Кризис идеи в бизнесе: почему без неё всё становится рутиной

Считай цифры, следи за показателями, изучай боли, строй гипотезы и прокрашивай метрики. Фактически жизнь маркетинга и продукта строится вокруг рутинных действий, которые отдаляют нас от корневой идеи — делать жизнь пользователя лучше в контексте сценария. Небольшое эссе о важности цели в бизнесе и продукте.

Сегодня бизнес всё чаще углубляется в анализ цифр и болей пользователей, забывая про то, а какой смысл он вообще несёт. Это как бег по кругу: постоянно ищешь, где болит, но теряешь видение общей картины.

Погоня за показателями и болями

Понять то, что болит у клиента сейчас может практически каждая компания: миллион инструментов, метрик, гайдов и всё в открытом доступе.

Компании активно используют разные инструменты, чтобы понять, что нужно клиентам. Они анализируют метрики, ищут болевые точки и быстро реагируют на проблемы.

Если все в равной позиции, то почему одни проекты выстреливают, а другие нет?

Кроме очевидного финансового ресурса есть и более важный — идея. Это то, как бизнес улучшает жизнь пользователей: не лечит какую-то конкретную боль, а создаёт новый образ жизнь.

Идею доносят через продукты, маркетинг и корпоративную культуру. Как можно заметить, продукт — не ключевой в этом смысле, это такой же инструмент донесения идея в контексте сценария пользователя.

Конечно, все стартапы начинаются с такой идеи, а все крупные компании придерживаются свой отполированной миссии. Мне кажется, что всё-таки подмена понятий происходит в какой-то момент. Сотрудники маркетинга и продукта становятся функцией, бизнес — набором регламентов, УТП и шаблонов, а пользователи только обезличенными цифрами.

Действительно, если всё время думать только о болях, задачх и количественных показателях, то можно начать воспринимать клиентов как набор данных и проблем, а не как живых людей с мечтами и стремлениями.

Погоня за только болями — это бег по кругу.

Вместо того чтобы создавать что-то новое и полезное, компании могут застрять в постоянном исправлении ошибок и удовлетворении сиюминутных запросов.

Ты должен был бороться со злом

Удивительно, насколько человекоцентричный подход и дизайн-мышление с одной стороны популяризировали исследование пользователей, но с другой стороны — ещё больше отдалили бизнес от реальных идей.

Этот инструмент подсветил важное — исследовать боли, задачи и сценарии пользователей. Однако как обычно бывает (например, с поговорками) — вторая часть просто забылась. А она говорит о том, чтобы после исследования начать транслировать идею улучшения жизни и создания новых сценариев пользователей.

Как раз такая методология и даёт простейший инструмент оценки вашей идеи: метод салфетки. Возьмите салфетку и в 1 предложение и 1 рисунок объясните вашу идею. Если это получилось — значит вы на верном пути.

Евангелисты такого подхода взяли первые часть и пошли поломничать по рынку с методологией, которая заводит компанию в тупик или же, как я писал выше, в бег на месте.

Взгляд за пределы боли

Чтобы не угодить в кризис идеи, важно помнить, что решение проблем — это только часть работы. Нужно стремиться создавать ценность, которая превышает ожидания пользователей. Вот несколько идей:

  • Инновации и креативность. Постоянный поиск новых идей и способов улучшения продукта. Уже наличие нестандартных методологий — это шаг за пределы привычного мышления.
  • Эмпатия и понимание. Осознание не только текущих проблем, но и долгосрочных целей и стремлений клиентов. Тут работает очень простой вопрос — что бы делал ваш пользователь, если бы завтра ваше решение исчезло из жизни? Если он говорит ничего или пошел к прямому конкуренту, значит что-то не так.
  • Цель и миссия. Ясное видение того, какую глобальную пользу приносит продукт и как он влияет на мир. Ещё один простой вопрос, но только продакту/маркетологу — а зачем нужен продукт? Если человек отвечает на уровне функциональностей, а не идеи, смысла и сценария, то это о чём-то говорит.

Итог

Я понял, что мне сложно жить без идеи в бизнесе. Я осознал, что в данный момент работаю в таком проекте. Набор фич, задач, клиентов и целей, а за этим стоит просто ничего, фактически оболочка. Это и стало поводом поговорить про кризис идеи проекта/бизнеса.

Думаю, что он наступает, когда компании слишком сильно фокусируются на показателях и болях пользователей, забывая о смыслах и идея. Важно не только решать проблемы, но и делать жизнь пользователей лучше, помогать им достигать своих мечт и создавать ценность, которая выходит за рамки текущих потребностей. Только так бизнес сможет сохранить своё видение и значимость в долгосрочной перспективе.

Если это эссе откликнулось в вас, пишите о своём опыте в комментариях.

1
Начать дискуссию