Управляй мечтой: почему даже малому и среднему бизнесу нужна стратегия

В определенный момент стратегия компании Toyota звучала так: «стать лидером при минимальных затратах, сохраняя качество продукта». Сейчас на Toyota катается весь мир. Всего одна фраза определила будущее бизнеса. Так работает стратегия. О том, почему она нужна любой компании и какие ошибки допускают предприниматели, задумываясь о стратегии, рассказывает управляющий собственник, директор «ТиАр-Проджект» Евгения Романенко.

Разберемся в терминах

Для начала стоит разобраться с путаницей в понятиях «стратегия», «стратегические решения» и «тактика».

Стратегия – это глобальный вектор движения компании, где понятно, какую позицию мы хотим занять и за счет чего. Ее можно уместить в одной фразе. Например, у одной из популярных музыкальных платформ заявленная стратегия звучит так: «Стать платформой номер один, где каждый всегда сможет найти подходящую музыку для подходящего момента».

Стратегия компании должна быть понятна всем – от генерального директора до младшего специалиста. Это то, зачем и для чего работает компания.

Стратегические решения – то, что компания будет делать или не делать для достижения своей стратегической цели.

Например, Toyota, принимая любое решение в отношении своего продукта, каждый раз думала, как потратить меньше, но сохранить качество. А музыкальная платформа – по-прежнему смело привлекает новых музыкантов, потому что их мелодия будет для кого-то самой подходящей в определенный момент, продолжая изучать предпочтения пользователей.

Тактика – это те шаги, которые нужно предпринимать каждый день, чтобы реализовать стратегию. И это самый быстро меняющийся инструмент бизнеса. Именно тактика зависит от всех внутренних и внешних факторов в моменте.

«Да у нас в стране видимость 15 см! Какая тут стратегия?»

Да, мы снова живем в эпоху перемен. И если посмотрим на культурный код, то увидим, что зачастую людям проще сохранять все как есть, лишь бы их не трогали. Но такое мировоззрение приводит к стагнации. Вне зависимости от кризисов, ситуаций, которые происходят на внешнем рынке, предприниматель должен иметь смелость представлять, где он хочет оказаться через 10-15 лет, чем он хочет заниматься, какой будет его компания. Мы не знаем, сколько кризисов будет еще и насколько серьезными окажутся потрясения, но мы можем точно понять, как мы хотим жить, или как мы хотим, чтобы росли наши дети.

Стратегия тем и хороша, что представляет собой некий устойчивый вектор движения, который приводит к конечной цели, несмотря на внешние факторы.

Для работы с ними существует тактика. Но бизнес, который работает только тактически, не придет к успеху. Предприниматель в этом случае лишает себя возможности научиться принимать правильные решения в моменте, потому что, только понимая дальний горизонт, можно оценить влияние своих сегодняшних действий на завтра. Не учитывая это, появляются решения, которые повлекут финансовые потери или не дадут долгосрочный эффект, но привнесут много бестолковой работы, изматывающей команду.

«У нас есть стратегия. Вон, лежит на полке»

По разным данным, до 70% бизнесменов внутри компании или с привлеченными экспертами разрабатывают стратегию, но потом не реализуют ее. Почему так происходит?

  • «Рисовали на бумаге, но не знали про овраги»

К разработке стратегии не привлекли тех специалистов, которые «руками» будут ее исполнять. Типичный пример – изначально установили нереальные сроки выполнения стратегических задач.

  • Отсутствие анализа ситуации и плацдарма.

Даже самую успешную стратегию нельзя позаимствовать, она всегда индивидуальна и учитывает:

  1. перспективы развития и ситуацию именно на вашем рынке;
  2. ресурсы внутри бизнеса;
  3. цели владельцев бизнеса или инвесторов, в том числе – их личные цели.

Если не учесть этот фактор, стратегия никогда не станет рабочей, потому что нужных затрат, инвестиции или реинвестиции просто не будет.

  • Внедрение на ручном управлении не случится

Стратегию нужно декомпозировать на тактические задачи, передавать в операционное управление. Но если внутри бизнеса нет порядка, действия подразделений не согласованы, ответственность перебрасывается между отделами, а люди перегружены, то задачи будут уходить в никуда, стратегия останется нереализованной.

  • Зачем команде ваша стратегия?

Именно команда будет принимать решения на своих местах, исходя из личных представлений и намерений. Если сотрудники не понимают стратегию, не разделяют ее, то их решения могут в корне противоречить глобальной цели бизнеса. Один из важных блоков в разработке стратегии – образ компании в будущем, к которому хочется присоединиться и стать его частью, другими словами, где есть место и смысл для ваших ключевых людей.

Неотъемлемое преимущество

Несмотря на то, что в малом и среднем бизнесе слово «стратегия» вызывает неоднозначную реакцию (кто-то уже потратил на этот процесс много ресурсов, и не получил желаемый результат, кто-то считает, что он слишком мал для этого), я все же рекомендую каждому лидеру сделать еще одну качественную попытку. Ведь принимая решения сегодня с опорой на будущее, транслируя ваш замысел в мир, вы получаете неотъемлемое преимущество – притягиваете нужных людей и, как минимум, понимаете, на что стоит тратить ресурс, а что вам больше не подходит.

4
1 комментарий