Кручу-верчу, или как четыре года доить собственника бизнеса

История начинается со звонка друга с просьбой помочь провести аудит всех активностей по рекламным кампаниям в одной компании. Бизнес четыре года существует и никак не может выбраться из минуса.

Месячный рекламный бюджет 2 млн рублей выделялся на интернет-маркетинг, что-то делается, клиенты приходят. Но чтобы выйти в ноль, постоянно не хватает в среднем 1 млн рублей.

Познакомились с собственником, адекватный мужик в возрасте, помимо этого убыточного бизнеса, есть другой, где он как рыба в воде, и он ему приносит 80% дохода, позволяющего тянуть убыточный бизнес.

Получив все доступы (телефония, коллтрекинг и от всех рекламных площадок), принялись анализировать эффективность рекламных площадок, запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)

С собственником бизнеса у него были доверительные отношения, он ему перечислял деньги по его просьбе без лишних вопросов, надо так надо, отчётности строгой по потраченным деньгам не было.

Ежемесячно маркетолог присылал файлы с расписанными затратами, что куда ушло и что себе за работу он забирает с этих денег 150 тысяч рублей и 8% уходит на налоги (6% УСН + 1% ПФР + 1% снятие с карты). Итого с 2 млн — 1,69 млн чистыми должно было распределяться по рекламным площадкам.

Магия чисел

Присланные отчёты не бились с расходами в рекламных кабинетах («Директ» — 400 тысяч рублей, Adwords — 600 тысяч рублей), в отчетах цифры подгонялись и были на 150–200 тысяч рублей больше.

В процессе выяснилось, что маркетолог на себя завернул всё:

  • SEO — 110 тысяч рублей в месяц.
  • SMM — 50 тысяч рублей в месяц.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей в месяц.
  • Работа с подрядчиком оплата за приведённого клиента (забегу вперёд, мы сюда вернёмся) 250–300 тысяч рублей в месяц.
  • «Яндекс.Карты», Zoon, 2GIS.

После запроса информации о телефонии нам прислали список номеров, их было около 20 штук, все в разнобой с разных ВАТС, («Билайн», «Манго», Comagic)

Коллтрекинг не настроен, на вопрос почему маркетолог дал ответ — он не работает. Мы понимаем, что оценить максимально точно эффективность источников не получится, на протяжении месяца сводили, отслушали более 7000 звонков, взятых за полгода.

Картинка стала вырисовываться, но нас мучал пункт «работа с подрядчиком по привлечению трафика»: отчёт по нему был просто список с номерам телефонов (маркетолог нас пытался убедить, что ребята, с кем он работает, создали тёмную SEO-сеть и оттуда идёт трафик, как они получают телефонные номера, он сам не знает)

Было понимание, что деньги расходуются неэффективно, что маркетолог замешан в темной истории, но наговаривать на него не хотелось без явных каких то доказательств.

Тёмная SEO-сеть, или как продавать свой же трафик собственнику бизнеса

Телефония была организована из сборной солянки, на «Манго» был куплен брендовый номер и на всех ВАТС номера, участвующие в рекламных кампаниях, переадресовывали звонок на брендовый номер. После месяца работы остался один вопрос: что за тёмная SEO-сеть. Как звонки из этой сети приземляются на «Манго»?

Запросили список предыдущего месяца, обнаружили закономерность, что звонки поступают только на брендовый номер, совершили обзвон всех клиентов под предлогом контроля качества обслуживания, особо результата обзвон не давал, так как все называли источник, что нашли в интернете.

Но нам улыбнулась удача, один из клиентов оказался сотрудником компании, а второй назвал источник — «Яндекс.Карты». Бинго! Полезли в историю изменений и обнаружили похожий номер, отличающийся только на одну цифру. Изменён как раз перед нашим аудитом.

Итак, что же это было.

Был куплен второй кабинет в «Манго», там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на «Яндекс.Картах» и Google Maps, дальше оттуда сыпался трафик. Имея доступ к CRM, маркетолог отфильтровывал повторных, а всех остальных предоставлял как новых клиентов с чёрной SEO-сети.

Работы на себя он взвалил много, соответственно, контекст настроил хорошо, а вот SEO, и поддержку сайта, и SMM всё в одно лицо освоить не мог, привлекал за небольшие деньги фрилансеров, ну и результат был сопоставимый с оплатой.

Урон компании:

  • SEO — 110 тысяч рублей.
  • SMM — 50 тысяч рублей.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей.
  • Черная SEO сеть — 250 тысяч рублей.

Итого 440 тысяч х 12 х 4 = 21 120 000 рублей за 4 года работы.

Если вдаваться в подробности: везде по чуть-чуть работа работалась, а с SEO за четыре года SSL-сертификат не куплен даже.

Выводы

Отсутствие контроля — путь в бездну. Один маркетолог в поле не воин. Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу.

6262
80 комментариев

Есть и другой (дополнительный, не основной) вывод: захотел сэкономить на взносах, оформил сотрудника как ИП - не удивляйся, что сотрудник тоже решит на тебе сэкономить, он же ИП и генерирует себе прибавочную стоимость, все по Марксу.

А поставил бы зп не 150 тыс, а 250 тыс и оформил бы как положено - глядишь, хитрован и не стал бы схемы мутить, а работал бы на совесть 

21
Ответить

рассуждение из серии "если бы у чиновников были зарплаты нормальные, они бы не воровали".

без контроля — все херня.

38
Ответить

Собственно каждый волен сам решать как устраиваться. И как распоряжаться выделяющимися на сотрудника деньгами. А судя по истории этот персонаж сам был рад устроиться в качестве ИП и возможно не только этого богатенького Буратино доил, а еще и других.

3
Ответить

Вряд ли маркетолог был не в штате из соображений экономии. На взносы по его ип уходило 160к рублей при зарплате 150 тысяч, эти цифры есть в тексте и это больше зарплатных налогов. 

Ответить

Тяжело читать текст с недостачей запятых и без вычитки. История крутая, вы молодец. Что стало с этим маркетологом потом? Два года давать деньги немалые на реклама в интернете - а что за бизнес?

26
Ответить

Маркетолог покинул компанию с большим скандалом, где он сейчас не известно....

3
Ответить

Наверное маркетолога отправили на дно мексиканского залива:)
Ну если честно таких историй вагон и маленькая тележка.
Лично знаком с владельцем бизнеса рекламный директор которого продолжал покупать ссылки уже тогда когда Яндекс в Минусинск всех отправлял.
Дело кончилось завершением бизнеса. Достаточно крупного

Ответить