Цифровой аватар в бизнесе: 40 идей и кейсов для маркетинга, клиентского обслуживания, HoReCa, HR и других сфер

Мы в EORA более восьми лет автоматизируем бизнес-процессы компаний с помощью ИИ и собрали в гайд, какие задачи можно делегировать виртуальному анимированному персонажу.

Цифровые аватары в рекламе и маркетинге

Индивидуальность бренда можно подчеркнуть собственным героем, сделать его инфлюенсером. Причем задать ему именно те характеристики, которые, по данным исследований, положительно воспримет аудитория. Опрос пользователей, проведенный агентством The Influencer Marketing Factory, подтвердил: активность виртуальных инфлюенсеров растет, вовлеченность аудитории тоже.

На стороне цифрового персонажа — активность и охваты, кроссплатформенность и омниканальность. Аватар способен вести коммуникацию одновременно в нескольких каналах и форматах: писать тексты в блог, снимать видео, “жить” в приложении и на сайте, выступать на мероприятиях, и это будет частью общей стратегии продвижения. На практике работа с реальными бренд-амбассадорами, несмотря на доказанную эффективность, несет и определенные риски: аудитория может негативно отреагировать на предложенную персону, или селебрити уличат в приверженности продукции конкурентов, захейтят за неудачное высказывание или действие.

В М.Видео часто используют в рекламных кампаниях знаменитостей, но также представили покупателям цифрового инфлюенсера по имени Эм.Ви. Она ведет социальные сети компании, а также блог на собственной платформе ритейлера “М.Клик”. Эм.Ви — вполне состоявшийся техноблогер, который рассказывает о цифровых новинках, новостях технологий, а также сама тестирует гаджеты.

В соцсетях можно встретить виртуальных миллионников, таких как Лил Микела, которые ведут блоги и стримы, рекламируют товары. При этом эксперименты ставят и “традиционные” СМИ — у прогноза погоды на чувашском телевидении есть цифровая ведущая.

Не осталась в стороне и такая традиционная сфере, как офлайн-выставки. В рамках международной конференции Startup Village в Сколково можно было оценить возможности аватара, который на стенде Газпромбанка рассказывал о технологиях в сфере финансов. Разработчики всего за неделю научили его отвечать на вопросы об NFT, цифровом рубле и мастерчейне, произносить и разъяснять термины.

Виртуальный аватар Газпромбанка на выставке 
Виртуальный аватар Газпромбанка на выставке 

Похожий проект на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis-2023 представлял банк ВТБ — на стенде работал банковский помощник Тамара. Образ, кстати, был создан на основе портретов 50 женщин, которые внесли весомый вклад в развитие IT. На форуме Тамара рассказывала в основном про переводы по СБП.

Цифровые аватары в рекламе и маркетинге:

  • выступают в роли бренд-амбассадора

  • заменяют реальных актеров в видеороликах

  • ведут собственные блоги и программы, проводят стримы

  • проводят презентации и различные активности во время деловых мероприятий и профессиональных выставок

Цифровые аватары в клиентском обслуживании

Крупнейшие китайские цифровые платформы активно строят свою цифровую вселенную. Alibaba, Tencent, Baidu и JD буквально наводнили виртуальные герои, которых продавцы создают для продвижения своих товаров прямо внутри экосистемы. Аватары рассказывают о новинках и тестируют их, на них можно “примерить” образ, им можно задавать несложные вопросы о составе продуктов или гарантии.

Аватары находят применение и в офлайн-магазинах — выступают в роли консультантов или объектов для примерки, чтобы покупатель мог взглянуть на образ со стороны. Для аватаров даже создаются специальные коллекции цифровой одежды.

Одно из самых известных приложений с функцией виртуальной примерочной ZERO10 предлагает бизнесу свою разработку на основе дополненной реальности — AR Mirror. Система сканирует покупателя, создает 3D-модель с реальными параметрами человека, на которую можно “надеть” одежду из каталога — нужный размер будет подобран автоматически.

Представительские функции цифровые аватары могут выполнять и в других сферах, связанных с приемом клиентов. Например, в клиниках виртуальные персонажи записывают к врачу и сообщают общую информацию.

Цифровые аватары в клиентском обслуживании:

  • помогают покупателям в магазинах: указывают, где найти товар, оформляют карты лояльности
  • демонстрируют и тестируют продукцию
  • рассказывают о бренде, акциях и скидках

  • отвечают на общие вопросы и записывают к врачу в клиниках

  • развлекают в процессе ожидания

Цифровые аватары в банковской сфере

Кроме презентаций и привлечения внимания, финансовые организации используют виртуальных аватаров для улучшения клиентского обслуживания. Например, специальный интернет-сервис помогает глухим и слабослышащим клиентам ВТБ получать информацию о банковских продуктах и услугах. После запроса в чат-боте пользователь видит реалистичную модель 3D-переводчика, который общается на жестовом языке.

Цифровые аватары в офисах и на сайтах банков:

  • организуют электронную очередь
  • рассказывают о новых продуктах и предложениях во время ожидания

  • помогают с навигацией по филиалу

  • дают инструкции, как использовать цифровые сервисы

Цифровые аватары в HoReCa

Расторопного официанта сложно заменить виртуальной копией, однако определенные функции ей передать можно — приветствовать гостей, ориентировать по меню и рассказывать о специальных предложениях, развлекать в ожидании заказа.

Например, посетителям московской сети кофеен One&Double помогает персонаж, которого зовут One. Его образ напоминает кофейное зернышко. Бот “живет” на планшете рядом со стойкой басиста и советует напитки, выпечку и десерты, а также рассказывает об акциях. В ожидании заказа он ведет с гостем беседу — отвечает на простые вопросы, принимает отзывы. One распознает речь и лица, так что начинает разговор только тогда, когда клиент уже подошел к стойке.

Виртуальный аватар в сети кофеен One&Double 
Виртуальный аватар в сети кофеен One&Double 

В гостиницах цифровой аватар может выполнять функции консьержа: регистрировать постояльцев, знакомить с правилами проживания и сервисами, принимать заявки на услуги и организовывать их выполнение (например, если гостю нужна уборка или химчистка), вызывать такси.

Цифровые аватары в кафе, ресторанах и отелях:

  • частично выполняют функции консьержа или администратора

  • ориентируют по меню или сервисам, рассказывают о специальных предложениях

  • при необходимости вызывают нужного сотрудника

Цифровые аватары в сфере недвижимости

Цифровой консьерж или даже менеджер уместен не только в отеле, но и там, где люди проживают постоянно.

Так, ГК «Кортрос» представила цифрового консьержа Ультиму, который будет доступен жителям UltimaСity. Первую очередь ЖК планируют сдать только в 2027 году, но цифровую инфраструктуру создают заранее. Умная помощница будет работать круглосуточно. Планируется, что она сможет делиться новостями квартала, помогать с оплатой коммунальных услуг и выполнять типовые запросы жителей.

А девелоперская компания Glorax из Санкт-Петербурга использует цифрового менеджера еще на этапе продажи недвижимости — ассистент LORA ведет диалоги с клиентами, отвечает на вопросы и рассказывает о преимуществах проектов застройщика. Взрослыми аудитория не ограничивается — ассистент занимается с детьми, пока родители заняты: рассказывает сказки и развлекает викторинами. При этом она работает не только в физическом офисе продаж, но и во время онлайн-консультаций. Еще одна особенность LORA — знание английского языка.

Цифровой аватар девелоперской компании Glorax
Цифровой аватар девелоперской компании Glorax

Цифровые аватары в офисах продаж недвижимости и современных ЖК:

  • проводят презентации для клиентов и экскурсии по строящимся объектам

  • развлекают детей, пока родители заняты выбором недвижимости

  • выполняют функции консьержа

Цифровые аватары в HR

Цифровые аватары усиливают и оптимизируют работу HR-подразделений. Среди примеров использования — проведение предварительных собеседований, онбординг новых сотрудников и даже корпоративные тренинги. Кроме того, можно создать цифровую копию топ-менеджера для выступлений на различных мероприятиях, что усилит техно-имидж компании.

Крупному бизнесу выгодно использовать возможности цифровых аватаров для формирования определенного образа в глазах клиентов, особенно если речь идет о сегменте B2B. Так, beeline cloud “поселил” на сайте аватары ключевых сотрудников, чтобы сервис обрел свое лицо.

А компания СИБУР пригласила на работу самого Дмитрия Менделеева, так как сочла, что ценности ученого актуальны для сотрудников, настоящих и будущих. Создатель периодической таблицы химических элементов отвечает на вопросы о бизнесе и географии компании, вакансиях и стажировках, а также готов расширить кругозор собеседника, рассказав несколько научных фактов.

Цифровые аватары в HR:

  • помогают в формировании HR-бренда

  • отвечают на вопросы соискателей

  • проводят предварительные собеседования, онбординг новых сотрудников и корпоративные тренинги

  • могут стать “клиентом” для отработки навыков переговоров или презентаций

  • ведут внутреннюю коммуникацию с сотрудниками

  • выступают на конференциях от имени топ-менеджмента

Цифровые аватары в музеях и арт-пространствах

Цифровые аватары полезны и в современных мультимедиа-музеях: они продают билеты, проводят экскурсии, помогают с навигацией. В частных галереях можно делегировать им вопросы покупки произведений искусства — они расскажут о лоте и условиях сделки, примут заявку.

Петербургский Музей железных дорог России активно использует аватаров в своей цифровой платформе — виртуальные гиды для разных аудиторий проводят экскурсии и квесты, а исторические деятели в дополненной реальности реконструируют исторические события.

В Государственном Эрмитаже гостей выставки «Новые загадки картин Леонардо да Винчи» встречал цифровой двойник художника. Аватар рассказывал об истории создания картин, представленных на выставке.

Цифровые аватары в музеях и арт-пространствах:

  • помогают посетителям с навигацией

  • проводят экскурсии и рассказывают об отдельных экспонатах

  • продают билеты

  • сообщают справочную информацию (часы работы и пр.)

  • демонстрируют реконструкцию исторических событий


Возможностями цифровых аватаров интересуются, среди прочих, ювелирный бренд Tiffany & Co, гостиничная сеть IHG, Ernst & Young, Moody’s Analytics и другие. Люди готовы к активной коммуникации с виртуальными собеседниками, и это стоит использовать. Напишите нам, если хотите узнать больше и рассчитать проект.

Начать дискуссию