Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

В привлечении трафика на сайт есть общая цель — привлечь переходы, которые будут конвертироваться в продажи.
Это многогранный процесс, над шлифовкой которого можно работать годами и целыми отделами.
Однако бывает так, что площадка или система, у которой вы покупаете трафик, ориентирована только на то, чтобы показать вам результат в виде «кликов». В основном потому, что у нее нет живых пользователей, которые могли бы у вас что-то реально купить. Или же их мало.
Тогда начинаются недобросовестные действия, в результате которых ваш добрый друг — подрядчик — получит деньги. А вы — ничего.

В таком случае вашей задачей будет увидеть и отсечь:

  • роботизированный трафик — то есть просто «скликивание»;
  • мотивированный трафик — когда люди получают деньги, чтобы куда-нибудь кликнуть на вашем сайте, позвонить по телефону и прочее;
  • трафик по иным причинам являющийся избыточным, приводящим к расходам.

Есть целые биржи подобного «добра». Хотя это может и проводится кустарно, при помощи симки и такой-то матери.

Рободэнс

Проще всего начать розыск с такого показателя как «Роботность». Он обозначает, что по определенному источнику без видимой на то причины часто возникают всплески посещений. Иными словами, вероятно, работает какой-то парсер, или бот.

<p>Странно, что «Комсомольская Правда» имеет высокую роботность для сайта. Adaurum конечно вызывает вопросы — это некий агрегатор лидов, зачем-то маскирующийся переходами под сайт. А вот что за чудесная конверсия у gdeetotdom — точно стоит разбирать. </p>

Странно, что «Комсомольская Правда» имеет высокую роботность для сайта. Adaurum конечно вызывает вопросы — это некий агрегатор лидов, зачем-то маскирующийся переходами под сайт. А вот что за чудесная конверсия у gdeetotdom — точно стоит разбирать. 

Вспышки действий/внезапное затухание

Базовой вещью для отлавливания является отчет по источникам. Например, по рекламным источникам.

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Обратите внимание — до 9 февраля оба рекламных канала шли примерно вровень по переходам. Такая же картина наблюдалась и весь предыдущий месяц.

Однако далее судьба рекламных каналов разошлась:

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

И, если Яндекс сохранил количество переходов, то Google теперь дает в разы меньше трафика (120 визитов против 720).

Дальше наблюдаем еще одну трансформацию. На сей раз под конец месяца:

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Как видно из графика, начиная с 22 февраля количество переходов резко идет вверх. Как по Яндексу (от 1 200 до 2200 в пике), так и по Google (от 120 до 500 в пике).

То есть, картина следующая:

  • начало месяца идет ровно;
  • затем что-то происходит, и трафик падает;
  • под конец месяца активизация.

В контекстной рекламе механизм, распределяющий показ объявлений — это аукцион. Если на аукционе в разы повысить объем закупки — последует увеличение стоимости перехода. Поэтому, с точки зрения цены, выгоднее закупать равномерно в течение месяца.

Если говорить о ситуации просто, то наиболее вероятная причина того, что произошло на графике:

«Агентство, которое давало рекламу, совершило техническую ошибку в начале февраля. Обнаружило это примерно 20-ого числа. И затем экстренно реализовывало бюджет под конец месяца. За счет клиента».

Конечно, ситуации могут быть разные.

Поэтому я обсудил с клиентом несколько вещей:

  • Были ли просрочки платежей? Если да, то стало бы очевидно — отчего один из каналов вдруг просел.
  • Было ли это связано с сезонностью? Тогда можно было бы объяснить скачок в 20-х числах февраля (допустим, товар был бы актуален на 23 февраля или 8 марта).
  • В обеих системах были масштабные нововведения? Тогда стало бы понятно, почему берегли деньги до перенастройки.

Все это было не нашим случаем. А значит, нужно идти по самому простому объяснению. И клиент отправился задавать неудобные вопросы своему агентству.

Аномальные активности

Бывает так, что смотришь на статистику и понимаешь, что она не бьется с бизнесом, с которым ты работаешь.

Например, работает фирма по продаже бетона с 10 до 19, а звонки ей поступают с источника только с 19 до 24 часов. Повод присмотреться.

Или, например, продает компания квартиры. Да не абы какие, а бизнес-класса. Повод подумать над выбором есть. К спросу эмоциональному их точно не отнесешь. И вот у них почти все заявки отваливаются. Несмотря на то, что звонки нормальные идут.

Пользуясь предыдущим пунктом узнаем, что львиная часть заявок идет с медийки. И смотрим, как быстро эти заявки отправляются пользователями.

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Слева — по всей медийке. Справа — только по одному из порталов. Название портала вторично.

Сфокусируемся на технике ловли.

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Сразу на себя обращает внимание показатель конверсии в промежутке между 30 и 59 секундами. Пользователи значительно чаще, чем в целом по медийным кампаниям, оставляют заявки именно тут.

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Также смущает всплеск количества в принципе. Двенадцать заявок в данном промежутке — это больше, чем заявок от всех пользователей со временем на сайте от 1 до 3 минут, взятых вместе.

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Другой момент — соответствие количества целевых визитов достижениям цели. Обычно количество достижений не равно количеству целевых визитов. Поскольку так или иначе случаются повторные: случайность, из-за соединения пришлось тыкать несколько раз или просто заполнил форму многократно, ожидая что перезвонят быстро.

По совокупности получается, что:

  • все заявки в промежутке от 30 до 59 секунд на сайте — с одного портала;
  • их значительное количество;
  • пользователи, которые переходили, не совершали повторных кликов.

И это хороший повод подробнее посмотреть, приводят ли лиды с этого источника к сделкам.

Как опознать мошенника по карте

Еще один инструмент, который позволяет узнать, что с трафиком что-то не так — это карты в Яндекс.Метрике. А именно, карта скроллинга.

Заходим в них и выбираем целевое действие и портал, по которому ищем фрод:

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Смотрим на то, что получилось. В данном случае нас интересует вот этот маленький парень справа:

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Давайте посмотрим на него поближе.

Четыре приема в Метрике, которые помогут отсеять левый трафик

Видите зеленые зоны? Это там, где пользователи проводят наибольшее количество времени.

Сверху — все понятно, это первый экран. А вот снизу — интереснее, там лид форма.

То, что пользователей по этому каналу интересует только загрузочный экран и лид форма — повод задуматься. Хотя больше похоже на то, что это какой-то швах.

Вместо заключения

В целом способы ловли фрода (или просто странных решений) в Метрике и других системах аналитики сайтов, звонков и другого достаточно разнообразны.

Думаю реализовать систему проверки и выведения сигналов о ерундовом трафике вместе с ребятами из https://eyenewton.ru/

Что скажете, хотели бы еще историй о том, как поймать левый трафик?

55
2 комментария

В недвиге фрод составляет около 50% заявок по оценке отдельных кампаний. Автоматизация его отслеживания нужна

В пункте про «роботность» упоминается Адаурум, судя по всему речь идет о нашем сервисе realty.adaurum.ru. У нас действительно есть возможность выкупать звонки напрямую, но, к сожалению, такой вариант не всех интересует.

Если Вы укажете, с какого именно сайта, размещающегося у нас, идет плохой трафик, мы проанализируем наших партнёров и сможем применить к ним санкции.