Digital value биржевых брокеров
Вызовы цифрового мира не обошли такой, казалось бы, консервативный сегмент рынка, как биржевые брокеры. Это очень конкурентное и быстрорастущее поле, где не так давно появился розничный клиент-инвестор. Рост инвестиционных счетов в 2019 году приблизился к 90%, при этом частных инвесторов в России всего около 2%, в Китае, например, уже 11%. Безусловными драйверами отрасли в РФ выступают инфляционная конъюнктура, как следствие – низкие ставки по депозитам; и ИИС с преференциями по налогам.
Если вынести за скобки COVID-кризис, то текущее положение дел позволяет брокерам с оптимизмом смотреть в будущее, но это будущее зависит от скорости и качества тех изменений, которые им предстоит реализовать. И последние несколько лет они все более заметны:
- у многих появились собственные приложения, хотя несколько лет назад возможно было торговать только через сторонние терминалы, например, QUICK;
- важную часть начала занимать образовательная функция и контент для новичков. Основные игроки активно инвестируют в это направление, создавая свои площадки, Youtube-каналы и развивая другие точки контакта с аудиторией;
- огромное внимание уделяется отзывам клиентов в on-line, работе с рекламациями и обратной связью.
Динамика рынка – хороший фундамент, но не гарантия успеха. А барьеров на пути клиентов остается еще много:
- игроки формируют завышенные ожидания у розничного инвестора относительно доходности и, как следствие, их разочарование;
- постфактум информируют о комиссиях за операции. Непрозрачные тарифы – почти стандарт отрасли;
- «расторговывают» инвестора, повышая риски его убытков;
- интерфейсы приложений чаще ориентированы на профессионального трейдера, а не на розничного инвестора. Плохой onboarding затрудняет вход на рынок: открыть инвестиционный счет просто, но ввод капитала и переход к состоянию активного инвестора затруднен;
- не хватает простых инструментов поиска и фильтрации бумаг по названию, а не ISIN. Практически нет фильтров по параметрам;
- часто нельзя узнать реальный финансовый результат по портфелю и получить предварительную оценку его маржи и стоимости операций, например, с заемными средствами.
На возможность компаний поставлять digital-ценность (digital value) своим клиентам может влиять множество факторов: большие временные затраты на исправление дефектов или сокращение технического долга, необходимость поддерживать несколько ветвей кода или версий продукта, сложная или монолитная архитектура приложения, legacy, внутренние политики и процедуры и т.п.
По мере накопления малоценных функций и системных препятствий, все больше бюджета и времени расходуется на их поддержку и преодоление, сокращая емкость команды, доступную для инновационного развития.
В апреле 98% рынка по объемам торгов на бирже делило всего ТОП-15 игроков, но лидеров отличает именно уровень digital value. Брокерам жизненно важно научиться управлять способами поставки клиентам ценности и ее повышением. В комплексе, это является ключевым условием долгосрочного выживания бизнеса.