Как я по-приколу изучил питон и скандинавский рунескрипт , внедрив в маркетинговую стратегию гастробара Сморреброд чат-бот.

* Статья частично составлена на основе моей научной статьи со сборника "коммуникационные технологии: социально-экономические и информационные аспекты" за 2024 г.

Сейчас многие кафе и рестораны борются за клиентов, и в Иркутске это особенно заметно. Город привлекает туристов, и с каждым годом их становится всё больше. Поэтому местные заведения стараются завоевать внимание как туристов, так и местных жителей.

Особенно сложно приходится барам и другим питейным заведениям. Из-за ограничений на рекламу алкоголя им сложнее продвигать себя. Поэтому они вынуждены искать креативные и инновационные способы, чтобы выделиться среди конкурентов и завоевать постоянных клиентов.

В этой статье расскажу о том, как гастробар «Сморреброд» использует чат-бот с функцией генератора случайных чисел для привлечения клиентов. «Сморреброд», открывшийся в мае 2017 года, стал популярным среди местных жителей и туристов. Но с ростом числа баров в Иркутске становится сложнее держать уровень популярности, и избегать отток клиентов.

«Сморреброд» находится в среднем ценовом сегменте, поэтому снижение цен или введение акций может только уменьшить доходы. Поэтому, важно привлекать и удерживать лояльных и новых посетителей за счёт атмосферы, качества обслуживания и точного попадания в интересы аудитории.

Маркетинговая стратегия бара уже несколько лет делает ставку на развлекательный контент, личный бренд барменов, а также, репрезентации себя как «единственного скандинавского бара в Иркутске». Эти факторы помогают выделится на фоне конкурентов, привлекать посетителей и стимулировать их к повторным визитам.

В итоге, «развлечение», «образы барменов» и «скандинавская тематика» стали ключевыми элементами УТП «Сморреброда».

Всё это послужило основой идеи для реализации технологии чат-бота в телеграме для гастробара. Бот призван выполнять две функции: развлекательную и стимулирующую продажи.

Развлекательная функция достигается за счет введения посетителей заведения в интерактивную мини-игру, где каждый по очереди получает от чат-бота предсказание на скандинавских рунах. Каждая руна имеет своё значение, перенесенное на контекст бара, каждый текст предсказания написан в юмористической манере и ведёт диалог с пользователем. За счет развлекательного контекста, чат-бот приобретает вирусный эффект, и доступ к нему получают пользователи не только через специальный QR-код на барных картах, но и за счёт шеринга друзьям.

Скриншот с "развлекательной", тостовой руной.
Скриншот с "развлекательной", тостовой руной.

Стимулирующая продажи функция зашифрована в тексте предсказаний и играет роль своеобразных игровых задач, направленных на повышение среднего чека за вечер с одного стола.

Скриншот со "стимулирующей" руной.
Скриншот со "стимулирующей" руной.

На данный момент времени (июль 2024 г.) бот содержит 77 вариантов предсказаний на разные руны, при этом, каждый пользователь имеет возможность прислать свою шутливую интерпретацию руны в социальных сетях гастробара, что по сути является разновидностью UGC-контента, направленного на удовлетворение потребности в самореализации за счёт размещения пользовательских рун в коде чат-бота.

У каждой руны есть минимум 2 интерпретации (развлекательная и мотивирующая), также, некоторые руны выполняют роль «тостовых» рун, предлагающих пользователю произносить тост по разным поводам. При этом, в чат-бот было добавлено 11 рун, придуманных самими пользователями. Доступ к чат-боту осуществляется по специальному QR-коду, ведущему на мультиссылку, предлагающей пользователям перейти в соцсети, либо сразу получить предсказание от чат-бота. QR-код размещен на обороте барной картой с описанием правил игры в «предсказания» и погружающей в контекст тематики заведения.

Часть макета барного меню с QR-кодом ведущим на мультиссылку.
Часть макета барного меню с QR-кодом ведущим на мультиссылку.

Теперь самое "вкусно" - статистика! С момента запуска чат-бота, по статистике QR-кода, его просмотрели 1510 раз. Из них 940 человек кликнули именно на чат-бот, что даёт нам 62,25% CTR. Эти данные собраны за период с 17 апреля по 14 мая (когда оригинал статьи публиковался в сборнике).

Скриншот статистики просмотров мультилинка и кликов по кнопке «получить предсказание» со сайта linktr.ee, а также, интерфейс разработанного мультилинка.
Скриншот статистики просмотров мультилинка и кликов по кнопке «получить предсказание» со сайта linktr.ee, а также, интерфейс разработанного мультилинка.

Таким образом, внедрение чат-бота в маркетинговую стратегию гастробара «Сморреброд» оказалось успешным. Это может стать примером для других заведений в сфере HoReCa, как привлекать и удерживать клиентов.

В будущем планируется обновить базу рун с предсказаниями, добавить мультимедийный контент и внедрить функцию онлайн-бронирования столов, чтобы стимулировать повторное использование бота за пределами заведения.

А теперь немного неформального. Расскажу об идее и её реализации:

Первое. Идея бота пришла внезапно, прямо во время дружеских посиделок и шутливым гаданием на таро. В тот момент пришла мысль: «А что если сделать телеграм-бот с функцией генератора случайных чисел и записанными предсказаниями?»

Второе. За время работы со Сморребродом (сегодня, кстати, исполняется 7 лет нашему плодотворному врастанию друг в друга) я каждый сезон новой барной карты и меню пытаюсь придумать что-то новое в плане дизайна, концепции, иногда названий (когда их не докрутили бармены). Со временем это превратилось в бесконечный марафон без явной черты финиша, но мне это нравится. Каждый раз новый вызов.

Третье. Я никогда не интересовался программированием (тут, наверное, большое моё допущение). Каждый раз, работая над проектами, я просто находил грамотного и хорошего прогера. В этот раз же идея была максимально несерьёзной. Я бы не смог получить бюджета на разработку, ведь идея была в начале максимально «мутной» + я решил себе поставить вызов — разобраться с этим самостоятельно (хотя, если учитывать, что я ещё и преподаю, то у меня есть целое направление программистов, которые могли бы сделать этот чат-бот за сутки, но я хотел перебороть самого себя). В качестве фундаментальной базы я использовал источники, приведённые в подвале статьи, но этого мне было недостаточно. Тогда я просто обратился к нейронке (конкретно был ChatGPT 4-ой модели с общей подпиской). Нейронка помогла собрать и адаптировать код и вообще проконтролировать весь процесс.

Четвёртое. Поскольку в программировании я абсолютный ноль, то не совсем представлял, что нужно для поддержания этого бота в рабочем состоянии. Здесь, кстати, мне также помогла нейронка, которая шаг в шаг описывала, что и как мне делать. По итогу я закупил сервак и запустил проект.

Пятое. Итоговая стоимость идеи вышла в 636 руб. (246 руб. — подписка на ChatGPT 4 модели с общим доступом + 390 руб. первый месяц работы сервака). Соответственно, подсчёт приведён без учёта печати ламинированных меню (они у нас меняются примерно 2 раза за сезон), а также дальнейшей оплаты сервака по месяцам.

ЭПИЛОГ: Да, понимаю, кто-то прочтёт всё и подумает: «Ой, да что тут такого? Простой чат-бот с генератором случайных чисел». Но лично для меня это был новый экспириенс, особый вид удовольствия от того момента, когда всё заработало, и приятное удивление, когда увидел результаты. Поэтому прошу не относиться к этому слишком серьёзно и критично. Всем добра!

Список использованных источников и литературы:

  1. Документация Telegram: Примеры ботов [Электронный ресурс]: URL: https://tlgrm.ru/docs/bots/samples#c-sharp (14.05.2024)
  2. Как использовать чат-боты в бизнесе: 5 идей и 5 кейсов [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/services/93850-kak-ispolzovat-chat-boty-vbiznese-5-idey-i-5-keysov (14.05.2024)
  3. Харрисон М. Как устроен Python. Гид для разработчиков, программистов и интересующихся / М. Харрисон. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 272 с.
  4. Чат-боты: история, современность и перспективы [Электронный ресурс]: URL: http://w7phone.ru/chat-boty-istoriya-sovremennost-i-perspektivy132460/ (14.05.2024)</i>
1
Начать дискуссию