Почему нельзя предоставлять свои услуги бесплатно?

Решил сделать памятку, в которой перечислил по пунктам, почему никому и никогда нельзя делать что то бесплатно, в то время когда вы этим зарабатываете. Эта памятка поможет тому, кем регулярно пытаются воспользоваться. Сразу оговоримся, что под бесплатным я понимаем проект, который исполнителю не приносит ощутимой пользы. Нельзя бесплатно работать потому, что…

Ноль

Если работа делается бесплатно, её стоимость будет равна нулю для всех сторон. Не удивляйтесь, если через неделю проект, который был нужен вчера, отменят, не моргнув и глазом, а вам даже не скажут спасибо. Всё, что достаётся на халяву, не ценится. Вообще. Такова человеческая природа.

Результат

Не известны случаи написания технического задания или брифа в бесплатном проекте. Как правило, всё заканчивается одним коротким разговором и максимум несколькими письмами. Риск прийти не к тому результату в бесплатном проекте высок.

Сроки

Ваш старый друг Олег, с которым вы вечером сидели в кабаке, попросил сделать для его нового стартапа логотип (лавочку, крыло от мопеда – неважно). Попросил сделать в фоновом режиме. Вы согласились. На утро вы пожалели, тем более что на вас свалилось два отличных проекта с хорошим бюджетом, месяца на три. Куда пойдёт Олег? Правильно, в конец очереди. И скорее всего, Олег не дождётся. Потому что никто не ставит реальных сроков бесплатным проектам.

Качество

Все ведь видели эту картинку?

Почему нельзя предоставлять свои услуги бесплатно?

Допустим, вы решили совершить супер-усилие и сделать проект Олега за ночь до старта новых проектов. Глубокая ночь, глаза ваши налиты кровью, вы ужасно хотите спать и уже готовы убить Олега вместе с его стартапом. Но к пяти утра вы наконец нажимаете кнопку “отправить”. Что именно вы отправляете Олегу, уже не имеет значения. Потому что быстро качественно не бывает.

Нервы

Тут всё понятно. Если вам приходилось обещать, а потом жалеть о своём обещании, то вы поймёте. Отмазки, ужимки, прятки, разговоры по душам – всё это ждёт вас, если вы решите отказаться от своего слова. Либо вы будете ненавидеть себя и давать клятвенные обещания больше никогда ничего не делать бесплатно. Самоистязание десятого уровня вам обеспечено!

Отношения

Не надейтесь, что отношения в бесплатном проекте чем-то отличаются от коммерческого. С вас спросят по самое не хочу, а то и глубже. И отмазки, типа: “Ну а что ты хотел бесплатно?” не прокатят. Недовольный человек будет одинаково недоволен при любом прайсе. Испортить отношения бесплатно даже проще.

Комплексы

Вы решили взяться за бесплатный проект в надежде, что сможете положить его в своё портфолио и брать деньги за следующие? Не смешно! Скорее всего, ваш следующий проект тоже будет бесплатным. Потому у вас есть слабое место, и любители халявы успешно пользуются им, заставляя генерировать всё новые и новые бесплатные проекты. Ваше слабое место – это комплекс неполноценности. И делая бесплатные проекты халявщикам, вы вряд ли от них избавитесь. А вот плохих наделаете точно. Лучше реализуйте свои личные проекты или выкладывайте учебные.

Развитие

Расти можно только в том случае, если вы делаете большой, интересный и сложный проект в команде. Бесплатный проект по определению таким быть не может. Он короткий, некачественный и нелюбимый. Чему вы можете у него научиться? В то время, когда вы делаете бесплатный проект, вы не растёте.

Рынок

Делая бесплатную работу, вы вредите рынку и своим коллегам. Во-первых, вы производите некачественный продукт, засоряя рынок и мозги клиентам. Во-вторых, вам не платят денег, а значит вы их не потратите, и кто-то не получит их в обмен на свои товары и услуги. То есть, бесплатная работа тормозит экономический рост и тормозит развитие экономики страны в целом. И коллеги вас тихо ненавидят, потому что вы отбираете их хлеб.

Коллеги

Они вас не любят. Искренне и со всей душой. Никому и никогда не рассказывайте о своих бесплатных подвигах. Только если этот проект вам действительно дорог и полезен.

Как не “попадаться” на бесплатные проекты:

1. Никогда не обещайте, если вы в хорошем настроении. Выйдите из помещения. Возьмите тайм-аут и хорошо взвесьте все за и против. Думайте головой, а не сердцем.

2. Никогда не говорите “да”, если не уверены. Если вы скажете: “Да, я сделаю это, если у меня появится время“, то считайте вы уже пообещали. Люди воспринимают это как обещание, а не как условие.

3. Научитесь говорить “нет”. Без истерик, без жеманства, с улыбкой глядя в глаза. Другу, коллеге, Папе Римскому. Сразу сказать “нет” гораздо лучше, чем пообещать и не сделать.

4. Не надейтесь, что вам вдруг в конце проекта заплатят или подарят что-то. То, что вы считаете само собой разумеющимся, не все считают таковым.

5. Не делайте тестовых заданий! Их можно делать только, если вы устраиваетесь к Лебедеву, или вы реально крутой профи, а портфолио нет (что странно). Тестовые задания придумали халявщики! Известен случай, когда одна компания несколько лет подряд размещала вакансию с хорошей зарплатой и при этом просила выполнить тестовое задание: сверстать буклет, сделать газету, оформить стенд. Возможно, эта вакансия до сих пор не закрыта.

Так, добавляйте в друзья в Facebook и подписывайтесь на мой телеграм-канал

2525
28 комментариев

Ну я для самообразования регулярно что-то делаю бесплатно.

3
Ответить

Ну да

Ответить

Все описанное явно собрано путем набития шишек да, но это уровень биржи фриланса :)
Если же взять чуть выше то окажется что есть волонтерство, есть работа на репутацию,  бартер.
ТЗ очень часто делается бесплатно, при условии большого объема работ по проекту с проверенным заказчиком. Даже стоимость разработки бывает уменьшается раза в два при условии последующей платной поддержки.

Волонтерство вообще часть протестантской культуры, отношение к нему как к 'бесплатному труду' - одна из причин почему человеку из РФ так сложно влиться в общество в тех же США. 

Ну и тестовые задания ( неожиданно ) делают даже топ-менеджеры и директора, просто они у них не в виде 'напишите алгоритм на листе бумаги' а в виде KPI и испытательного срока. 

2
Ответить

Вы правы и не правы одновременно. Все зависит от контекста. Бывают случаи, когда надо думать про следующий шаг, репутацию имидж и вот это все. Я не делаю работу бесплатно, если меня "по-братски" просят, но при этом я могу сделать её бесплатно, если сам это предложил, на опережение. Иногда так надо.

Про тестовые задания опять же, я когда принимаю дизайнеров в проект или на работу, у меня тестовое задание всегда отличается от деятельности. Например, последний раз, работая в мебельном бизнесе, я давал тестовое задание "сделать афишу ремейка крестного отца для кинотеатров России". Вы не представляете сколько людей с крутыми портфолио оказались очень посредственными. У всего всегда есть две стороны и уж если вы нам даёте совет, вот вам мой: не смотрите на вещи под одним углом, в жизни есть уйма ситуаций, когда надо поступать не так, как вы себе нарисовали. Спасибо за статью

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Набор опыта, волонтерство должно оплачиваться, в тексте я указал что компании набирают волонтеров или скидывают тестовое задание, после ливают. Компании которые готовы с вами работать, будут оплачивать ваше волонтерство или стажировку. 

1
Ответить

Набор опыта - это работа низкого качества и может стоить небольших денег. Например, студентам на стажировке платят низкую зп.

Волонтерство - это стремление вложить свою работу в социально полезное дело. Оплачивается через моральное удовлетворение.

Ответить