Меня зовут Дмитрий Добродей. 🤚С 2016 года развиваю продукты в корпорациях. В моем портфеле 20+ продуктов. Среди достижений — запуск FBO-маркетплейса и рост P&L в 8 раз.А сейчас руковожу новым продуктом - Статистика от SberAds.СодержаниеЧто такое атрибуцияКакие бывают модели атрибуцииData-driven атрибуцииРекомендацииЧто такое атрибуцияАтрибуция — это процесс идентификации набора действий пользователя (“событий”) на экранах и в точках касания, которые тем или иным образом способствуют достижению желаемого результата, а затем присвоению значения каждому из этих событий.Как правило, мы видим рекламу одного товара несколько раз в нескольких местах. Особенно если цена товара высокая и для принятия решения нужно много времени. Например: В кино мне показали красивый автомобиль.Затем на улице увидел баннер с этим авто.А Rutube показал тизер.Погуглил авто, и теперь меня преследуют баннеры.Кроме того, есть несколько салонов, которые продают это авто.Наконец я его купил.Кто из этой цепочки повлиял на решение о покупке? Кому платить комиссию? Эту проблему и решают модели атрибуции.Какие бывают модели атрибуцииМодели атрибуции — это правила, по которым осуществляется распределение веса/вознаграждения за конверсию/покупку/лид между источниками трафика.Например, мы продаем автомобили через менеджеров по продажам. Менеджеры получают комиссию. Кому и сколько платить определяется моделью атрибуции.ОдноканальныеПервое касаниеПоследнее касаниеПоследнее значимое касаниеПоследнее не прямое касаниеВыбранное касаниеМногоканальныеРавномернаяU-, W-, Z- образнаяПо-времениML-атрибуция, автоматическая, data-driven, вероятностнаяСвояОдноканальныеОдноканальная модель атрибуции подразумевает, что всю комиссию отдадим одному продавцу, а не распределим по всем.На примере с продажей автомобилей через менеджеров.Первое касание — вся комиссия тому, кто первый связался с клиентом.Последнее касание — последнему.Последнее значимое касание — исключаются прямые, сохраненные, межстраничные и др.Последнее не прямое касание — исключаем невыплату комиссии, если с клиентом связались, но купил клиент сам (пришел без приглашения).Выбранное касание — например, платим тому, кто чаще связывался с клиентом.МногоканальныеМногоканальная модель атрибуции подразумевает, что всю комиссию распределяем между всеми продавцами, а не кому то одному.На примере с продажей автомобилей через менеджеров.Равномерная — распределение комиссии между всеми поровну.U-, W-, Z- образная — распределение комиссии визуально похоже на буку. U- первый и последний поделят комиссию между собойW- получит первый последний и центральныйZ- получат первый, последний и избранные участники цепочки.По-времени — равномерно убывает от даты покупки. Чем дальше от даты покупки, тем ниже комиссия.ML-атрибуция / автоматическая / data-driven / вероятностная — комиссия распределяется используя математические модели.Своя — может быть некоторая комбинация из предыдущих. ML- атрибуция / data-drivenАлгоритмическая, на основе данных, data-driven, ml-атрибуция, вероятностная. Это многоканальная атрибуция, которая рассчитывает комиссию/веса используя математические модели и некоторые эвристики вроде факторного анализа. В расчете участвует множество входящих факторов — канал привлечения, время сессий, типы устройств, количество взаимодействий с объявлениями, порядок, кросс-девайс.Сейчас есть два самых популярных метода/подхода такой атрибуции — Шепли и Цепи Маркова.Детально МарковЦепи Маркова — это математическая модель, которая описывает последовательность событий, где вероятность каждого последующего события зависит только от состояния, достигнутого в предыдущем событии. Учитывает последовательность и количество контактов с клиентом.Трудозатратно, зато алгоритм реализован уже в библиотеках.Цепи Маркова — это легко для реализации, но нагружено для расчета.Детально ШеплиВектор Шепли — это широко используемая концепция в теории игр, которая обеспечивает справедливый способ распределения общего выигрыша в кооперативной игре между игроками. Введенная Л. Шепли в 1953 году, концепция основана на идее, что каждый игрок должен получать компенсацию за свой предельный вклад в игру.То есть справедливая оценка каналов в цепочке коммуникации.Не учитывает последовательность и количество контактов с клиентом. Только факт контакта.Шепли — тоже легко в реализации и легко для расчета.Мне удалось воспроизвести его в экселе:РекомендацииСоставил небольшую таблицу рекомендаций применения моделей атрибуций.Транспонировал таблицу для удобстваВажные ссылкиВ Статистике от SberAds нам удалось реализовать 4 модели атрибуции:Последний переходПервый переходПоследний значимый переходПоследний переход из SberAdsОзнакомиться с ними вы можете в демо режиме.Переходите по ссылке на СайтПереходите по ссылке на ДемоПереходите по ссылке на ДокументациюПереходите по ссылке на YouTube
Дмитрий, а к чему философия маркетинга?! Дайте выгрузку по качеству лидов с крупного проекта! По сберэдсу-то
Егор, не понял ваш коммент. Можете детально его раскрыть? Спасибо