Как и зачем мы сделали закрытую Базу знаний для онлайн-курса. А потом превратили её в платный продукт

Что делать, если курс насыщен теорией, к которой постоянно должны обращаться ученики? PDF-методичка в десятки страниц – лучшее, что вы можете предложить? Ужас ученика, малопригодные для использования материалы и низкая доходимость курса. Легко исправляется созданием закрытого Телеграм-бота с базой знаний, где на получение ответа ученик тратит пару секунд. Разбираю механику на реальном кейсе.

Как и зачем мы сделали закрытую Базу знаний для онлайн-курса. А потом превратили её в платный продукт

Привет! Меня зовут Светлана, я специалист по чат-ботам для Telegram. Своим опытом и кейсами делюсь на канале: Чат-боты для экспертов и бизнеса. Разбираю подводные камни всех популярных механик чат-ботов, чтобы вы не теряли деньги на автоматизации, а зарабатывали.
В этой статье поговорим про механику создания базы знаний для онлайн-курса в нише эзотерики, как ограничить доступ и как монетизировать готовый инструмент.

С каким запросом пришел клиент?

Ко мне обратилась девушка из ниши эзотерика с задачей создать бота, который заменит методички для учениц.
Во время обучения девочки ищут описание в методичках: 10 тем, количество значений 206. Чтобы сделать расклад, этой информацией нужно пользоваться постоянно. На поиск нужного уходило много времени, поэтому эксперт решила разработать бота-помощника, который за считанные минуты будет выдавать всю необходимую информацию. Этот инструмент должен упростить сам формат обучения и в разы сократит время на выполнение домашних заданий. А значит, повысит доходимость курса и удовлетворенность учеников.

Требования к боту:
1) пользователь выбирает или вводит значение по каждой из тем и в конце получает описание всех выбранных значений, которое можно скопировать
2) доступ к функционалу выдается только ученицам на время обучения. Это принципиально важный момент, поскольку это УТП относительно конкурентов в этой же нише.
Данные для работы от Заказчицы на старте:
▫️ 10 документов в которых прописаны значения и описания
▫️ доступ к Google почте для регистрации на платформе и интеграции с платформой
▫️ название, никнейм и аватарка для бота

Разработка бота на платформе PuzzleBot

Первым делом создаю бота в BotFather, затем регистрируюсь на платформе PuzzleBot и добавляю Api-токен для подключения бота. Затем настраиваю интеграцию с Google таблицей и перехожу к самой объемной части - продумыванию логики и сборке сценария бота.

Для чего нужна интеграция с Google таблицей:

В таблице я создала листы с темами и добавила значения и описание в ячейки, чтобы потом бот их извлекал по запросу, таком образом у нас получилась закрытая база знаний

База знаний в Google-таблице
База знаний в Google-таблице


Как бот выдает информацию?

Для того чтобы бот извлекал нужное описание из таблицы, была создана 21 переменная.
✔️ 11 переменных для сохранения значений, который выбирает пользователь
✔️ 10 переменных для записи описаний найденных в Google таблице по выбранному значению
Принцип работы: пользователь получает сообщения со значениями, выбирает нужное, бот их запоминает и выдает результат в последнем сообщении.

Видео-обоз работы бота

Как защищен продукт?

Крайне важно было сделать продукт закрытым, поскольку его присутствие в свободном доступе обесценило бы платный курс и обеспечило конкурентов всеми наработками.

Для того чтобы доступ у бота был закрытым, создано несколько категорий и проверка на наличие этой категории при запуске бота.
Если нужная категория есть, отправляется приветственное сообщение с доступом к функционалу бота
Если нужной категории нет, отправляется сообщение с информаций, что данный бот доступен только для учеников и выпускников курса. В сообщении присутствует ссылка на предзапись на обучение.
📌Защита бота была настроена сразу и это было правильным решением, потому что когда заказчица анонсировала, что для нового потока будет такой инструмент и разместила в канале скрин с названием бота, больше 10 человек нашли его и запустили. Бот проверил наличие категорий и отправил нужное сообщение – для нас это было отличным тестом и пониманием, что спрос на такой инструмент будет.
Дополнительные настройки:
Так как эксперту после анонса поступило несколько запросов в личку на пользование ботом, было принято решение монетизировать этот инструмент.

Хочу отметить, что возможность оплатить подписку и получить доступ к функционалу бота есть не у всех: нужно быть выпускником одного из курсов эксперта. Это решение было принято экспертом, так как бот создавался не с целью заработать, а для повышения удовлетворенности учеников курсом и отстройки от инфопродуктов конкурентов. Поэтому мне необходимо было настроить проверку пользователей на наличие в клиентской базе email адресов. Перед отправкой сообщения с возможностью оплатить, бот запрашивает у пользователя email, сверяет его с базой:
если указанный email в базе есть, то отправляет сообщение с возможностью оплатить.
если указанного email в базе нет, то отправляет сообщение о том, что отсутствует в базе и если это ошибка* напишите в ЛС.
Дополнительно бот отправляет уведомление в закрытую группу о том что пользователь «Имя» пытается получить доступ к боту.


Почему пользователь может столкнуться с ошибкой:
на старте у эксперта не записывались email адреса и поэтому ученика нет в базе. В таком случае эксперт списывается с потенциальным клиентом и, если это действительно ученик, мы добавляем его в базу и отправляем нужное сообщение вручную.


Какие категории созданы, для чего они и как назначаются:

Категория это некий тег, который присваивается пользователю на определенных этапах воронки. По этому тегу бот определяет, нужно ли выдавать доступ или отправлять сообщение во время рассылки. Назначение категорий это по сути сегментация пользователей.
Список используемых категорий:
Админ – владелец бота, назначается по переходу по специальной ссылке без ограничения по количеству переходов
Ученики 5 потока – назначается по переходу по одноразовой ссылке. Одноразовые ссылки создаются в нужном количестве и выдаются ученикам.
*такая настройка выполнена, чтобы не распространяли ссылки и не было «сторонних» пользователей
Подписка на 1 месяц – назначается после оплаты доступа к боту и автоматически удаляется через месяц, если подписка не продлена. После удаления категории ботом пользоваться невозможно
Пытается получить доступ к боту – назначается, если кто-то пытается получить доступ без категории. Пользователю отправляется сообщение, что доступ ограничен + в закрытую техническую группу отправляется уведомление с ссылкой на пользователя

Как собрать воедино все части бота по ТЗ клиента?

Сценарий бота делится на несколько логических «кусочков»:
▫️ Проверка на наличие категории во время старта
▫️ Закрытая часть – основная логика
▫️ Оплата подписки на 1 месяц
Для чего это разделение:
Такое разделение необходимо, так как у нас много условий, в настройках каждого «кусочка» добавляется проверка на наличие категории и если нужной категории нет -> доступ пользователь не получит.

Пример: после оплаты подписки пользователю назначается категория и поступает сообщение с кнопкой для перехода к закрытой части. Закрытая часть бота настроена таким образом, что сообщения с выбором значения удаляются после нажатия или через время. И когда подписка заканчивается у пользователя удаляется категория и несмотря на то, что «заветная» кнопка, которая ранее давала доступ осталась, при нажатии пользователь получит сообщение о запрете доступа.

Сценарий "Закрытая часть"
Сценарий "Закрытая часть"

Сценарий закрытой части бота включает:

▪️ Приветственное сообщение с «заветной» кнопкой

▪️ 10 сообщений с выбором значения

▪️ 2 информационных сообщения

▪️ 2 сообщения с выводом результата (так как объем текста большой)

невидимые настройки для пользователя:

▪️ Очистки переменных – есть переменные, которые участвуют не в каждом «раскладе» и чтобы описание отображалось корректно, перед началом все переменные очищаются

▪️ Удаление сообщений после нажатия или через время – это настройка выполнена по нескольким причинам:
1. Исключить возможность пользоваться ботом, когда подписка или бесплатный доступ завершится
2. Удобство для пользователя. Если отвлекаешься на продолжительное время все удаляется, чтобы ты не запутался и мог начать сначала.

Сценарий "Доступ к боту по подписке"
Сценарий "Доступ к боту по подписке"

Сценарий подписки на бота включает:

▪️ Сообщение с запросом email адреса для проверки

▪️ Сообщения с кнопкой оплатить, если в базе есть

▪️ Сообщения с кнопкой доступа к боту после оплаты

▪️ Сообщения о том, что не найден в базе и инструкции как поступить

невидимые настройки для пользователя:

▪️ Проверка по email в клиентской базе

▪️ Отправка уведомлений об оплате и о том, что нет в базе в закрытую группу

▪️ Запуск сценария подписки (напоминание об оплате за 2 дня и отключения категории, если оплата не поступила)

Результат:

▪️ Востребованность инструмента мы увидели еще на этапе упоминания о нем в канале эксперта до запуска обучения. Даже без ссылок просто с названия бота на скриншоте, 10 человек начали самостоятельно искать бот в поиске.

▪️ Кстати, всем любопытствующим, кто еще не покупал инфопродукты эксперта, мы предлагаем записаться в предзапись на курс.

▪️ Из учеников прошлых потоков 3 человека сами написали с просьбой купить доступ к боту. Так мы начали продавать доступ «старичкам» за 999 руб. Неожиданная монетизация на старой базе.

▪️ Ну и конечно основной целью разработки бота было повысить качество обучения и лояльность учеников. И задачу эту мы выполнили.

Кстати, аппетит к автоматизации приходит в процессе. Следующий заказ от этого же клиента, который я уже реализовала, - реализация клуба по подписке. Но об этом напишу в следующий раз, а пока отзыв от заказчицы

Отзыв
Отзыв

Спасибо за уделенное время на прочтение, буду рада видеть вас на моем канале: «Чат-боты для экспертов и бизнеса» подписывайтесь. Я рассказываю о механиках реализации на реальных кейсах, но большинство механик не привязаны к отдельной нише и могут быть использованы для абсолютно разных бизнесов. Если есть вопросы или рекомендации буду рада пообщаться в ЛС или комментариях

22
26 комментариев

А еще мысль есть, что если база знаний необходима для ежедневной работы специалиста, то можно еще какую-то реферальную программу придумать, чтобы сарафанка работала. Не думали о таком?

1
Ответить

Кстати, да. Тоже тема годная

1
Ответить

Здравствуйте! Действительно здорово!
Все данные остаются в Google, лишь подтягиваются оттуда в Puzzle bot?

1
Ответить

Верно, информация (база знаний) находится в гугл таблице, а puzzlebot подтягивает оттуда описание, выбранного пользователем значения

1
Ответить

С защитой доступа очень круто и с тем, что каждой категории предлагается свой сценарий дальнейшего взаимодействия. А не думали эту историю как раз для тех, кто еще ничего не покупал, развить? Раз это такой актуальный инструмент в нише. Может демо-доступ давать попробовать на ограниченное количество дней, а с него основной продукт предлагать?

1
Ответить

Изначально заказчица была против, были жёсткие ограничения: только для выпускников курса.

Но запросов было так много, что на днях принято решение сделать возможность купить доступ любому желающему (только ценник выше). А вот демо-доступ как-то не рассматривали, спасибо за идею - предложу)

Ответить

Как и зачем мы сделали закрытую Базу - ну полагаю зачем, понятно всем))

1
Ответить