Как я по-приколу изучил питон и скандинавский рунескрипт , внедрив в маркетинговую стратегию гастробара Сморреброд чат-бот.
* Статья частично составлена на основе моей научной статьи со сборника "коммуникационные технологии: социально-экономические и информационные аспекты" за 2024 г.
Сейчас многие кафе и рестораны борются за клиентов, и в Иркутске это особенно заметно. Город привлекает туристов, и с каждым годом их становится всё больше. Поэтому местные заведения стараются завоевать внимание как туристов, так и местных жителей.
Особенно сложно приходится барам и другим питейным заведениям. Из-за ограничений на рекламу алкоголя им сложнее продвигать себя. Поэтому они вынуждены искать креативные и инновационные способы, чтобы выделиться среди конкурентов и завоевать постоянных клиентов.
В этой статье расскажу о том, как гастробар «Сморреброд» использует чат-бот с функцией генератора случайных чисел для привлечения клиентов. «Сморреброд», открывшийся в мае 2017 года, стал популярным среди местных жителей и туристов. Но с ростом числа баров в Иркутске становится сложнее держать уровень популярности, и избегать отток клиентов.
«Сморреброд» находится в среднем ценовом сегменте, поэтому снижение цен или введение акций может только уменьшить доходы. Поэтому, важно привлекать и удерживать лояльных и новых посетителей за счёт атмосферы, качества обслуживания и точного попадания в интересы аудитории.
Маркетинговая стратегия бара уже несколько лет делает ставку на развлекательный контент, личный бренд барменов, а также, репрезентации себя как «единственного скандинавского бара в Иркутске». Эти факторы помогают выделится на фоне конкурентов, привлекать посетителей и стимулировать их к повторным визитам.
В итоге, «развлечение», «образы барменов» и «скандинавская тематика» стали ключевыми элементами УТП «Сморреброда».
Всё это послужило основой идеи для реализации технологии чат-бота в телеграме для гастробара. Бот призван выполнять две функции: развлекательную и стимулирующую продажи.
Развлекательная функция достигается за счет введения посетителей заведения в интерактивную мини-игру, где каждый по очереди получает от чат-бота предсказание на скандинавских рунах. Каждая руна имеет своё значение, перенесенное на контекст бара, каждый текст предсказания написан в юмористической манере и ведёт диалог с пользователем. За счет развлекательного контекста, чат-бот приобретает вирусный эффект, и доступ к нему получают пользователи не только через специальный QR-код на барных картах, но и за счёт шеринга друзьям.
Стимулирующая продажи функция зашифрована в тексте предсказаний и играет роль своеобразных игровых задач, направленных на повышение среднего чека за вечер с одного стола.
На данный момент времени (июль 2024 г.) бот содержит 77 вариантов предсказаний на разные руны, при этом, каждый пользователь имеет возможность прислать свою шутливую интерпретацию руны в социальных сетях гастробара, что по сути является разновидностью UGC-контента, направленного на удовлетворение потребности в самореализации за счёт размещения пользовательских рун в коде чат-бота.
У каждой руны есть минимум 2 интерпретации (развлекательная и мотивирующая), также, некоторые руны выполняют роль «тостовых» рун, предлагающих пользователю произносить тост по разным поводам. При этом, в чат-бот было добавлено 11 рун, придуманных самими пользователями. Доступ к чат-боту осуществляется по специальному QR-коду, ведущему на мультиссылку, предлагающей пользователям перейти в соцсети, либо сразу получить предсказание от чат-бота. QR-код размещен на обороте барной картой с описанием правил игры в «предсказания» и погружающей в контекст тематики заведения.
Теперь самое "вкусно" - статистика! С момента запуска чат-бота, по статистике QR-кода, его просмотрели 1510 раз. Из них 940 человек кликнули именно на чат-бот, что даёт нам 62,25% CTR. Эти данные собраны за период с 17 апреля по 14 мая (когда оригинал статьи публиковался в сборнике).
Таким образом, внедрение чат-бота в маркетинговую стратегию гастробара «Сморреброд» оказалось успешным. Это может стать примером для других заведений в сфере HoReCa, как привлекать и удерживать клиентов.
В будущем планируется обновить базу рун с предсказаниями, добавить мультимедийный контент и внедрить функцию онлайн-бронирования столов, чтобы стимулировать повторное использование бота за пределами заведения.
А теперь немного неформального. Расскажу об идее и её реализации:
Первое. Идея бота пришла внезапно, прямо во время дружеских посиделок и шутливым гаданием на таро. В тот момент пришла мысль: «А что если сделать телеграм-бот с функцией генератора случайных чисел и записанными предсказаниями?»
Второе. За время работы со Сморребродом (сегодня, кстати, исполняется 7 лет нашему плодотворному врастанию друг в друга) я каждый сезон новой барной карты и меню пытаюсь придумать что-то новое в плане дизайна, концепции, иногда названий (когда их не докрутили бармены). Со временем это превратилось в бесконечный марафон без явной черты финиша, но мне это нравится. Каждый раз новый вызов.
Третье. Я никогда не интересовался программированием (тут, наверное, большое моё допущение). Каждый раз, работая над проектами, я просто находил грамотного и хорошего прогера. В этот раз же идея была максимально несерьёзной. Я бы не смог получить бюджета на разработку, ведь идея была в начале максимально «мутной» + я решил себе поставить вызов — разобраться с этим самостоятельно (хотя, если учитывать, что я ещё и преподаю, то у меня есть целое направление программистов, которые могли бы сделать этот чат-бот за сутки, но я хотел перебороть самого себя). В качестве фундаментальной базы я использовал источники, приведённые в подвале статьи, но этого мне было недостаточно. Тогда я просто обратился к нейронке (конкретно был ChatGPT 4-ой модели с общей подпиской). Нейронка помогла собрать и адаптировать код и вообще проконтролировать весь процесс.
Четвёртое. Поскольку в программировании я абсолютный ноль, то не совсем представлял, что нужно для поддержания этого бота в рабочем состоянии. Здесь, кстати, мне также помогла нейронка, которая шаг в шаг описывала, что и как мне делать. По итогу я закупил сервак и запустил проект.
Пятое. Итоговая стоимость идеи вышла в 636 руб. (246 руб. — подписка на ChatGPT 4 модели с общим доступом + 390 руб. первый месяц работы сервака). Соответственно, подсчёт приведён без учёта печати ламинированных меню (они у нас меняются примерно 2 раза за сезон), а также дальнейшей оплаты сервака по месяцам.
ЭПИЛОГ: Да, понимаю, кто-то прочтёт всё и подумает: «Ой, да что тут такого? Простой чат-бот с генератором случайных чисел». Но лично для меня это был новый экспириенс, особый вид удовольствия от того момента, когда всё заработало, и приятное удивление, когда увидел результаты. Поэтому прошу не относиться к этому слишком серьёзно и критично. Всем добра!
Список использованных источников и литературы:
- Документация Telegram: Примеры ботов [Электронный ресурс]: URL: https://tlgrm.ru/docs/bots/samples#c-sharp (14.05.2024)
- Как использовать чат-боты в бизнесе: 5 идей и 5 кейсов [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/services/93850-kak-ispolzovat-chat-boty-vbiznese-5-idey-i-5-keysov (14.05.2024)
- Харрисон М. Как устроен Python. Гид для разработчиков, программистов и интересующихся / М. Харрисон. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 272 с.
- Чат-боты: история, современность и перспективы [Электронный ресурс]: URL: http://w7phone.ru/chat-boty-istoriya-sovremennost-i-perspektivy132460/ (14.05.2024)</i>