ТОП-3 способа определения целевой аудитории: изучаем, что нужно вашей ЦА

Создание любого онлайн-ресурса, будь то лендинг или интернет-магазин, начинается с определения целевой аудитории. Если понимать, кому продавать товар или услугу, то спрос будет всегда. И, напротив, предлагая продукт не тем людям, добиться хороших продаж крайне тяжело.

ТОП-3 способа определения целевой аудитории: изучаем, что нужно вашей ЦА

Чтобы маркетинговый план срабатывал, следует понимать, кто ваша целевая аудитория, что она хочет и какие у нее потребности. Это поможет составить продающую структуру сайта и выбрать подходящий дизайн, что впоследствии сыграет на увеличении прибыли.

Как же именно определяется целевая аудитория и что делать с полученной информацией на сайте – разбираемся в сегодняшней статье.

Что такое целевая аудитория

Целевая аудитория (ЦА) – это определенная группа людей, которая заинтересована в ваших услугах или товарах. Если пытаться продавать всем подряд, то сложится такая ситуация, что за продажи будете отвечать не вы, а удача. Повезет – товар купят, не повезет – потраченные на маркетинг средства уйдут впустую. Поэтому важно понимать, кто именно хочет покупать вашу продукцию – в таком случае вы сможете направить все силы только на тех, кто в этом нуждается.

Целевая аудитория может делиться на несколько сегментов. Такое случается чаще всего тогда, когда компания предоставляет различные товары или услуги. Например, вы занимаетесь продажей автомобилей – есть категории «Семейные автомобили» и «Спортивные автокары». Первая будет востребована среди людей, которые ищут большую машину, чтобы в ней было комфортно перемещаться со всеми членами семьи. Вторая будет пользоваться популярностью у тех, кто любит скорость и драйв – это уже совершенно другая аудитория, для которой не имеет значение вместительность, а важны совсем иные характеристики автомобилей. При этом внутри одной категории товаров может быть несколько сегментов целевой аудитории, например, спорткары могут быть интересны как профессиональным автогонщикам, так и просто любителям авто.

Если ваш бизнес также предлагает много продуктов, то важно понимать, для кого предназначен каждый из них. Иначе вы столкнетесь с ситуацией, описанной выше – повезет, не повезет.

Как определить целевую аудиторию под один или несколько продуктов – рассмотрим далее.

ТОП-3 метода определения целевой аудитории

Чаще всего группы людей объединяются по общим критериям:

  • демография – пол, возраст, семейный статус и образование;
  • география – местоположение, климат;
  • экономика – уровень дохода;
  • психографика – черты характера, ценности и образ жизни.

При этом следует учитывать, что аудитория в одном городе и даже одного возраста с одинаковым доходом может заметно отличаться. Для примера взгляните на картинку ниже:

ТОП-3 способа определения целевой аудитории: изучаем, что нужно вашей ЦА

Как видите, в Москве живет Елена и Марина – им обеим 30 лет, у них одинаковый доход, но вот предпочтения совершенно разные. Одна – любит йогу, другая – активные развлечения. Если вы предлагаете курсы по духовному развитию, то ваша аудитория – Елена. А вот что-то эмоциональное и страстное, например, танцы пол дэнс – это явно для Марины.

Чтобы не ошибиться в выборе аудитории и не начать продавать товары или услуги совершенно другому человеку, существуют специальные методы определения ЦА. Подробнее о них поговорим далее.

1. Метод «5W»

Этот метод состоит из 5 вопросов, на которые стоит ответить, чтобы правильно определить целевую аудиторию:

  • What? (Что?) – какой товар или услуга продаются.
  • Who? (Кто?) – как выглядит ваш потенциальный клиент.
  • Why? (Почему?) – какая мотивация у клиента.
  • When? (Когда?) – при каких условиях товар или услуга будут приобретены.
  • Where? (Где?) – в каком месте будет совершена покупка.

Разберем на примере: предположим, что мы запускаем сайт и хотим с его помощью продать косметические товары. В таком случае метод 5W будет выглядеть следующим образом:

Что? Косметические товары для сухой кожи.

Кто? Девушки с сухим типом кожи.

Почему? Чтобы решить проблему с сухостью кожи.

Когда? Зимой – в это время у девушек начинает сохнуть кожа еще больше.

Где? На сайте.

Старайтесь отвечать на все вопросы максимально подробно – в таком случае вы поймете, кто ваш клиент, а кто – совершенно другая аудитория.

2. Метод «от обратного»

Данный метод подразумевает, что первым шагом нужно не определять целевую аудиторию, а понять, чем именно полезен продукт. Подумайте, что получит клиент, а затем определите путь, который он пройдет до достижения результата – приобретения продукта. После этого выясните, что его мотивирует дойти до конечной точки. Таким образом, зная потребность, выполните анализ целевой аудитории и определите, у какого сегмента она может возникнуть.

В результате у вас может получиться несколько сегментов – то, о чем мы говорили выше в примере с продажей автомобилей. Исходя из этого образуется маркетинговая стратегия для каждой группы пользователей. Это может быть несколько лендингов или многостраничный сайт с отдельной страницей под каждую услугу.

Чтобы понять, как все это работает, давайте разберем метод «от обратного» на примере:

Предположим, что мы продаем курсы по английскому языку. Первое, что нужно сделать – определить, к какой ценовой категории они относятся. Исходя из этого мы поймем, какой бюджет должен быть у целевой аудитории для приобретения курса.

Следующим шагом определяемся с самой аудиторией – кто чаще всего прибегает к улучшению навыков английского языка. Для этого используем такие критерии как пол, возраст, место проживания, должность, сфера деятельности и уровень дохода клиента. Например, это могут быть мужчины и женщины в возрасте 35-45 лет из Москвы с доходом выше среднего, которые работают топ-менеджерами.

Теперь нужно выяснить проблему, почему именно эти люди хотят выучить английский. Например, их компании выходят на новый уровень, который подразумевает общение с зарубежными заказчиками. Чтобы с ними коммуницировать, нашей аудитории нужно изучить английский язык.

Подобную информацию мы можем использовать на сайте для привлечения целевой аудитории. Подробнее об этом мы поговорим немного позднее, а пока давайте рассмотрим еще один метод определения ЦА.

3. Метод определения целевой аудитории от рынка

В данном случае целевая аудитория определяется исходя из положения рынка и конкурентов. Для этого нужно выполнить следующее:

  • Исследуйте рынок. Найдите отчеты на сервисе Яндекс.Исследования. Это позволит вам узнать, кто предлагает похожие продукты, кто их продает и на каких преимуществах делается акцент.
  • Сделайте опрос среди своих клиентов. Узнайте, почему они покупают, что для них важно при покупке, и каких конкурентов они знают. Сделать это можно с помощью анкетирования либо опроса в социальных сетях.
  • Проанализируйте конкурентов. Посмотрите, на кого нацелены коммуникации и какие преимущества выделяют конкуренты.
  • Сделайте прогноз. Исходя из полученной информации выше подумайте, кто может быть вашей целевой аудиторией. Составьте подробное описание – сколько лет, где живет, какие у нее проблемы и так далее.
  • Подготовьте оффер. Составьте предложение с учетом ценностей клиентов и преимуществ продукта.
  • Проведите тестирование. Выберите небольшую группу пользователей и сделайте ей конкретное предложение – так вы сможете понять, правильно ли вы определили аудиторию или нет.

Для примера давайте представим, что мы предоставляем услугу «Выезд мастера на час». Провели анализ и в итоге получили:

  • Что в нашем регионе всего несколько конкурентов, клиенты которых – женщины в возрасте 30-45 лет. Внимание акцентируется на быстром решении проблемы.
  • Опросив клиентов, делаем вывод, что для них важна не только скорость, но и безопасность. Женщины боятся, что специалист придет в нетрезвом виде и будет некомпетентным.
  • При анализе конкурентов выяснили, что специалист готов приехать на дом в течение часа и решить любую проблему максимум за два часа.
  • Изучаем информацию далее и понимаем, что выезд мастера на час пользуется спросом не только у женщин, но еще и у мужчин, которые постоянно заняты работой. Им также важны сроки работы: чтобы специалист не задерживался и выполнял работу быстро.
  • Исходя из полученной информации делаем вывод, что у нас две целевые аудитории – женщины и мужчины. Первым необходимо, чтобы специалист приехал быстро и был компетентным. Вторым важна лишь скорость выполнения работы. На основе этого мы можем составить оффер и закрыть все «боли» аудитории через определенные блоки на сайте – подробнее об этом поговорим в следующем разделе.

Резюмируем: чтобы получить информацию о целевой аудитории, можно задействовать несколько методов, о которых мы поговорили выше. Это далеко не все способы поиска аудитории, но для начала и не стоит концентрировать внимание на всех. Главное – найти информацию и научиться применять ее на сайте. Как работать с последним – рассмотрим далее.

Как использовать информацию о ЦА на сайте

Итак, мы собрали всю информацию о целевой аудитории, что дальше? Теперь нужно закрыть все «боли» клиентов через блоки на сайте. Это проблемы, страх, дискомфорт и прочие неприятные ощущения, которые клиент испытывает из-за нерешенной проблемы.

Давайте рассмотрим пример: предположим, что мы занимаемся продажей загородной недвижимости. Наша аудитория – молодые семьи в возрасте 30-40 лет, которые ищут тихое место недалеко от города. Им важно, чтобы дом находился близко к городу, так как нужно ездить на работу. Также они хотят, чтобы недвижимость была охраняемой, а рядом был детский садик и лес.

Благодаря таким данным мы можем выделить страхи клиентов:

  • Они боятся, что дом могут ограбить или кто-то посторонний проникнет на территорию – поэтому им важна охрана.
  • Они переживают, что рядом с домом не будет садика и им постоянно придется ездить в город за ребенком.
  • И еще одна «боль» – возможность ежедневной прогулки по лесу. Один из основных критериев, так как наша аудитория устала от грязного воздуха, они хотят уединения с природой.

Все эти пункты мы можем закрыть на сайте через блок «Преимущества». Когда пользователи будут искать место за городом через интернет и наткнутся на сайт с закрытыми «болями», их определенно заинтересует представленная недвижимость, так как она удовлетворяет потребностям: дома расположены недалеко от города, их охраняют, а рядом есть лес.

Например, выглядеть это может так:

Блок «Преимущества» из шаблона «Коттеджный поселок» в Craftum
Блок «Преимущества» из шаблона «Коттеджный поселок» в Craftum

Другой пример – салон красоты, целевая аудитории которой – женщины в возрасте 30-40 лет со средним достатком. Им важно не только качество выполненной работы, но и атмосфера – они приходят в салон, чтобы отвлечься от быта и отдохнуть. С такой информацией мы можем поступить точно так же, как и в предыдущем случае – закрыть все «боли» через определенный блок. Например, на сайте студии маникюра можно отметить, что у вас удобные кресла, а во время процедуры вы включите любимый фильм клиента и угостите кофе или шампанским.

Или вот еще пример описания преимуществ салона:

Блок «Преимущества» из шаблона «Салон красоты» в Craftum
Блок «Преимущества» из шаблона «Салон красоты» в Craftum

Обратите внимание, что закрывать «боли» целевой аудитории вы можете не только через блок с преимуществами. Иногда бывает такое, что для проработки всех проблем клиентов требуется несколько блоков. Например, фитнес-тренеру можно рассказать о своих преимуществах, а также прямо указать проблемы, с которыми он работает. Вот как это может выглядеть:

Блок с услугами из шаблона «Фитнес-тренер» в Craftum
Блок с услугами из шаблона «Фитнес-тренер» в Craftum

Если у вас получилось несколько сегментов целевой аудитории, то для этого вы можете использовать другие страницы сайта. Просто разместите на главной странице блок со всеми услугами и создайте для каждой отдельную страницу.

Например, выглядеть это может так:

Блок с услугами из шаблона «Конные прогулки» в Craftum
Блок с услугами из шаблона «Конные прогулки» в Craftum

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что определение целевой аудитории в первую очередь необходимо для понимания ее «болей». Клиент переживает, что доставка будет идти долго? Убедите его в том, что ваши курьеры самые быстрые – они объезжают пробки и бережно транспортируют товар. Страх вашей аудитории в том, что свадьба сорвется или тамада будет скучным? Покажите свои готовые кейсы, как уже были проведены свадебные мероприятия, а также расскажите о всех задействованных специалистах.

Главное – правильно определить настоящие «боли» клиентов, а остальное – дело за малым. Посмотреть еще больше примеров, как оформить сайт под конкретную нишу, вы можете в библиотеке шаблонов сайтов Craftum. Там собрано много макетов сайтов, которые были оформлены совместно с маркетологами. Если не знаете как закрыть «боли» своего клиента – возьмите один из готовых шаблонов и начните создавать сайт прямо в нем. А если знаете, то сделайте то же самое :)

33
Начать дискуссию