Чек-лист по оптимизации приложения для Google Play
Это серия статей, основанных на материалах лекций ASOdesk Академии, где мы затронули все аспекты поисковой оптимизации приложений. В первой статье был вводный урок об основах ASO, а сейчас мы расскажем про особенности работы с Google Play.
Чем оптимизация в Google Play отличается от App Store
Оптимизация приложений в Google Play и App Store — два абсолютно разных процесса.
1. В Google Play нет полей для ключевых слов.
Google анализирует всё текстовое описание, которое есть в Android-приложении. Это не только название, но и краткое описание, длинное описание, а также отзывы, ответы на отзывы и даже название вашего девелоперского аккаунта.
2. Нет возможности использовать брендовые ключевые слова конкурентов.
Apple также запрещает использовать брендовые запросы конкурентов, но многие пренебрегают запретом, поскольку в App Store есть 100 символов, которые никто не видит. В Google Play описание приложения видят все пользователи, поэтому использовать бренды конкурентов невозможно, правообладатель может увидеть и подать жалобу на приложение.
3. Персонализированный поиск.
Google с помощью машинного обучения анализирует поведение пользователей: что ищут, что просматривают, что скачивают, какие приложения есть на телефоне. Поэтому выдача в поиске приложений на каждом Android-устройстве основана на индивидуальной истории. Разница небольшая, между одними и теми же приложениями у разных пользователей может быть различия в 2-3 места, но она существует, в отличие от App Store, где выдача у всех одинаковая.
4. Explore-установки.
Explore — это то, что Google предлагает пользователям скачать на основе их интересов и поиска. В App Store это называется Browse-трафик. C ним важно работать. В некоторых категориях в Google Play из Explore может приходить бóльшая часть трафика, но это зависит от тематики вашего приложения.
Как собрать ключевые слова
Начинаем оптимизацию приложения с семантического ядра. Нам нужно собрать все ключевые запросы, которые релевантны приложению.
Откуда брать данные:
1. ASO-инструменты.
Они здорово помогают сократить время на ручной работе.
2. Логика.
Вспомните все слова, которые могут быть релевантны вашему приложению. Посмотрите, какие есть саджесты (предложения ключевых запросов в окне поиска).
3. Анализ описаний конкурентов.
Анализ конкурентов помогает не только найти новые ключевые слова, но и проанализировать семантические когорты, по которым работает конкурент.
4. Анализ ключевых слов в отзывах.
Отзывы — также отличный источник информации, ведь они также ранжируются Google Play. Можно изучить отзывы конкурентов.
5. Ключевые слова в поиске Google.
Иногда что-то интересное можно найти даже в саджестах поиска Google по картинкам.
Каждый на практике наверняка сможет найти свои лайфхаки по поиску ключевых слов. Смотрите на разные источники, ищите везде.
Как подобрать название и описание
После сбора семантического ядра, вам нужно выбрать самые важные ключевые слова для названия и краткого описания. Это должны быть популярные и релевантные запросы, но не стоит сразу бежать за ключевыми словами с самым большим количеством трафика. Высоко вы по ним с самого начала не подниметесь и останетесь внизу поиска. Подбирайте ключи средней «трафиковости», где меньше конкуренция, а со временем выбирайте более популярные, двигайтесь постепенно шаг за шагом.
Название и краткое описание
На что стоит обратить внимание при выборе названия и краткого описания:
1. В иконке и названии должен быть отражён смысл приложения.
Поисковая выдача и рекомендации (Explore) Google Play построены таким образом, что люди видят только иконку и название приложения. Поэтому в название надо вложить не только ключи, но и смысл приложения. Это нужно для того, чтобы человек сразу понял, что это именно то, что он искал, и приложение отвечает его запросам.
В качестве примера хочу привести катарское такси. Название состоит из бренда (Karwa) и самого важного ключа для этого приложения (Taxi), затем идёт страна, в которой работает это такси-приложение (Qatar). Это важно, потому что на Ближнем Востоке работает всего одна локализация — арабская. Людям из Катара Google Play может предлагать приложения для Бахрейна, Омана и Саудовской Аравии, но им не всё равно, где работают эти приложения. Поэтому важно обозначить страну.
В названии есть ещё один хитрый момент: «Official taxi service». Это дополнение нужно, чтобы два раза использовать слово «taxi» в названии. В App Store это не играло бы роли, но в Google Play всё работает по-другому, и нет однозначного мнения, нужно ли использовать ключи больше одного раза или нет. Однако из практики могу сказать, что неплохо повторить ключевой запрос в названии и в кратком описании.
2. Название эмодзи индексируется.
Если у вас не хватает места на название страны, то можно вставить эмодзи. Все эмодзи имеют свои названия, и они индексируются в Google Play.
3. Ложные запросы не имеют смысла.
Нужно использовать важные и релевантные вашему приложению ключевые слова, но знать меру, чтобы не испортить конверсию приложения. Поэтому не обманывайте пользователей, ключи должны соответствовать тому, что пользователи увидят. Иначе приложение будут удалять, испортится статистика, а это может повлиять на ранжирование.
4. Смысл имеет значение.
Нужен баланс между простым, понятным для пользователей описанием и бессмысленным наполнением ключевыми словами для Google. Поэтому когда пишете краткое описание и название, не забывайте про смысл. Добавьте два-три важных слова и расскажите суть.
Полное описание
1. Повторение ключевых слов.
Есть два основных подхода к тому, сколько раз нужно вставлять ключи в описание: плотность (density) или количество повторений, то есть сколько раз нужно повторить ключевой запрос. По моему опыту, лучше использовать от 3 до 5 повторений, и это обычно совпадает с density 3-5% от текста.
2. Теория начала и окончания описания.
Специалисты спорят, куда лучше вставлять ключи: в начало или в конец. Теория начала и окончания описания утверждает, что лучше всего слова ранжируются среди первых 160 символов и в последних 100 символах. В этом есть смысл даже с точки зрения психологии — в любом докладе мы лучше всего запоминаем начало и конец. Я использую этот подход в работе.
3. Длина описания.
Нет единого мнения по поводу количества знаков в описании. Некоторые ASO-специалисты утверждают, что следует использовать все 4000 знаков, кто-то придерживается мнения, что должно быть столько, сколько нужно. Я предпочитаю вторую методику, обычно выходит где-то 2000, но не меньше 1500. Главное — понятно объяснить человеку начинку приложения и добавить нужные ключевые слова для Google.
4. Разделители, эмодзи, знаки.
Можно выделить основные моменты приложения жирным шрифтом и вставить эмодзи. Пользователи редко полностью читают описание, поэтому когда есть выделения, можно бегло пробежаться глазами по тексту и понять, что есть в приложении. Такое описание будет понятным не только для Google, но и для человека.
5. Контактные данные.
Пользователи привыкли, что в некоторых категориях в описании приложений пишут контактные данные, поэтому ориентируйтесь на стандарты вашей категории.
6. Проверяем в Google Cloud Natural Language.
Проверяем, как Google видит наше приложение. Вставляем текст в Google NL и проверяем, чтобы он имел максимальный «confidence» в релевантной для вас категории или категориях. Помните, что это влияет на Explore-установки. Подробнее о работе с Google NL я рассказал на вебинаре в рамках ASOdesk Академии.
Как подготовить графику для Google Play
Графика для Android-приложения в Google Play отличается от графики для App Store абсолютно всем. Поэтому когда ставите ТЗ дизайнеру, рассматривайте это как отдельный процесс.
Иконка
1. Акцентируем внимание на иконке.
Я считаю, что иконка в Google Play — самое важное. Когда Google предлагает пользователю ваше приложение, он видит только иконку и название. Как я говорил, из Еxplore идёт много трафика, часто больше 50%. Поэтому важно акцентировать внимание на проработке иконки.
2. Анализируем, что есть на рынке.
Вам будет проще создать хорошую иконку, если у вас уже собрано семантическое ядро и вы знаете своих конкурентов, а также другие приложения, которые интересуют ваших пользователей.
Соберите все иконки, которые считаете интересными, в одну большую кучу. Это нужно для наглядности, чтобы понять, что может цеплять глаз больше всего. Так можно выделить идеи, благодаря которым вы улучшите иконку и сделаете её более запоминающейся.
Скриншоты
1. Думаем, что хотим показать.
Не начинайте работу над скриншотами с идеи о том, как сделать красиво. Начинайте с того, что вы хотите сказать своими скриншотами: какое сообщение хотите передать. Проанализируйте, что предлагают конкуренты, и попробуйте сделать то, что отражает ценность вашего приложения.
2. Композиция с иконкой: за и против.
В App Store композиция иконки и скриншотов очень важна, потому что пользователь всё время видит их вместе. В Google Play пользователь чаще всего видит иконку без скриншотов, поэтому не стоит делать на этом упор.
3. Горизонтально или вертикально.
В категории Travel горизонтальные скриншоты в Google Play работают лучше, но в разных категориях по-разному. Тестируйте гипотезы, пробуйте горизонтальные и вертикальные варианты, но главное — доносите ценность приложения в скриншотах.
Отзывы
В App Store к отзывам относятся намного проще, Apple не ищет смысл, не выбирает ключи из отзывов и ваших ответов на них. Google Play же анализирует всё.
1. Использовать ключевики в ответах на отзывы.
Обратите внимание на скриншот ниже. Видно, как аккуратно подобраны ответы, чтобы ключевые слова туда попали. Не нужно в каждом ответе зацикливаться на них, однако если есть возможность, то это отличный вариант для дополнительной индексации.
2. Отвечать быстро — пользователь получает уведомление.
Пользователь получает пуш-уведомление об ответе на отзыв. Уведомление приходит на главный экран в Android-устройстве, поэтому пользователь точно увидит, что вы ответили. Поэтому отвечать желательно как можно быстрее. Это не значит, что если вы будете медленно отвечать, то будете хуже ранжироваться в поиске, просто быстрые ответы помогут вам удержать пользователей.
3. Систематизировать работу с отзывами.
Не забывайте редактировать отзывы, добавляйте теги, информируйте пользователей об изменениях. Например, если пользователь пожаловался на баг, вы можете сначала поблагодарить его за отзыв, а когда пофиксите, сообщить об изменениях в ответе на тот же отзыв.
Придумайте пару десятков шаблонов ответов для разных ситуаций, чтобы минимально изменять их для индивидуального подхода. Это поможет вам быстро реагировать на все отзывы и не ломать голову над тем, что же ответить.
4. Работа с «зафичереными» отзывами.
Проверяйте раз в неделю, какие отзывы у вас находятся наверху. Люди обращают внимание на рейтинг и могут пробежаться по первым отзывам глазами. Будет нехорошо, если отзыв с низкой оценкой окажется наверху. Попросите коллег, знакомых в реакции «yes/no» поставить «no», чтобы отзыв опустился. Контролируйте, чтобы негативные отзывы не вылезали наверх.
Это были базовые советы по оптимизации приложения для Google Play. В следующей статье я подробно расскажу, как сделать описание приложения понятным для Google.