Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик
В привлечении трафика на сайт есть общая цель — привлечь переходы, которые будут конвертироваться в продажи.
Это многогранный процесс, над шлифовкой которого можно работать годами и целыми отделами.
Однако бывает так, что площадка или система, у которой вы покупаете трафик, ориентирована только на то, чтобы показать вам результат в виде «кликов». В основном потому, что у нее нет живых пользователей, которые могли бы у вас что-то реально купить. Или же их мало.
Тогда начинаются недобросовестные действия, в результате которых ваш добрый друг — подрядчик — получит деньги. А вы — ничего.
В таком случае вашей задачей будет увидеть и отсечь:
- роботизированный трафик — то есть просто «скликивание»;
- мотивированный трафик — когда люди получают деньги, чтобы куда-нибудь кликнуть на вашем сайте, позвонить по телефону и прочее;
- трафик по иным причинам являющийся избыточным, приводящим к расходам.
Есть целые биржи подобного «добра». Хотя это может и проводится кустарно, при помощи симки и такой-то матери.
Рободэнс
Проще всего начать розыск с такого показателя как «Роботность». Он обозначает, что по определенному источнику без видимой на то причины часто возникают всплески посещений. Иными словами, вероятно, работает какой-то парсер, или бот.
Странно, что «Комсомольская Правда» имеет высокую роботность для сайта. Adaurum конечно вызывает вопросы — это некий агрегатор лидов, зачем-то маскирующийся переходами под сайт. А вот что за чудесная конверсия у gdeetotdom — точно стоит разбирать.
Вспышки действий/внезапное затухание
Базовой вещью для отлавливания является отчет по источникам. Например, по рекламным источникам.
Обратите внимание — до 9 февраля оба рекламных канала шли примерно вровень по переходам. Такая же картина наблюдалась и весь предыдущий месяц.
Однако далее судьба рекламных каналов разошлась:
И, если Яндекс сохранил количество переходов, то Google теперь дает в разы меньше трафика (120 визитов против 720).
Дальше наблюдаем еще одну трансформацию. На сей раз под конец месяца:
Как видно из графика, начиная с 22 февраля количество переходов резко идет вверх. Как по Яндексу (от 1 200 до 2200 в пике), так и по Google (от 120 до 500 в пике).
То есть, картина следующая:
- начало месяца идет ровно;
- затем что-то происходит, и трафик падает;
- под конец месяца активизация.
В контекстной рекламе механизм, распределяющий показ объявлений — это аукцион. Если на аукционе в разы повысить объем закупки — последует увеличение стоимости перехода. Поэтому, с точки зрения цены, выгоднее закупать равномерно в течение месяца.
Если говорить о ситуации просто, то наиболее вероятная причина того, что произошло на графике:
«Агентство, которое давало рекламу, совершило техническую ошибку в начале февраля. Обнаружило это примерно 20-ого числа. И затем экстренно реализовывало бюджет под конец месяца. За счет клиента».
Конечно, ситуации могут быть разные.
Поэтому я обсудил с клиентом несколько вещей:
- Были ли просрочки платежей? Если да, то стало бы очевидно — отчего один из каналов вдруг просел.
- Было ли это связано с сезонностью? Тогда можно было бы объяснить скачок в 20-х числах февраля (допустим, товар был бы актуален на 23 февраля или 8 марта).
- В обеих системах были масштабные нововведения? Тогда стало бы понятно, почему берегли деньги до перенастройки.
Все это было не нашим случаем. А значит, нужно идти по самому простому объяснению. И клиент отправился задавать неудобные вопросы своему агентству.
Аномальные активности
Бывает так, что смотришь на статистику и понимаешь, что она не бьется с бизнесом, с которым ты работаешь.
Например, работает фирма по продаже бетона с 10 до 19, а звонки ей поступают с источника только с 19 до 24 часов. Повод присмотреться.
Или, например, продает компания квартиры. Да не абы какие, а бизнес-класса. Повод подумать над выбором есть. К спросу эмоциональному их точно не отнесешь. И вот у них почти все заявки отваливаются. Несмотря на то, что звонки нормальные идут.
Пользуясь предыдущим пунктом узнаем, что львиная часть заявок идет с медийки. И смотрим, как быстро эти заявки отправляются пользователями.
Слева — по всей медийке. Справа — только по одному из порталов. Название портала вторично.
Сфокусируемся на технике ловли.
Сразу на себя обращает внимание показатель конверсии в промежутке между 30 и 59 секундами. Пользователи значительно чаще, чем в целом по медийным кампаниям, оставляют заявки именно тут.
Также смущает всплеск количества в принципе. Двенадцать заявок в данном промежутке — это больше, чем заявок от всех пользователей со временем на сайте от 1 до 3 минут, взятых вместе.
Другой момент — соответствие количества целевых визитов достижениям цели. Обычно количество достижений не равно количеству целевых визитов. Поскольку так или иначе случаются повторные: случайность, из-за соединения пришлось тыкать несколько раз или просто заполнил форму многократно, ожидая что перезвонят быстро.
По совокупности получается, что:
- все заявки в промежутке от 30 до 59 секунд на сайте — с одного портала;
- их значительное количество;
- пользователи, которые переходили, не совершали повторных кликов.
И это хороший повод подробнее посмотреть, приводят ли лиды с этого источника к сделкам.
Как опознать мошенника по карте
Еще один инструмент, который позволяет узнать, что с трафиком что-то не так — это карты в Яндекс.Метрике. А именно, карта скроллинга.
Заходим в них и выбираем целевое действие и портал, по которому ищем фрод:
Смотрим на то, что получилось. В данном случае нас интересует вот этот маленький парень справа:
Давайте посмотрим на него поближе.
Видите зеленые зоны? Это там, где пользователи проводят наибольшее количество времени.
Сверху — все понятно, это первый экран. А вот снизу — интереснее, там лид форма.
То, что пользователей по этому каналу интересует только загрузочный экран и лид форма — повод задуматься. Хотя больше похоже на то, что это какой-то швах.
Вместо заключения
В целом способы ловли фрода (или просто странных решений) в Метрике и других системах аналитики сайтов, звонков и другого достаточно разнообразны.
Думаю реализовать систему проверки и выведения сигналов о ерундовом трафике вместе с ребятами из https://eyenewton.ru/
Что скажете, хотели бы еще историй о том, как поймать левый трафик?
В недвиге фрод составляет около 50% заявок по оценке отдельных кампаний. Автоматизация его отслеживания нужна
В пункте про «роботность» упоминается Адаурум, судя по всему речь идет о нашем сервисе realty.adaurum.ru. У нас действительно есть возможность выкупать звонки напрямую, но, к сожалению, такой вариант не всех интересует.
Если Вы укажете, с какого именно сайта, размещающегося у нас, идет плохой трафик, мы проанализируем наших партнёров и сможем применить к ним санкции.