Как вывести бизнес в digital?

Марина Сафронова
Марина Сафронова

В условиях коронакризиса вопрос выхода в онлайн стал одним из главных для многих предпринимателей. В этой статье разберем, как вывести бизнес в digital и обойти стороной самые популярные грабли.

Что значит «вывести бизнес в digital»?

Диджитализация бизнеса — это разработка цифровых продуктов, которые частично или полностью заменят определенные бизнес-процессы офлайна. Например, это интернет-магазин вместо настоящей витрины, мобильное приложение вместо обработки заявок менеджерами, CRM-система вместо множества таблиц и учетных книг.

Переход в digital позволит оптимизировать расходы, снизить риски, повысить эффективность процессов и за счёт этого увеличить прибыльность бизнеса.

Звучит прекрасно, но на деле не каждое направление можно перевести в онлайн. Ниже мы описали ключевые этапы. Вы можете ориентироваться на них или получить бесплатную консультацию у нас в digital-студии «Искра».

Этап 1. Понять цели, риски и задачи

Гена Волгарев
Гена Волгарев

Для этого вам понадобится:

  1. Анализ бизнес-процессов. Какие есть сейчас? Можно ли полностью или частично перестроить их под digital? Что вам для этого нужно?

  2. Анализ конкурентов. Их успешный и неуспешный опыт по выходу в онлайн. Какая есть статистика?
  3. Расчет рентабельности. Какие вложения потребуются? Через какое время они окупятся и пойдет прибыль? Какой бюджет вы сможете выделить на разработку? Чтобы понять это, нужно построить экономическую модель с финансистом.

Средние чеки на качественную разработку:

  • простой одностраничный сайт — 100-150 тысяч рублей.
  • интернет-магазин, каталог, корпоративный сайт — от 250 тысяч рублей.

Это ориентировочная стоимость работы агентств. При работе с фрилансерами цены могут быть ниже, но появляются дополнительные риски. У региональных студий зачастую цены на том же уровне, что и у фрилансеров в столицах, при этом над проектом работает не один человек, а целая профессиональная команда.

Этап 2. Поиск подрядчиков

Гена Волгарев
Гена Волгарев

Для понимания точной стоимости работ по конкретному проекту нужно отправить запрос разным студиям.

На первой встрече заказчика брифуют, уточняют его цели и ожидания, предлагают оптимальные пути запуска проекта.

Исходя из брифа исполнитель составляет коммерческое предложение, где описывает, как видит поставленную задачу, в какие сроки и за какую стоимость готов её выполнить, в какой последовательности планируются работы.

Чтобы избежать множества проблем в будущем, нужно обратить внимание, какие технологии агентство использует при разработке продукта и организации работы.

Сайты и CRM

Разработчики часто предлагают самописные решения для админпанели сайта или CRM-системы. Это удобно, пока вы сотрудничаете с этим подрядчиком. Но передать такой проект другому исполнителю будет гораздо дольше, дороже и сложнее.

Поэтому выгоднее, когда агентство использует проверенные и универсальные решения: OpenCart, MODX, Bitrix, WordPress.

Мобильные приложения

К разработке мобильных приложений также есть разные подходы:

  • Нативная разработка — создание отдельных приложений под iOS и Android.
  • Разработка с использованием популярных фреймворков, таких как React Native. В этом случае одно приложение компилируется под обе операционные системы.

Фреймворки более предпочтительны, поскольку сокращают процесс разработки в два раза и облегчают техническую поддержку приложения.

После того, как подрядчик выбран, с ним нужно подписать договор.

Этап 3. Заключение контракта

Гена Волгарев
Гена Волгарев

В контракте обратите внимание на пункты, связанные с авторским правом: кому принадлежит интеллектуальная собственность, может ли разработчик тиражировать это решение и на каких условиях.

Авторство, исходный код и дизайн по договору должны принадлежать вам. Сам договор лучше подписывать не сразу на всё, а по этапам работы. Например, сначала только на дизайн, потом на разработку и т.д. Это поможет с меньшими рисками проверить команду в деле.

Первое, на что лучше оформить контракт — дизайн (прототипирование) и техническое задание на разработку. Это две параллельные работы: без условного визуала тяжело описать продукт.

Этап 4. Составление технического задания

Как вывести бизнес в digital?

В ТЗ описываются все функциональные требования к итоговому продукту.

Составление может занимать месяц и более, но времени жалеть не стоит: детально продуманное ТЗ гарантировано уменьшает срок разработки и количество согласований в процессе. Этот документ отдельно подписывается, сшивается и идет дополнительным приложением к договору, имеет полную юридическую силу.

Этап 5. Разработка

Гена Волгарев
Гена Волгарев

На этом этапе необходимо обозначить точки отчетности с конкретными сроками.

Мы в своей работе используем модель SCRUM, где работа разбивается по спринтам. По итогу каждого спринта должен быть результат, который клиент может увидеть. Если готовый проект будет представлен только в конце, очень велик риск, что клиент получит не то, что ожидал в начале.

Наилучший принцип оплаты: 100% предоплата за один этап. Это снижает риски обеих сторон на случай, если один из участников не сможет продолжать работу.

Когда продукт готов, важно его протестировать, только после этого подписывать акт выполненных работ.

На случай, если ошибки разработки проявятся уже после сдачи проекта, агентство должно сохранить гарантийное обслуживание на период от полугода до года. На новые задачи и не зависящие от качества работы агентства изменения гарантия не распространяется.

Что бывает неожиданностью:

  • Техническая поддержка нужна и оплачивается отдельно. Например, мобильное приложение включает много необходимых внешних сервисов: карты, рассылки, серверная часть и т.д. Везде важно отслеживать обновления, проводить мониторинг загрузки и работоспособности приложения, адаптировать его работу под изменения. Нужно обсудить на начальном этапе согласования работы, как всё это будет происходить у вас.
  • Сотрудников нужно обучать работе с CRM. Бывает, что к запуску CRM работать с ней умеет одна менеджер Лида, у которой обед или декрет. Чтобы коллапсов не происходило, необходимо заранее составить инструкцию для всех сотрудников.
  • На сайте должны быть счетчики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Они помогут уже в первый месяц понять эффективность функционала и выстроить план по доработкам. Также можно установить пиксели социальных сетей — они пригодятся, если вы захотите найти посетителей сайта с помощью таргетированной рекламы.

Это были все ключевые этапы по переводу бизнеса в digital. Надеемся, теперь этот путь стал понятнее. Если статья понравилась, пожалуйста, поставьте «+1» и добавьте в закладки!

11
Начать дискуссию