Идём на гембу! Или как работа у станка прокачивает бизнес

Гемба — японское слово, которое означает место, где происходит работа и производство. Ходить на гембу — значит, посещать это место и смотреть, как там идут дела у рядовых сотрудников. Кратко про интересное явление гемба-менеджмента

Идём на гембу! Или как работа у станка прокачивает бизнес

Что значит гемба и поход на гембу

👉🏻 Гемба-менеджемент — способ управления, когда руководитель или специалист высокого ранга из другой сферы идёт на позиции рядовых сотрудников и занимается производственной рутиной.

Владелец пиццерии идёт на кухню, чтобы катать тесто вместе с поварами. Хозяйка маникюрного салона своими руками делает маникюр — или сама садится в кресло клиента. Руководитель сети дарк-сторов на день становится курьером.

Это и называется ходить на гембу. Или работать в гембе.

Зачем ходят на гембу

Руководители ходят на гембу, чтобы:

  • Увидеть реальные проблемы. Это и про качество работы — плохое тесто пиццы, неудобные кресла в салоне, грязные пакеты из доставки. И про неудобства работников — слишком жарко на кухне, плохие лампы для сушки лака, дешёвые велосипеды без крыльев.
  • Откопать инсайты. Вещи, которые невозможно рассмотреть и понять из кабинета руководителя. Порой неочевидные решения невозможно принять без выхода на производство и непосредственного контакта с клиентами.
  • Мотивировать сотрудников. Когда топ-менеджер надевает фартук или форму курьера и встаёт «у станка», это вдохновляет сотрудников, уравнивает коллектив и снижает пиетет перед начальством. Если, конечно, руководитель участвует в работе команды на равных, а не стоит над душой и критикует.
  • Собрать решения по улучшениям. При гемба-менеджменте обычно собирают чек-листы качества и находят проблемы, которые надо решить, или процессы, которые следует оптимизировать. То есть выход в гембу подбрасывает решения, что именно надо сделать, чтоб стало лучше.

По итогам гемба-похода у руководителя должен появиться набор идей для улучшений: поставить кондиционеры на жаркой кухне, заменить плохие лампы для сушки лака, добавить удобных подушек в кресла, обновить велопарк курьеров. Иногда гемба помогает найти временное решение и улучшить ситуацию прямо на месте.

☝️ Гемба-менеджмент — часть японской методологии Кайдзен, которая работает по принципу постоянного улучшения работы. Ещё это инструмент из философии бережливого производства Lean

Примеры гемба-походов

  • Toyota

На японских заводах Toyota и родился метод Кайдзен со всеми его инструментами.

Тайичи Оно, основатель системы Toyota Production System, регулярно ходил на гембу, чтобы наблюдать за работой своих сотрудников. Однажды он заметил, что рабочие на конвейерной линии долго достают детали из ящиков и тратят на это много времени — и перепроектировал ящике, чтобы их было проще открывать.

  • Dodo Brands

Гемба-менеджмент — один из инструментов Фёдора Овчинникова, создателя Dodo Brands. В своих пиццериях он регулярно работал на кухне и курьером. Кстати, как и другие работники его компании: разработчики, дизайнеры, юристы тоже крутили тесто и развозили заказы.

  • Фильм «Стажёр»

Героиня Энн Хэтэуей из фильма «Стажёр», основательница суперуспешного и прибыльного онлайн-магазина, отправилась на склад упаковывать посылки и сама отвечала на телефонные звонки клиентов в поддержке. Героиня упоминала, насколько это бесценный опыт — напрямую слышать проблемы и претензии клиентов.

В некоторых бизнесах и с некоторыми продуктами погрузиться в пользовательский опыт чуть сложнее — это часто справедливо для В2В или сложных продуктов. Здесь вариантом гембы может быть практика, когда сотрудники сами регулярно пользуются продуктом компании.

Так что и мы в WEEEK в какой-то степени постоянно ходим на гембу — потому что используем наш сервис и в работе, и в жизни

Ещё про японские способы оптимизации работы и жизни

1313
4 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить
Автор

хм, интересное мнение! А где вы с таким сталкивались, у вас есть примеры? Было бы интересно

Но наверное гемба как инструмент менеджмента хорош в меру, а не на постоянке

Например, в цикле DMAIC это лишь один из 12 шагов, эпизод в огромном цикле анализа ситуации дел на производстве

Так что может вот в вашем примере люди просто используют его как вариант микроменеджмента

Ответить

Боже мой, Декстер! Олскулы аж свело)

1
Ответить