Как и зачем мы сделали закрытую Базу знаний для онлайн-курса. А потом превратили ее в платный продукт

Что делать, если курс насыщенной теории, к которому постоянно должны обращаться ученики? PDF-методика на десять страниц – лучшее, что вы можете предложить? Ужас ученика, малопригодные для использования материалы и гарантированная доходность курса. Легко исправить создание закрытого телеграм-бота с базовыми знаниями, на получение которого ответ ученика тратит пару секунд. Разбираю механизм на первом ключе.

Как и зачем мы сделали закрытую Базу знаний для онлайн-курса. А потом превратили ее в платный продукт

Привет! Меня зовут Светлана, я специалист по чат-ботам для Telegram. Своим опытом и кейсами делюсь на канале: Чат-боты для экспертов и бизнеса.
В этой статье речь пойдет о механике создания базы знаний для онлайн-курсов ни одной эзотерики, как проверить доступ и как монетизировать готовый инструмент.

С каким запросом пришел клиент?

Ко мне обратилась девушка из ниши эзотерики с блоком создания бота, которая заменяет методички для учениц.
Во время обучения девочки ищет описание в методичках: 10 тем, количество оценок 206. Чтобы сделать расклад, этой информацией нужно пользоваться постоянно. На поиск необходимого ухода ушло много времени, поэтому эксперт решил создать бота-помощника, который за считанные минуты предоставит всю необходимую информацию. Этот инструмент должен упростить сам формат обучения и в разы сократить время на выполнение домашних заданий. А значит, повысьте доходность курса и удовлетворенность качеством.

Требования к боту:
1) пользователь выбирает или вводит значение для каждой из тем и в конце получает описание всех выбранных результатов, которые можно скопировать
2) доступ к функционалу предоставляется только ученым на время обучения. Это принципиально важный момент, поскольку УТП сравнительно в этом же нише.
Данные для работы от Заказчицы на старте:
▫ 10 документов с прописанными значениями и описанием
▫ доступ к почте Google для регистрации на платформе и рекомендации с платформой
, которые ▫ название, никнейм и аватарка для бота

Разработка бота на платформе PuzzleBot

Первым делом создаю бота в BotFather, затем регистрируюсь на платформе PuzzleBot и добавляю Api-токен для подключения бота. Затем настраиваю интеграцию с таблицей Google и перехожу к самой объемной части - продумыванию логики и сборке скрипта бота.

Для чего нужна интеграция с таблицей Google:

В таблице я создал листы с темами и добавил значения и описание в ячейку, чтобы потом бот их извлекал по запросу, таким образом у нас получилась закрытая база знаний

База знаний в Google-таблице
База знаний в Google-таблице


Как бот выдает информацию?

Для того чтобы бот извлек необходимое описание из таблицы, была создана 21 переменная.
✔ 11 методов сохранения результатов, которые выбирает пользователь.
✔ 10 методов для описаний записей, найденных в таблице Google по выбранному порядку.
Принцип работы: пользователь получает сообщения со значениями, выбирает нужные, бот их запоминает и выдает результат в последнем пункте.

Видео-обоз работы бота

Как защищен продукт?

Крайне важно было сделать продукт закрытым, поскольку его присутствие в свободном доступе обесценилось бы платным курсом и проводилось всеми наработками.

Для того чтобы доступ к боту был закрыт, создано несколько категорий и проверка на наличие этой категории при запуске бота.
Если нужная категория есть, отправьте приветственное сообщение с доступом к функционалу бота.
Если нужной категории нет, отправьте сообщение с информацией о том, что данный бот доступен только для поддержки и выпускников курса. В офисе присутствует ссылка на предзапись на обучение.
📌Защита бота была сразу настроена, и это было грубо, потому что, когда заказчица объявила, что для нового потока будет такой инструмент и добавила в канале скрин с именем бота, больше 10 человек нашли его и запустили. Бот обеспечил наличие категорий и отправил необходимое сообщение – для нас это было альтернативным тестом и пониманием того, что спрос на такой инструмент будет.
Дополнительные настройки:
Так как эксперт после анонса поступило несколько запросов в личку на пользование ботом, было принято решение монетизировать этот инструмент.

Хочу отметить, что возможность оплатить подписку и получить доступ к функционалу бота есть не у всех: нужно быть выпускником одного из курсов эксперта. Это решение было принято экспертом, так как бот создается не с целью заработать, а для повышения удовлетворенности курсом и отстройками от инфопродуктов. Поэтому мне необходимо было настроить проверку пользователей на наличие в клиентской базе адресов электронной почты. Передкой сообщения с необходимостью оплаты, бот запрашивает у пользователя электронную почту, сверяет его с базой отправителя:
если указанный адрес электронной почты в базе есть, то отправляет сообщение с обязанностью оплаты.
Если указанный адрес электронной почты в базе отсутствует, то отправляется сообщение о том, что в базе отсутствует, и если это ошибка*, напишите в ЛС.
в закрытую о том, что пользователь «Имя» пытается получить доступ к боту.


Почему пользователь может столкнуться с ошибкой:
на старте у эксперта не записывались email адреса и поэтому ученика нет в базе. В таком случае эксперт списывается с потенциальным клиентом и, если это действительно ученик, мы добавляем его в базу и отправляем нужное сообщение вручную.


Какие категории созданы, для чего они и как назначаются:

Категория это некий тег, который присваивается пользователю на определенных этапах воронки. По этому тегу бот определяет, нужно ли выдавать доступ или отправлять сообщение во время рассылки. Назначение категорий это по сути сегментация пользователей.
Список используемых категорий:
Админ – владелец бота, назначается по переходу по специальной ссылке без ограничения по количеству переходов
Ученики 5 потока – назначается по переходу по одноразовой ссылке. Одноразовые ссылки создаются в нужном количестве и выдаются ученикам.
*такая настройка выполнена, чтобы не распространяли ссылки и не было «сторонних» пользователей
Подписка на 1 месяц – назначается после оплаты доступа к боту и автоматически удаляется через месяц, если подписка не продлена. После удаления категории ботом пользоваться невозможно
Пытается получить доступ к боту – назначается, если кто-то пытается получить доступ без категории. Пользователю отправляется сообщение, что доступ ограничен + в закрытую техническую группу отправляется уведомление с ссылкой на пользователя

Как собрать воедино все части бота по ТЗ клиента?

Сценарий бота делится на несколько логических «кусочков»:
▫ Проверка на наличие категории во время старта
▫ Закрытая часть – основная логика
▫ Оплата подписки на 1 месяц
Для чего это разделение:
Такое разделение необходимо, так как у нас много условий, в настройках каждого «кусочка» добавляется проверка на наличие категории и если нужной категории нет -> доступ пользователь не получит.

Пример: после оплаты подписки пользователю назначается категория и поступает сообщение с кнопкой для перехода к закрытой части. Закрытая часть бота настроена таким образом, что сообщения с выбором значения удаляются после нажатия или через время. И когда подписка заканчивается у пользователя удаляется категория и несмотря на то, что «заветная» кнопка, которая ранее давала доступ осталась, при нажатии пользователь получит сообщение о запрете доступа.

Сценарий "Закрытая часть"
Сценарий "Закрытая часть"

Сценарий закрытой части бота включает:

▪ Приветственное сообщение с «заветной» кнопкой

▪ 10 сообщений с выбором значения

▪ 2 информационных сообщения

▪ 2 сообщения с выводом результата (так как объем текста большой)

невидимые настройки для пользователя:

▪ Очистки переменных – есть переменные, которые участвуют не в каждом «раскладе» и чтобы описание отображалось корректно, перед началом все переменные очищаются

▪ Удаление сообщений после нажатия или через время – это настройка выполнена по нескольким причинам:
1. Исключить возможность пользоваться ботом, когда подписка или бесплатный доступ завершится
2. Удобство для пользователя. Если отвлекаешься на продолжительное время все удаляется, чтобы ты не запутался и мог начать сначала.

Сценарий "Доступ к боту по подписке"
Сценарий "Доступ к боту по подписке"

Сценарий подписки на бота включает:

▪ Сообщение с запросом email адреса для проверки

▪ Сообщения с кнопкой оплатить, если в базе есть

▪ Сообщения с кнопкой доступа к боту после оплаты

▪ Сообщения о том, что не найден в базе и инструкции как поступить

невидимые настройки для пользователя:

▪ Проверка по email в клиентской базе

▪ Отправка уведомлений об оплате и о том, что нет в базе в закрытую группу

▪ Запуск сценария подписки (напоминание об оплате за 2 дня и отключения категории, если оплата не поступила)

Результат:

▪ Востребованность инструмента мы увидели еще на этапе упоминания о нем в канале эксперта до запуска обучения. Даже без ссылок просто с названия бота на скриншоте, 10 человек начали самостоятельно искать бот в поиске.

▪ Кстати, всем любопытствующим, кто еще не покупал инфопродукты эксперта, мы предлагаем записаться в предзапись на курс.

▪ Из учеников прошлых потоков 3 человека сами написали с просьбой купить доступ к боту. Так мы начали продавать доступ «старичкам» за 999 руб. Неожиданная монетизация на старой базе.

▪ Ну и конечно основной целью разработки бота было повысить качество обучения и лояльность учеников. И задачу эту мы выполнили.

Кстати, аппетит к автоматизации приходит в процессе. Следующий заказ от этого же клиента, который я уже реализовала, - реализация клуба по подписке. Но об этом напишу в следующий раз, а пока отзыв от заказчицы

Отзыв
Отзыв

Спасибо за уделенное время на прочтение, буду рада видеть вас на моем канале: «Чат-боты для экспертов и бизнеса» подписываются. Я рассказываю о реализации механики на разных кейсах, но большинство механиков не относятся ни к каким особенностям и могут использоваться абсолютно для разных предприятий. Если есть вопросы или рекомендации, буду рада пообщаться в ЛС или комментариях.

2121
11
28 комментариев

А еще мысль есть, что если база знаний необходима для ежедневной работы специалиста, то можно еще какую-то реферальную программу придумать, чтобы сарафанка работала. Не думали о таком?

1

Кстати, да. Тоже тема годная

1

Здравствуйте! Действительно здорово!
Все данные остаются в Google, лишь подтягиваются оттуда в Puzzle bot?

1

Верно, информация (база знаний) находится в гугл таблице, а puzzlebot подтягивает оттуда описание, выбранного пользователем значения

1

С защитой доступа очень круто и с тем, что каждой категории предлагается свой сценарий дальнейшего взаимодействия. А не думали эту историю как раз для тех, кто еще ничего не покупал, развить? Раз это такой актуальный инструмент в нише. Может демо-доступ давать попробовать на ограниченное количество дней, а с него основной продукт предлагать?

1

Изначально заказчица была против, были жёсткие ограничения: только для выпускников курса.

Но запросов было так много, что на днях принято решение сделать возможность купить доступ любому желающему (только ценник выше). А вот демо-доступ как-то не рассматривали, спасибо за идею - предложу)

Как и зачем мы сделали закрытую Базу - ну полагаю зачем, понятно всем))

1