукта, тем больше спрос на него и, следовательно, выше рентабельность.

· Стратегия продвижения. Маркетинг играют важнейшую роль в привлечении клиентов. На ДРР (доля рекламных расходов) компания обычно отводит от 5 до 15 % бюджета. Реклама влияет на чистый доход предприятия, поскольку она вносит вклад в главный фактор рентабельности – относительную потребительскую ценность. 25 процентов и больше составляет прибыль от рекламной компании.

· Понимание целевой аудитории. У каждой группы людей свои интересы. Например, спортсмены ищут продукты, помогающие им улучшить физическую форму. Беременные женщины заинтересованы в БАДах, которые поддерживают их здоровье и развитие ребенка. Определение своей ЦА и создание продуктов, соответствующих их потребностям, увеличит рентабельность.

Поговорим о рентабельности в цифрах. Согласно статистике, в 2021 году рентабельность компаний, занимающихся выпуском БАД в РФ, составляет 30,7%. Это на 8,6% ниже, чем в 2020 году, когда приходилось 39,3%. Но вместе с этим средневзвешенная цена на БАДы растет. Ежегодно 1 упаковка дорожает на 9,6%.

Что важно – есть тенденция и она сохраняется, к увеличению цен. Этот рост фиксируется каждый год, начиная с 2015 года.

Издержки в бизнесе на БАДах: снижение затрат и оптимизация процессов

Нужно не только уметь продвигать и продавать продукцию, но и оптимизировать производственные и операционные процессы. Это снизит издержки и повысит рентабельность. Оптимизация затрат поможет увеличить прибыль и обеспечить конкурентные преимущества на рынке.

Снизить издержки в бизнесе на БАДах поможет организация эффективной логистики. Разработка маршрутов доставки и использование современных технологий в управлении сократит временные и финансовые затраты.

Также важно эффективно управлять процессами закупки и снабжения. Выбор надежных поставщиков и установка долгосрочных контрактов снизит стоимость приобретения сырья и материалов. Анализ рынка и поиск альтернативных поставщиков также приведет к снижению издержек.

Поддержка высокого качества продукции – еще один способ сокращения затрат. Контроль качества на всех стадиях производства предотвратит брак и уменьшит количество отходов. Это экономит на повторной обработке или перепроизводстве, а также сокращает количество возвратов.

Успешные примеры компаний по выпуску БАДов, которые показывают отличные стратегия роста доходов, несмотря на издержки (возьмем период за 7 месяцев 2023 г.):

· Эвалар – доходность 8,5% +12% к предыдущему периоду 2022 г.

· Солгар – 5,3 % +3%.

· Бак-сет – 2,8% + 33% процента.

Что важно – это только показатели, которые взяты с реализации продуктов через аптечные сети. А ведь они – слабое звено, поскольку на офллайн-продажу приходится только 16 процентов рынка.

Те же вышеописанные компании через маркетплейсы (с 2021 год СанПин разрешил дистанционную продажу БАДов) года показывают более огромный рост. Например, Солгар с долей 11,1% +30%, а его конкурент Эвалар – 10,1% +32%.

Оптимизация производственных процессов – еще один ключевой момент в снижении издержек. Запуск собственного производства может оказаться сложным с финансовой точки зрения. Поэтому нужно оценить – выгоднее заключить договор с контрактным производством или настроить свое.

Заключение

Бизнес на БАДах: рентабельность и издержки

Рентабельность и издержки – две стороны одной медали. Однако успешный бизнес перекрывает расходы, принося доходы. Поэтому детальный подход к ведению дел окупится хорошей прибылью. Первые вложения вернутся в краткосрочной перспективе. Но для этого нужно грамотно запустить дело, предусмотреть риски и прочно занять свою нишу на рынке. Тогда любые издержки окупятся в несколько раз.

Начать дискуссию