Игра в долгую: вопросы, которые помогут создать подкаст и не сдуться на старте

Что обычно делает человек, когда задумывается о запуске подкаста? Именно — заказывает микрофон. Но это в корне неверный подход. Начинать нужно не с покупки оборудования, а с ответа на вопрос: «Зачем я хочу создать подкаст?»

I. Зачем вам подкаст

Подкаст начинается с постановки целей. Первый шаг на пути к запуску подкаста — ответ на вопрос: «Зачем мне нужен этот проект?»

Да, ответ «потому что хочу» — тоже мотивирует работать, но все же подкаст — это игра в долгую и на развитие проекта нужно заложить минимум полгода-год.

Каких целей можно достичь с помощью подкаста:

  • выстраивание и укрепление личного бренда;
  • формирование комьюнити;
  • создание бренд-медиа;
  • выстраивание репутации бренда и попадание «на радары»‎ в нише;
  • налаживание связей и нетворкинга;
  • трансляция экспертности;
  • привлечение внимания к своим проектам;
  • расширение инструментария взаимодействия со своей аудиторией;
  • формирование лояльности;
  • оттачивание навыка выступлений.

Пример

«Юра, нас репостят!» — подкаст о людях, которые ведут популярные Telegram-каналы. В каждом выпуске гости рассказывают, как стартовали в блогинге, создавали контент и набирали подписчиков. Подкаст входит в топ-5 подкастов в категории «Маркетинг» и топ-30 в категории «Бизнес».

На старте проекта мы нацелились на укрепление личного бренда и повышение медийности ведущей. Необходимо было выстроить ее цифровую репутацию как эксперта, попасть «на радары»‎ в нише и увеличить лидогенерацию. Заявленные цели помогли определиться с форматом и разработать концепцию, после чего началась работа с пилотным выпуском.

Важно понять, зачем вы хотите запустить подкаст. Зная, каких целей он поможет достичь, будет легче выстроить работу над проектом и продолжать ее, даже когда захочется все бросить.

В своем Telegram-канале я ворчу, делюсь мыслями, рассказываю, как строю бизнес. Подписывайтесь:

II. О чем ваш подкаст

Ответив себе, зачем вы создаете подкаст, нужно задуматься над следующими вопросами: «О чем ваш подкаст?», «К кому обращен ваш подкаст?», «Зачем он вашим слушателям?» Вопрос со звездочкой*: «Какие эмоции должен вызывать ваш подкаст у слушателей?».

Теперь по порядку.

1. О чем ваш подкаст?

Здесь помимо темы надо обозначить проблему. Тема — это то, о чем подкаст, например, о бизнесе, о психологии, о материнстве, о путешествиях и т. д. Проблема — это вопросы, которые автор хочет поднять в своем подкасте, т. е. «Как?», «Почему?», «Для чего?».

2. К кому обращен ваш подкаст?

Создайте портрет целевой аудитории. Это просто, нужно лишь описать типы людей, которым может быть интересен ваш продукт. Собранные данные не только позволят сформировать лояльную аудиторию подкаста, но и помогут, когда дело дойдет до продвижения подкаста или обсуждения партнерства с брендами.

3. Зачем подкаст вашим слушателям?

Ответ на этот вопрос поможет понять, почему зрители должны остаться именно с вами. Чтобы получить внимание аудитории, надо дать ей что-то взамен: пользу, знания, решение проблемы.

4. Какие эмоции должен вызывать ваш подкаст у слушателей?

Это вопрос со звездочкой, потому что о нем редко задумываются на старте проекта. Однако он так же важен, как и остальные.

Эмоции могут быть простыми и понятными: радость, смех, злость, даже зависть. Например, подкасты про успешный успех, как раз таки ориентированы на чувство зависти.

Если сможете ответить на перечисленные вопросы, то можно считать, что подкаст уже запущен!

Если вы хотите запустить свое шоу, но не знаете, с чего начать: вам поможет обучающий Telegram-бот, в котором вы найдете бесплатный мини-курс по запуску подкаста:

Уроки бесплатного курса по запуску подкаста в Telegram-боте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fstart_podcast_bot&postId=1260965" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">start podcast</a>
Уроки бесплатного курса по запуску подкаста в Telegram-боте start podcast
После каждого урока бот <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fstart_podcast_bot&postId=1260965" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">start podcast</a> предлагает выполнить задание
После каждого урока бот start podcast предлагает выполнить задание

III. Как работать над концепцией подкаста

Концепция — это база, которая помогает выстроить структуру подкаста. Опираясь на концепцию, вам будет проще прорабатывать темы эпизодов, прописывать сценарные планы, а также подбирать гостей.

Концепция — это идея, лежащая в основе вашего подкаста, которая должна стать опорой всему проекту:

— эпизоды должны соответствовать описанию;

— слушатель должен считывать концепцию в каждом эпизоде.

Удачные концепции

1. «Концерт под крышей» — подкаст про психологию и заботу о себе через музыку и популярные песни.

Что услышите

В первом случае вы услышите как ведущая на примере героев песен разбирает их психологию: например, через героя песни Андрея Губина «Ночь» рассматриваются маркеры «эмоциональных качелей».

2. «Организуй асап!» — подкаст про непредсказуемую, безумно стрессовую, но точно ни с чем не сравнимую работу личным ассистентом.

Что услышите

Познакомитесь с реальными рабочими кейсами ассистентов: например, услышите, как ассистент организовывала экстренную доставку из одной страны в другую блестящего навоза для робота-пони.

Вымышленный антипример

«Ключ к архетипам» — подкаст про язык архетипов, который приглашает вас в увлекательное путешествие глубокого самопознания. Держите «Ключ архетипов» в руках и откройте дверь к более глубокому пониманию себя и окружающего мира.

Что услышите

«Как использовать архетипы в маркетинге?» или «Как архетипы проявляются в искусстве?» Не соответствует ожиданиям слушателя.

Что поможет проработать концепцию

Зайдите на Apple Podcast, Яндекс.Музыку, посмотрите подборки и плейлисты. Анализ рынка помогает сократить число идей и оставить рабочие. Опять же, есть тысячи подкастов про психологию, маркетинг и бизнес. Все они прекрасно существуют в медийном пространстве, и каждый из них формирует свой пул слушателей или зрителей.

IV. Как подготовить текстовое оформление подкаста

1. Описание

Согласно опросу Podcast Discovery Stats, описание подкаста — это самая важная вещь, по которой потенциально новые слушатели будут судить о вашем шоу. Необязательно заключать в описание кучу деталей и перегружать информацией.

Кстати, подкастеры, чтобы подготовить описание, часто рекомендуют пользоваться приемом Эрика Нюзума, руководителя подкаст-студии Magnificent Noise. Он предлагает описать проект 10 словами. Так у вас появится четкое представление о том, что вы делаете. При этом в этих 10 словах должен быть не только смысл подкаста, но и то, чем он будет привлекать вашу ЦА, а также отличия от других подобных проектов.

Pro_podcasty_bot с интеграцией искусственного интеллекта поможет вам составить описание или создать захватывающий тизер для вашего подкаста всего в несколько шагов:

2. Название

Избегайте общих и банальных фраз, таких как «Истории из жизни», «Час обсуждений», «Мир путешествий», «Друзья и беседы». Что касается последнего примера — лучше вовсе отказаться от таких названий, где есть конструкция X и Y.

Чтобы запомниться, можно использовать популярные фразы и выражения. «ЯсноПонятно», «К тебе или ко мне?», «Я так чувствую», «Давай поговорим», «Организуй асап!» и т. д.

Название должно характеризовать вас и тематику, которую вы решили освещать, а также соответствовать выбранному настроению подкаста.

VI. Как работать с саунд-дизайном и визуалом 

1. Саунд-дизайн

В подкастах, где звук — это основной источник информации, саунд-дизайн приобретает особенно важное значение.

Музыка саунд-мейкера, написанная на заказ, с большей вероятностью запомнится слушателям, чем стоковая, и будет ассоциироваться именно с вашим проектом. Более того, если вы затрудняетесь с выбором музыки для музыкального сопровождения, саунд-мейкер сможет написать оригинальный саундтрек.

2. Визуал

Смело открывайте любую подкаст-платформу и листайте подкасты по разным категориям. Сохраните себе те, что понравились визуально, вне зависимости от тематики подкаста. Не обязательно ограничиваться только русскоязычными подкастами. Вот работы нью-йоркской компании Pushkin Podcast в качестве примера.

VII. На что обратить внимание перед публикацией

И вот, когда шоу готово, убедитесь, что вы ничего не упустили: подкаст размещен на всех стриминговых платформах; указаны ссылки на ваши соцсети и сайт (при этом соцсети и сайт должны быть подготовлены к тому, чтобы «принять» слушателей).

Если вам нужна помощь с запуском, перезапуском, сопровождением или продвижением подкаста, оставляйте заявку на сайте hardprod или пишите мне в Telegram.

33
Начать дискуссию