Customer Journey Map для B2B и для B2C. В чем различия? Почему нельзя использовать один шаблон под разные продукты?

Customer Journey Map для B2B и для B2C. В чем различия? Почему нельзя использовать один шаблон под разные продукты?

Я обожаю CJM как инструмент. Карта путешествия пользователя помогает проследить вашего клиента с момента возникновения потребности до финальной покупки. И дальше. По сути, этот инструмент за счёт визуализации и детализации становится незаменимым для продактов и маркетологов. И признаюсь, у меня ушло преступно много времени, чтобы освоить его и начать применять адекватно. Несмотря на то, что последние годы я работала с B2B сегментом, первое время я применяла привычные B2C тимплейты, а потом удивлялась “почему оно так криво работает?”.

В чем разница работы в B2C и B2B? Смотрите в простой схеме! 
В чем разница работы в B2C и B2B? Смотрите в простой схеме! 

Эффективность инструмента была совершенно спорная, когда отсутствует понимание, что в B2B пользователи и покупатели не всегда одни и те же люди. Из-за этого у них могут быть совершенно разные мотивы. Да и в целом бизнес как клиент действует совершенно иначе, чем простой советский покупатель.

Пример визуализации CJM для B2B
Пример визуализации CJM для B2B

Давайте поговорим про основные различия в подходе при составлении карты путешествия пользователя с B2B и B2C продуктами.

1.Коллективность принятия решений B2BВ

B2B много участников с разными потребностями и проблемами. Процесс покупки долгий и тщательный, и важны взаимодействия на разных уровнях. Поэтому при прорисовке карты стоит указывать каждого участника процесса.

2. Эмоции B2C

В B2C (в отличие от B2B) путешествия клиентов, как правило, более эмоциональны и личны. Потребители принимают решения о покупке на основе личного вкуса, желания и предполагаемых выгод, часто под влиянием эмоциональных связей. Поэтому стоит учитывать эмоциональные триггеры, такие, как радость, удобство или страх (например, упустить что-то). А вот в B2B такие манипуляции скорее убьют доверие.

Простой пример emotional curve mapped магазима одежды
Простой пример emotional curve mapped магазима одежды

3. Циклы продаж

B2B продажи длинные, иногда занимают месяцы или годы. Это важно учитывать как в экономике так и в CJM - важно учитывать точки контакта на каждом этапе согласования, а также выстраивать отношения с клиентом задолго до момента покупки. В B2C продажи быстрые, поэтому важнее конвертировать интерес в покупку через упрощение процессов.

4. Петли обратной связи

Циклы обратной связи в B2B являются формальными и часто происходят через заранее определенные интервалы или этапы. Напротив, обратная связь B2C более непосредственна и может быть собрана из различных каналов, таких как онлайн-обзоры, взаимодействие в социальных сетях и взаимодействие со службой поддержки клиентов. Это позволяет очень оперативно вносить коррективы в CJM.

Еще один пример визуализации пути пользователя для B2B. За качество извините :). 
Еще один пример визуализации пути пользователя для B2B. За качество извините :). 
11
Начать дискуссию