{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Предприниматель - это стиль жизни

Дмитрий Потапенко - российский предприниматель, экономист, радиоведущий; управляющий партнер компании «Management Development Group Inc». Его по праву можно назвать главным ритейлером страны и ярким представителем малого бизнеса. В копилке Дмитрия сотрудничество с такими гигантами как «Пятерочка», «Перекресток». Сегодня он поделится с нами болями и секретами малого бизнеса.

-Здравствуйте, Дмитрий! В своей книге о том, как делать бизнес в России, Вы пишите о том, что иллюзия собственной гениальности, моментально рассеивается, как только вы вбиваете в «Яндекс» свою уникальную идею. Неужели сегодня уже невозможно придумать, что-то новое?

– В этом нет никакой необходимости, это иллюзия, что можно придумать что-то экстра гениальное. Компания Apple достаточно долго производила крайне посредственные компьютеры, в технике, которая есть сейчас, тоже нет ничего экстраординарного. Просто с точки зрения маркетинга была удовлетворенна та или иная потребность покупателя. Говоря цитатами великих: «Любая потребность, либо сублимирована, либо удовлетворена». Поэтому ищите ту потребность, которая сублимирована, тогда ее можно вскрыть и от нее танцевать. А по поводу гениальных идей, будьте упрямыми и спокойными, тогда у вас все получится!

– Вы как-то сказали, что бизнес должен нравиться не предпринимателю, а клиенту. «Червяк должен нравиться рыбе, а не наоборот». Означает ли это, что бизнес должен приносить лишь деньги, а радость – не обязательно?

– Радостно вам от собственного бизнеса или нет – это ваши собственные проблемы, ну уж точно не проблемы клиента. Иногда в публичном пространстве формируется некий образ бизнеса, когда «я сам весь такой красивый, заключаю красивые сделки в красивом офисе, вокруг красивые девушки, и я езжу на красивой машине». Но это же создание ложной иллюзии! Мое мнение, что подобные предприниматели наносят ущерб экономике России. И самое главное, ломают психику тем людям, которые пытаются осознать, что такое предпринимательство.

Считаю, что у предпринимателя есть три задачи: владеть бизнесом, управлять им и инвестировать в него. И, несмотря на размер активов, которыми он обладает, единственная, на мой взгляд, функция, которую нужно оттачивать – это функция управления, потому что она единственная принадлежит моему мозгу. На самом деле бизнес – это ежедневная работа, причем, рутинная.

– Сейчас популярно заниматься бизнесом. Какими качествами должны обладать те, кто хочет работать на себя?

– Во-первых, у них должно быть колоссальное желание обслуживать клиентов. Буквально сдувать с них пылинки, 24 часа в сутки 365 дней в году. Если вы не готовы к этому, то все бесполезно. Продукта, как такового, вообще не существует! Вы только сопровождаете любой продукт, или вы создаете его, чтобы удовлетворить потребности клиента.

– А экспертность?

– Экспертность нарабатывается путем ошибок. Чем больше вы совершаете ошибок, тем лучше.

– Какое резюме нужно иметь, чтобы попасть на работу к Потапенко?

– Сразу в шредер!

– Как тогда?

– Только человек с опытом. По окончании института у вас уже должно быть 3 вещи: опыт, профессия и знания. Моей старшей дочери 23 года, она аспирант Венгерского вуза, окончила МГУ, в школе неоднократно побеждала на российских олимпиадах по физике и математике. Средняя дочь неплохо рисует, и уже сама зарабатывает на этом. Поэтому, пожалуйста, делайте, у вас для этого есть все необходимое!

– Дмитрий, а Вы хотели бы, чтобы Ваши дочери занимались предпринимательством?

– Не обязательно. У меня вообще нет к этому никакого устремления. Причина очень простая – это их решение. Дети – не наша собственность.

– Некоторые говорят, что в России заниматься бизнесом легко, что для этого существуют все возможности.

– Не существует понятия легко или тяжело.

– Давайте сравнивать с Европой или США?

– Это разные системы координат, бессмысленно сравнивать. Что-то легче, что-то проще, что-то тяжелее!

– Как насчет налогов?

– Насчет налогов – это ерунда, на налоги существуют компенсации, которые надо уметь получать. Бюрократия там более медленная, в счет тех мобильных сервисов, которые существуют сейчас в Москве или в России. Зато клиент более доходный, крайне консервативный. Это другая вселенная, нет смысла ее обсуждать. Вопрос лишь в том, готовы ли вы в нее вписаться.

– Вы говорили о том, что ошибка наших предпринимателей – это расчет на средний класс...

– Этот расчет не просто наивен, но и глуп. Он не основан ни на каких цифрах. Средний класс – это люди выше минимальной потребительской корзины и ниже, условно говоря, менеджеров Газпрома. Таких с каждым днем становится все меньше и меньше. Средний класс сейчас составляют в основном чиновники. На сегодняшний день в условиях стагфляции компании помогут выжить лишь две стратегии: работа с нищими и работа легендой. Вы работаете либо легендой, продлевая качество, либо с нищими.

– Сколько зарабатывает сегодня средний класс в России?

– Не существует среднего класса, потому что у нас есть государство в государстве – это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и некоторые Зауральские города. Зарплата 40 тысяч рублей для Москвы – это очень мало, а 40 тысяч за Уралом – это практически состоятельный человек.

– Судя по тому, какие машины ездят у нас по дорогам, я бы не сказал, что у нас нет среднего класса...

– Машины не определяют ничего, тем более, что они, как правило, взяты в кредит. Какой же это средний класс, если ты купил металлолом, вкачал реальный ресурс в то, что каждый день приносит тебе двойной убыток? Это же игрушки! Если вы не наигрались в машинки, то идите – растите!

– А как же радости человеческие?

– А причем тут радости? Для кого-то, на самокате хорошо ездить, ветерок в лицо!

– Вы говорили о том, что большинство наших предпринимателей занимается «впариванием» товара, а не удовлетворением потребностей. Это отражение уровня общества?

– Это отражение действительного уровня экономической осознанности. Люди, наконец, начинают осознавать, что государство – всего лишь договор. «Впаривание» происходит по причине того, что мы не готовы видеть своего клиента в будущем. Как говорил классик, «экономика – сначала экономическая основа, а потом политические надстройки».

– Бытует такое мнение, что в малом бизнесе отношения со своими сотрудниками нужно начинать как с семьей. Что Вы думаете по этому поводу?

– Любой сотрудник – это исполнитель функций. Если вы ему эти функции не прописываете, то вам не место в бизнесе как таковом.

– «Предприниматель всегда одиночка» – это Ваша фраза. У него есть партнеры, выгодные или невыгодные, близкие или неблизкие, но когда в компании возникают серьезные роблемы, он остается один на один. Неужели Вы считаете, что сотрудники не могут быть единомышленниками, настоящим фанатами компании, бизнеса?

– Когда у вас будут проблемы, работники понесут вам свои деньги и вещи из дома? Это наемничество, а потому существует четкий водораздел: я вам плачу – вы работаете, не плачу – вы не работаете. Через пять минут после вашего разорения ваши сотрудники уже работают на другой площадке, у вашего же конкурента. Они тут же говорят: «У меня семья, мне надо ее кормить».

– По сведению HeadHanter, денежная мотивация на третьем месте.

– А на первом?

– На первом, насколько я знаю, цель, миссия, ценность. Вы в это верите?

– Не деньги решают все. Но они – инструмент, степень свободы! И пока мы не осознаем это, будем на последних ролях.

– Вы пишите о том, что занимаясь бизнесом, человек будет работать в несколько раз больше, а получать в несколько раз меньше. У него не будет ни отпуска, ни Нового года, ни дня рождения. 24 часа в сутки он будете думать о том, чтобы клиент повесил дебиторку, а грузчики не напились и завалили заказ. Неужели все так плохо и драматично?

– Почему плохо? Наоборот, хорошо. Если вы не можете получать удовольствие от обслуживания клиента, это – ерунда. Предприниматель – человек, наслаждающийся тем, что для наемника является насилием! Предприниматель – это стиль жизни.

– Вы говорите о том, что демагрофическая яма в России продлится еще минимум 20 лет, так как с персоналом дела очень плохи. Персонала у нас нет, не было и не будет. Почему? В чем проблема? 145 миллионов человек в России...

– Потому что мы умираем и стареем. К 2025 году потеряем 15 % трудоспособного населения, к 2050-му, по расчету ООН, нас будет 132-134 миллиона. У женщин проблемы – им не от кого рожать. Что касаемо демагрофической пирамиды, она смещена в сторону старшего поколения, молодых у нас мало и рождается мало. Даже если мы завезем к нам всех вместе взятых гастарбайтеров, от этого не появятся высокопроизводительные рабочие места. Еще раз говорю: демография – вещь циничная, беспринципная и давит нас похуже катка.

– Как дальше будет развиваться клиент в России?

– У нас клиент неизбалованный, если ему не хамят в магазине, то он, в общем-то, благодарно приносит нам деньги. С точки зрения сервиса у нас конкуренция очень слабая. К сожалению, клиент будет нищать, потреблять все меньше и меньше полезных ингредиентов, больше получать хлама, но все равно переплачивать. К сожалению, это связано с экономикой России.

– Современные клиенты становятся все более требовательными, не покупают уже то, что можно было несколько лет назад продать. Даже какие-то простенькие, красивые сайты, контекстная реклама, маркетинг уже так не работают. А что сейчас работает?

– Только личные коммуникации, потому что сайт – это некий посредник и барьер между предпринимателем и клиентом.

– Мои исследования показывают, что личный бренд работает очень хорошо, потому, что узнаваемость – это репутация.

– Это зависит от того, в какой сфере вы работаете. Бренд – это «Кококола», все остальное – это логотип, нарисованный за сто долларов.

– То есть Вы считаете, что у вас нет личного бренда?

– У меня есть бренд в качестве экономиста, но в качестве предпринимателя нет, не было и не будет. Я никогда, ни при каких обстоятельствах не хочу и не буду делать никакого ассоциативного ряда со своим бизнесом.

– В свое время Вы сказали: «Если у вас продуктовый магазин, в первый день вы должны сделать: дешевые бананы, дешевые яйца, дешевое молоко, а завтра бабульки «раззвонят» по всему микрорайону, что у вас дешево и покупатель повалит к вам толпой». Это до сих пор работает?

– Да, конечно. Это абсолютно нормально.

– Получается только ценой можно бить сегодня?

– Выход на рынок – это всегда демпинг. Ты сначала должен узнать, а потом поднять своего клиента. Но это не обязательно сервис, это может быть все, что угодно.

– Кем Вы мечтали стать в детстве?

– Диджеем.

– Как Вас обзывали в детстве?

– У нас семейная кликуха «Потап».

– Если бы Вы могли жить в любое время, какое время бы выбрали?

– Я бы очень хотел понаблюдать за периодом с 1861 года, с момента отмены крепостного права до 23 года, посмотреть это в динамике во всех странах.

– Если бы Вы могли встретиться с человеком из когда-либо живущих, кто бы это был?

– Адам.

– О чем бы Вы его спросили?

– Зачем ты все испортил?

– Ваша главная черта?

– Системность.

– Что Вам нравится больше всего в себе?

– Наверное, та самая системность.

– Что Вам не нравится больше всего в себе?

– Периодический нервяк, та эмоциональность, которая во мне есть.

– Чего Вы боитесь больше всего?

– Много чего. Например, боюсь чего-то не знать.

– Что Вам помогает достигать поставленных целей?

– Информация.

- Каким бы Вы хотели бы быть?

– С тем же багажом знаний, но лет на 30 моложе.

– Ваши любимые книги?

– Таковых нет, но я их перечитываю, в целом – это детективы. Например, «Шерлок Холмс».

– За какой поступок Вам больше всего стыдно?

– Их было очень много, все они были связаны с неверным просчетом ситуации.

– К чему Вы испытываете самое большое отвращение?

– Глупость.

– Назовите 3 главных, на Ваш взгляд, качества успешного человека?

– Успеха не существует как класса, поэтому таких критериев нет. Но для меня важно – выстраивать коммуникации, видеть причинно-следственную связь, критичность к самому себе.

– Способность, которой Вы бы хотели обладать?

– Перчатка Тануса. Щелкнул – и половина ресурсов выросла.

- Если у Вас будет один миллиард долларов, как Вы их потратите?

– В бизнес, к сожалению, вложу.

– Зачем Вы живете?

– Чтобы умереть, как и все.

– Ваше главное правило жизни?

– Живи здесь и сейчас.

Беседовал Чермен Дзотов

0
2 комментария
Сергей Сергеевич

Это скорее диагноз, в будущем это признают неизлечимым недугом. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеевич

Забыл добавить, часы лучше на шее застегивать, так виднее.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда