Кастдев Всему Голова: Полное Руководство по Применению этого Метода Исследования ЦА

Однажды, моя девушка спросила меня: «Ром, я буду открывать онлайн-школу французского, но перед этим хочу качественно подготовиться к запуску. За что браться?»

Да, браться можно и нужно много за что. Но одной из важных точек в точке А является глубокий анализ аудитории. За мои годы практики именно кастдевы показали себя наиболее эффективным способом исследования ЦА.

Сегодня мы разберём все аспекты проведения кастдевов от А до Я и обсудим:

  • Преимущества кастдевов как метода исследования аудитории;
  • Все этапы проведения интервью: от поиска участников до анализа собранной информации;
  • И, конечно, чек-листы, полезные таблички и примеры вопросов.

Что такое кастдев и с чем его едят

Из преимуществ данного инструмента я бы точно выделил:

  • Лучшее понимание аудитории (её страстей, болей, потребностей и особенностей каждого подсегмента ЦА);
  • UGC - нередко в качестве представителей ЦА я приглашал именно клиентов клиентов, а сами созвоны записывал на видео. Такой подход подарил бизнесу новый формат контента, ярко выделяющий его среди конкурентов, а самое главное - очень хорошо пробивающий баннерную слепоту у новых лидов. Пример в тг канале @roma_promo :)
  • Проанализировав проведенные кастдевы, мне удалось выделить “язык аудитории” (набор фраз и слов, наиболее часто используемых клиентами, когда они говорят о своих болях и потребностях, описывают продукт или услугу);
  • Повышаем лояльность аудитории, закладываем фундамент комьюнити. Когда клиенты видят (а кто-то еще и напрямую участвует), что бизнес нацелен не только на получение прибыли, но и на реальное улучшение качества жизни людей, то с большой вероятностью посоветуют знакомым или в следующий раз выберут именно его . Люди любят, когда что-то делается не из материальной, но и из чисто человеческих побуждений.

Класс, мы поняли, что кастдевы - это пушка-бомба. Теперь разберемся как к ним подготовиться, провести и упаковать во что-то, что можно затем эффективно использовать.

Готовь кастдевы летом..

1. Собрать базу

В качестве участников кастдева могут быть: ваши клиенты, подписчики, кто хочет купить продукт или услугу (но по каким-то причинам этого еще не сделали), подписчики аккаунтов конкурентов, а можно вообще запустить таргет с опросом конкретно под вашу ца (а затем собрать базу участников). Способов вытащить аудиторию на анализ - миллион, главное - проявить заинтересованность и креативность в этом вопросе. В зависимости от масштабов вашего бизнеса - количество проведенных кастдевов может отличаться. Но давайте обозначим качественный минимум - 5 кастдевов одного сегмента ЦА.

Чтобы не запутаться в собранной базе и статусе каждого из потенциальных кастдевов - я советую вести подобную табличку, куда вы будете заносить новых претендентов и указывать все необходимые детали. Ссылку на такую табличку оставил в своем тг :)

Кастдев Всему Голова: Полное Руководство по Применению этого Метода Исследования ЦА

2. Пригласить на кастдев

Перед тем, как начинать рейд по списку - подготовьте шаблон(-ы) рассылок. Советую на первых этапах выделить 3 отличающихся шаблона, чтобы понять на какой из них аудитория реагирует лучше всего (более склонна отвечать, соглашаться на созвон).

Кастдев Всему Голова: Полное Руководство по Применению этого Метода Исследования ЦА

Знаю, что на этом этапе у многих возникает стеснение, тк речь заходит о том, чтобы писать совершенно незнакомым людям с призывов поучаствовать в подобных мероприятиях. У меня тоже было подобное чувство, но оно быстро исчезло на 2 или 3 день рассылок.

Во многом помогло относиться к этому, как к игре, где нужно проходить уровни: скольким людям напишешь, сколько из них ответят, сколько согласятся прийти и сколько реально дойдут. Вам только нужно учиться проходить эти уровни лучше и лучше, чтобы все больше людей соглашалось на финальный созвон.

Есть несколько способов, чтобы повысить конверсию из рассылки в кастдев:

  • Подчеркнуть ценность кастдева. Я решил поставить именно этот пункт первым, поскольку сильно верю в то, что люди хотят и готовы помогать друг другу, если понимают каким образом их участие может благоприятно сказаться на жизнях других людей.
  • Предложить скидку или другой МАЛЕНЬКИЙ бонус. Не зря я прокричал слово маленький, потому что существует МИФ, что большая скидка или бесплатная услуга замотивируют ЦА участвовать активнее. Отчасти это и правда так. Однако, есть нюансы: с таким подходом вы отчасти обесцениваете продукт в глазах потребителя, а во-вторых, на халяву придет не только ЦА, но и другие желающие. И это однозначно повлияет на чистоту эксперимента. А мы этого не хотим.

3. Подготовиться к кастдеву

В общем случае структуру кастдева можно разделить на следующие блоки:

  • Знакомство, приветствие
  • Цели на покупку, взаимодействие с продуктом
  • Механизм принятия решения о покупке
  • Почему он мой клиент
  • Распределение внимания в интернете

Также стоит обратить внимание, чтобы среди ваших вопросов не было закрытых (те, на которые человек может односложно ответить (да/нет).

Подробную структуру построения вопросов к кастдеву оставил всё в том же тг канале: @roma_promo

4. Провести кастдев

Оптимальное время одного такого созвона составляет 15-30 минут. При таком тайминге людям проще всего подстроить свои планы и принять участие. Важно: заранее предупредите, чтобы во время звонка человек находился в тихом месте с хорошей связью. Иначе вы можете потерять и время, и важные данные.

Вр время интервью стоит следить за тем, чтобы участник не заговаривался на одном вопросе (бывает такое, что один из вопросов вызывает бурю эмоций и желание выговориться. Это, конечно, здорово , но не для других важных вопросов, тк на них может совсем не остаться времени).

А если вы чувствуете, что человек начинает отвечать поверхностно, попробуйте технику 3 почему. Пример из моей практики с выпускными альбомами:

  • Я: Почему вы нас выбрали? Ответ клиента: У вас классные фотки.
  • Я: Почему для вас важно, чтобы были классные фотки? Ответ: Чтобы ребенок остался доволен.
  • Я: А почему для вас важно, чтобы ребенок остался доволен? Ответ: Тогда он почувствует мою любовь и заботу, и альбом будет ассоциироваться с этим в том числе.

5. Упаковать результаты

Я выделил наиболее удобный для себя метод и все интервью проводил по нему. Заключается он в следующем.

Каждый кастдев я сначала записывал на диктофон, а затем тщательно выписывал информацию из него в таблицу в гугл доке. Такая табличка - всегда под рукой, удобна в использовании и не потеряется среди других документов.

Кастдев Всему Голова: Полное Руководство по Применению этого Метода Исследования ЦА

6. Начать применять

И не стоит забывать, что мы проводим кастдевы - не для того чтобы их провести и похвалить себя за выполненный пунктик в чек-листе, а чтобы подчерпнуть важные инсайты о свой ЦА, внедрить их во все сферы бизнеса (контент, маркетинг, продажи) и радоваться новым результатами.

Всё хорошее..только начинается!

На этом наш долгий путь подошел к концу. Уверен, что время прочтения данной статьи как раз сравнимо со временем одного кастдева (так что теперь вы еще лучше понимаете, почему не стоит затягивать).

Пишите в комментариях было ли полезно, применяете ли уже данный метод в практике или пользуетесь альтернативами? Будет очень интересно разогнать эту тему подробнее.

Опрос-оценка количества призывов на тг-канал:
Нормально, материал качественный, призывы оправданы 🤝
Чуть-чуть триггерило, но всё ещё приемлемо 😮‍💨
Готов учинить скандал в комментариях! 😡
Начать дискуссию