«Многовато будет»: как культура чаевых раскалывает общество

Давать на чай или нет?

«Многовато будет»: как культура чаевых раскалывает общество

Как правило, в России считают, что нормальный размер чаевых — 10% от счета. В Европе этот показатель составляет от 10 до 15%, в США и Канаде — 20-25%. В Японии чаевые в целом не приняты, но иногда их дают авансом. А в ресторанах Китая официанты могут счесть чаевые оскорблением — хотя представители других профессий их берут.

Материал подготовлен автором блога сорванный пуш — там вы найдёте истории о растущих компаниях, трендах в диджитал и не только.

«На чай» как традиция

В Европу традицию оставлять чаевые привезли богатые американские туристы в середине XIX века. В Штатах она на тот момент уже была распространена среди состоятельных граждан. А в 1938 году в США установили первую общенациональную заработную плату — и тут же приняли решение, что эта норма не распространяется на работников, получающих чаевые.

Аналогичная норма сохраняется и сегодня. В ресторанах чаевые нередко включаются в счет — как правило, 10-15%, но предполагается, что посетитель «добьет» эту сумму до привычных 18-20%. Либо указаны проценты, которые посетитель мог бы оставить — и заботливо рассчитана сумма. Расплачиваются обычно картой, так что деньги поступают на счет заведения.

«Многовато будет»: как культура чаевых раскалывает общество

Платить все больше и больше

Общественники такой подход критикуют, поскольку нет возможности узнать, действительно ли работодатель использует чаевые для компенсации заработной платы своих сотрудников. Возникла даже организация One Fair Wage, представители которой требуют отменить норму о возможности установить зарплату ниже минимальной для тех, кто получает «на чай». С ними спорят представители Национальной ассоциации ресторанного бизнеса, апеллируя к тому, что с чаевых, включаемых в счет, взимается подоходный налог и производятся отчисления в фонды соцстрахования. Особенно сильно противостояние обострилось после пандемии.

При этом активисты смотрят на ситуацию не только в контексте ресторанного бизнеса. 35% американцев считают, что культура чаевых «вышла из-под контроля» — их стало слишком много. Платить их принято таксистам, в химчистке, в парикмахерской, грузчикам, горничным в отелях, доставщикам еды, массажистам, татуировщикам. Список постоянно расширяется. Как итог — 2 из 3 американцев негативно относятся к чаевым — но больше 60% их оставляет в тех или иных заведениях.

«Многовато будет»: как культура чаевых раскалывает общество

Споры из-за 10%

Как следует из проведенных опросов, чаще всего россияне оставляют чаевые в ресторанах и кафе, но 43% из них делает это только при идеальном обслуживании. 75% жителей страны относятся к этой практике отрицательно. Любопытно, что чаще всего их оставляют женщины (порядка 40% против 33% у мужчин). Кстати, в 2024 году на 82% вырос уровень чаевых, которые оставляют безналично.

Отмечается также, что, хотя в бизнес-план при открытии ресторана или кафе обычно закладывается заработная плата официанта, собственники и менеджмент заведения оценивают потенциальный уровень чаевых, которые он сможет получать. Бизнес воспринимает такие доходы как способ замотивировать сотрудника на соблюдение более высоких стандартов сервиса.

Включение чаевых в счет в России незаконно. Интернет пестрит многочисленными дискуссиями насчет того, нужно ли их оставлять. Аргументы обычно такие:

«Многовато будет»: как культура чаевых раскалывает общество

Либо такие:

«Многовато будет»: как культура чаевых раскалывает общество

Примерно половина россиян оставляет чаевые в такси, чуть меньше дает их доставщикам еды и парикмахерам.

А вот в соседнем Казахстане включать 10% чаевых в счет разрешено. СМИ отмечают, что в последнее время проблема обострилась — все больше людей отказываются оплачивать пункт «сервис» в чеке. Некоторым возмутительной кажется идея о том, что для передачи чаевых нужен посредник в виде ресторана – люди видят в таком шаге попытку заведений наживаться как за счет посетителей, так и за счет сотрудников.

Оставляете чаевые?
Да, всегда
Нет, никогда
Только при хорошем обслуживании
Только при идеальном обслуживании

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на сорванный пуш — там рассказываю о бизнесах в растущих нишах, трендах в диджитал и не только.

6767
55
11
11
334 комментария

Пока люди не привыкнуть, что чаевые - правило хорошего тона, сервис в стране не изменится. Особенно в регионах. Нагло и по барски говорить, что "они за это деньги получают" - пробив дна, невоспитанность и колхоз.

50
30
20

Я прихожу в кафе и ресторан за услугой, себестоимость которой включает в себя: аренду; коммуналку; зарплаты персонала; расходы на продукты; рекламу; наверное, что-то еще.
При приеме на работу официанты понимают, какой их примерно ждёт объем чаевых. Понимают, что их платят не все — это тупо вопрос статистики. Какие претензии ко мне? Я как потребитель имею право получить точно такое же обслуживание без чаевых, как и тот, кто оставляет кучу чаевых. Ибо это ДОБРОВОЛЬНОЕ дело каждого. Есть закон - в тч о защите прав потребителей.

А аппелировать к тому что «колхоз» не надо. Тут все логично

173

в Японии нормальный сервис, а чаевые давать просто запрещено.
Чаевые это вообще идиотизм какой-то, делают из работника попрошайку. Подаяние надо давать на паперти нищим, убогим и стримерам.

95

Подскажите, я должен оставить чаевые за ваш комментарий? Не хочу прослыть колхозником.

62

Кассирше в пятерочке на чай оставляешь? Или нагло и по барски считаешь, что "она за это деньги получает"?

53

А почему я должен думать о том, сколько получает официант? Прекрасная позиция — владельцы ресторана решили сэкономить на оплате сотрудникам, а крайний получаюсь я.

50

Если обслуживание нормальное — у меня у самого возникает желание побольше оставить. Но недавно пришел в рест на летнюю террасу, мне официантка буквально одолжение делала, что принесла кофе!!! Прямо на лице было написано, что ее бесит, что у меня будет маленький счет (только кофе) и на чай она много не получит - мол кто так делает, те клиенты второго сорта. Чушь полнейшая. Расплатился картой и свалил

42