Как чат-бот с поздравлениями может стать хорошим пиар-инструментом с ROI 2400%

Всем привет! Меня зовут Даша, и я отвечаю за PR в продюсерском центре be all bright! group. Мы занимаемся event и experience маркетингом, креативом и digital-маркетингом. В преддверии гендерных праздников мы, как и все агентства, всегда пользуемся случаем, чтобы лишний раз напомнить о себе клиентам и подогреть их лояльность. В этом году перед 8 Марта мы не стали делать исключений и смогли придумать digital-активацию, которая и лояльность повысила, и тендер помогла нам выиграть. Впрочем, этот ситуативный кейс вполне может стать универсальной механикой для любого специалиста, стремящегося освоить Performance PR. Внутри статьи я положила короткий чек-лист создания ТЗ на бота-поздравлялку, который легко может “отрабатывать” на всех праздниках. Отмечу, что наш бот был кастомным, но в целом задачу с поздравлением может решать и “коробка” (например, такие есть в Unisender).

Идея нашего проекта

Мы не хотели идти по банальному сценарию рассылки открыток, букетов и сертификатов в известную косметическую сеть с зеленым логотипом. А еще же нужно не забыть про то, что этот праздник уже давно не про “красоту и женственность” и “быть украшением коллектива”. В свете последних тенденций, распространения идей феминизма и гендерного неравенства, такие пожелания расцениваются как сексизм и моветон. Да и заигрывать с темами равноправия уже надоело. Хотелось выделиться, показать свой оригинальный взгляд на Международный женский день и зарекомендовать себя как подрядчик с классным диджитал сервисом.

Мы с командой провели опрос среди женщин через Яндекс Взгляд, чтобы понять, какие проблемы и запросы волнуют их больше всего. И каково было наше удивление, когда мы увидели, что заботит наших self made women:

  • Недооцененность на работе;
  • Проблема выбора одежды;
  • Недовольство своим телом;
  • Воспоминания о бывших;
  • Желание расслабиться;
  • Просто грусть.

Поэтому мы сформулировали инсайт, который заложили в основу идеи: “Каждая девушка нуждается в восхищении и поддержке, в том числе сильная self made woman. И у каждой девушки есть та самая “женская проблема”, которую она обсуждает с подругами”

Чат-боты всему голова!

С учетом того, что бюджет на спецпроект у нас был, мягко говоря, небольшой (100 000 руб), мы начали думать, какой диджитальный формат нам подойдет. Пришли к выводу, что чат-бот в этом случае будет самым удобным решением, так как:
а) всегда у пользователя под рукой и не надо его адаптировать под декстопную версию;
б) быстро и просто в разработке.

За разработкой обратились к нашим друзьям из BotCreators, которым откликнулась наша креативная идея.

Из-за того, что времени на реализацию спецпроекта у нас было не так много, очень важно было четко дать ТЗ на разработку, чтобы в процессе проект не затягивался еще больше. Поэтому ловите краткий чек-лист бонусом, на что обратить внимание при постановке ТЗ на разработку бота (хотя и к другому диджитал-решению это тоже подходит), ведь как известно: “Без внятного ТЗ – результат хз”:

  • Четко сформулируйте цель проекта. Для чего создается бот? Целью должно быть то, что вы в конечном счете ожидаете увидеть. В нашем случае цель звучала так: разработать удобный и понятный инструмент для коммуникации с целевой аудиторией в честь 8 марта.
  • Определите целевую аудиторию проекта. Здесь важно понимать, кто будет пользоваться вашим ботом и какой TOV будете транслировать. Мы четко понимали, что ботом будут пользоваться женщины, поэтому важно было визуальное оформление и персональное обращение.
  • Функции бота. Определите, какие возможности вы хотите предусмотреть в боте. Помимо заполнения брифа, важно также проводить встречи с техническими специалистами, чтобы они могли точно подтвердить реализованность того функционала, который вы хотите внедрить. В нашем случае функционал бота был несложным: 6 кнопок на выбор с заранее описанными сценариями, а также возможность отправки данных взаимодействий с ботом в отдельную гугл-таблицу.
  • Личность чат-бота. Наряду с TOV рекомендуем продумать историю бота как персонажа, придумать ему личностные характеристики. Так пользователь воспринимает бота скорее как личного ассистента и желание взаимодействовать с ним будет выше. Так как наша коммуникация была направлена на женщин, мы дали боту имя – Брайт (созвучно с названием нашего продюсерского центра be all bright! group), чтобы создавалось впечатление, что сообщения пишет симпатичный парень, который искренне восхищается твоей красотой, дарит подарки и поддержку.
  • Предусмотрите возможность интеграции нейросетей и генеративных моделей. Это может добавить вариативности в вашего бота, однако стоит обязательно обсудить детали с техническими специалистами и разработчиками, потому что интеграция нейросетей предполагает много важных аспектов: защита данных, наличие ресурсов для тестирования, обучение и так далее.
Приветствие бота 
Приветствие бота 

Дальше был брейншторм на тему того, что будет отвечать бот на каждую из проблем, которые мы получили исходя из опросника. Напрягли наши креативные мышцы, заручились помощью чата GPT и нагенерили! Выделили 6 основных запросов и ответы бота:

  • Руководство не ценит - бот выдавал вдохновляющие фразы от босса, которые мы нагенерили с помощью чата GPT;
  • Хочу винишка - дали промокоды в винные магазины и описали сценарий идеального вечера (мы запартнерились с сервисом Get4Click на 250 компаний с получением доступом к уникальным промокодам в популярные сервисы и бренды, которые невозможно найти на обычных сайтах-купонаторах);
  • СМС от бывшего - с помощью чата GPT нагенерили сообщения от экс-бойфренда, которые, по нашему мнению, хотела бы услышать каждая девушка;
  • Я поправилась - долго думали, как корректно обыграть эту опцию бота, потому что нужно было сохранять поддерживающий и заботливый Tone of Voice. С промокодами здесь была тоже неоднозначная история: скидки на абонемент в фитнес-залы и доставку полезной еды означали бы, что мы соглашаемся с опасением нашей пользовательницы, а мы хотели направить фокус внимания на любовь и уважение к себе. Поэтому мы прописали поддерживающее сообщение о важности принятия своего тела, подкрепив свои слова саммари книги Наоми Вульф “Мифы о женской красоте”, а также подборку книг на смежные тематики вместе с промокодом в онлайн-библиотеку “Букмейт”
  • Мне нечего надеть - ссылка на статью журнала Buro247 о трендах с недели моды 2024 в Милане и подборка промокодов в бренды одежды и аксессуаров;
  • Просто грустно - наш любимый раздел, где бот присылает картинки котиков.

А еще мы сделали кнопку “Нет моего запроса” на случай, если пользовательнице не хватило имеющегося функционала бота с возможностью дополнить его своей проблемой или запросом. Эту обратную связь мы сможем использовать для расширения бота, а также для личной коммуникации аккаунта с клиентом.

Функционал бота

С технической стороны мы просили у коллег доступ к админ-панели — это своего рода пульт управления, который позволяет нам следить за статистикой работы бота, проводить аналитику, управлять рассылками и настройками, а также обновлять справочники для ответов. Благодаря админ-панели мы могли оперативно реагировать на изменения, вносить корректировки в работу бота и улучшать его эффективность.

Интеграция чат-бота с Гугл Таблицами позволяла отслеживать статистику его работы в реальном времени. Мы могли наблюдать за количеством запросов, анализировать популярные темы, оценивать эффективность ответов и многое другое.

Итоги и бизнес-результаты проекта

Как я уже сказала, изначальная цель спецпроекта была направлена на увеличение и поддержание лояльности, а также демонстрация на деле нашей digital-составляющей. Мы не возлагали ожиданий на бота, что он сразу принесет нам ощутимый импакт с точки зрения бизнеса, потому что пиар-активации - это про лояльность, а лояльность - это всегда игра в долгую.

Однако вот каких результатов нам удалось достичь вопреки всем нашим ожиданиям:

  • Разослали ссылку на бота 220 клиентам продюсерского центра, а 115 (52%) активировали бот. 64 девушки (56% из юзавших) активно с ним взаимодействовали - более 10 сессий.
  • По статистике использования промокодов 59 уникальных пользовательниц открывали витрину с промокодами, и 31 воспользовалась выбором промокода хотя бы 1 раз.
  • Бонусом получили публикацию на Составе и попали в дайджест MarCom Club как авторы интересной механики к 8 Марта, хотя специальной задачи промотировать внутреннюю акцию не стояло.

И самое главное:

  • Поздравительная активация поддержала лояльность (и увеличила LTV) уже состоявшихся клиентов, помогла в расширении сотрудничества или заявиться как подрядчик в новых проектах, в том числе с digital-составляющей. 1 проект (организация конференции) мы получили с использованием чат-бот механики в Telegram. И еще получили одно приглашение в тендер с крупным клиентом из рассылки, который в итоге выиграли. Сумма выручки по этим двум проектам составляет 4,7 млн рублей.

С учетом того, что “Брайт” стоил нам 90 тыс. рублей, бот оказался лидогенерационным инструментом с ROI 2400 (!) %.

Что это: удачное стечение обстоятельств, гениальность нас как пиарщиков (гы”!), хорошая и слаженная работа аккаунт-менеджеров? Думаю, что все вместе :)

Здорово было бы сказать, что наш бот станет диджитальным решением для тысячи женщин, но пока мы отложили его в сторону и разрабытывем roadmap по его улучшению и популяризации. Если вам эта идея кажется интересной и прогрессивной, айда нам помогать!

1818
26 комментариев

Вам спасибо за работу 🤝

2
Ответить

Норм, не только сбором контактов боты должны заниматься

1
Ответить

согласна, спасибо)

1
Ответить

Свежо, молодцы

Ответить

Старались 😌

1
Ответить

И активность и медицность) хорошая работа.интересно, получиться ли системно получать норм результат?

Ответить