Как с помощью настолок экономить миллионы на PR и тимбилдинге

Во время пандемии настолки отправляли сотрудникам, чтобы скрасить режим самоизоляции, а сегодня с их помощью онбордят новичков и проводят мозговые штурмы. Рассказываем, какие процессы в компании можно геймифицировать с помощью настолок и почему этот опыт подойдёт не всем.

Как с помощью настолок экономить миллионы на PR и тимбилдинге

Привет! Это команда harsika.

Мы создаём концептуальные бизнес-подарки и мерч. Настолки в этих целях тоже используют. За последние 10 лет они выросли из вычурных сувениров в эффективный инструмент развития корпоративной культуры. В статье расскажем об их эволюции и способах применения в бизнес-процессах.

Cодержание

Какие настолки дарили раньше

15 лет назад, когда мы только открыли агентство, рынок бизнес-подарков был серым. Тендеры никто не проводил, а потенциальные клиенты открыто предлагали делить прибыль в обмен на реализацию проекта. Отголоски 90-х сохранялись не только в подходе к сотрудничеству, но и в продуктах. Тогда каталоги наших конкурентов включали малахитовые кубки с позолоченными ручками, шахматы ручной работы из чёрного дерева, наборы бокалов для виски в шкатулке из натуральной кожи... Не было, разве что, персидских ковров, но и их при желании раздобыли бы.

Поэтому долгое время шахматы и нарды в эксклюзивном исполнении были ведущими настольными играми корпоративного мира. Верхом креативности считалась «Монополия» в дизайне брендбука компании.

Вот пример типичного для того времени VIP-подарка партнёрам по бизнесу. Дорого, красиво, понтово. Сегодня такой тон считается, скорее, пережитком.
Вот пример типичного для того времени VIP-подарка партнёрам по бизнесу. Дорого, красиво, понтово. Сегодня такой тон считается, скорее, пережитком.

Ситуация стала меняться, когда на рынке появилось больше зарубежных игроков. В корпоративной культуре европейских компаний к подаркам относились аккуратнее, некоторые даже вводили ценовой порог в пару сотен долларов. Слишком дорогие подарки расценивали как давление на партнёра, попытку подкупа. Так что, малахитовые шахматы попадали под раздачу. Да и отчитываться за них в налоговую стало заметно сложнее.

Потом ввели тендеры. К эффективности этой системы у владельцев бизнеса до сих пор много вопросов, но нам важно одно: откровенные откаты ушли в прошлое, появилась конкуренция, которая запустила активное расширение ассортимента бизнес-сувениров. Теперь сотрудникам и партнёрам вручали гаджеты, товары для путешествий, интерьерные украшения, текстиль и иногда — новые настолки.

Пандемия как второе дыхание

Режим самоизоляции для многих стал испытанием. Социологи фиксировали массовое недовольство удалённым форматом работы, а демографы — рост числа разводов. Зато продавцы настольных игр в это время заказывали 3-килограммовые сеты роллов и пиццу с колбасными бортиками. Пандемия стала поводом пересмотреть домашний досуг, найти новые способы времяпровождения с семьёй на замкнутой территории. Настолки многих выручали, поэтому бизнес тоже обратил на них внимание.

Мы опасались, что во время пандемии спрос на корпоративные подарки сократится. Так обычно происходит во время серьёзных экономических кризисов. Некоторые компании не выдерживали остановки производства, случались кассовые разрывы. Но спрос не упал, а даже вырос. Клиенты объясняли интерес так: «Если у нас есть деньги на подарки — для всех это должно быть знаком, что мы в порядке. Мы этот кризис переживём и восстановимся. Нужно только подождать».

Екатерина Харсика, основатель агентства
Пазлы, которые мы тогда разрабатывали для Ростелеком.
Пазлы, которые мы тогда разрабатывали для Ростелеком.

В это время игры в жанре бродилок и пазлы пользовались наибольшим спросом. За 2020-21 годы мы создали больше 30 уникальных концептов. Визуалы адаптировали под клиента: заменяли ролевые фигурки, дизайнили игровое поле, использовали на карточках специфическую для клиента терминологию. Мы не изобретали колесо, до нас корпоративные настолки уже делали в других агентствах. Но чем больше команда погружалась в креативный процесс, тем больше появлялось идей, как использовать настолки в повседневной жизни компании, а не только в подарках.

Какие процессы в бизнесе можно превратить в игру

Не всё можно геймифицировать. Игра — это система с четкими координатами. В ней не может быть непредвиденных событий, которые изменят правила, или рисков, которые не были прописаны в игровой механике изначально.

Шахматная пешка может стать ферзём, но ферзь в пешку не превратится никогда. Так что, геймифицировать можно процессы с чёткими и предсказуемыми правилами. То есть, те, которые работают и без игровых механик.

Тут появится резонный вопрос: зачем превращать в игру то, что и так настроено? Ответов несколько:

  • Чтобы снизить сопротивление. Иногда простые задачи не кажутся важными. Сотрудники откладывают их на потом, пока не образуется завал. Так иногда происходит, например, со своевременной передачей документов в бухгалтерию. УПД-шки и акты не принесут, пока главный бухгалтер не напишет всем коллегам гневное письмо с просьбой предоставить оригиналы не позднее даты X. Если сделать своевременную передачу бумаг условием игры, гневных писем из бухгалтерии станет меньше.
  • Чтобы повысить мотивацию. Представьте, что каждому сотруднику отдела продаж нужно провести 15 звонков с клиентами в день, на это отводятся 1,5 часа в рабочем графике. Не каждый звонок длится 10 минут, некоторые занимают всего две, а некоторые — вообще не случаются, потому что клиент в отпуске/на больничном/занят. Тогда прописанные 15 звонков укладываются минут в 40, а оставшееся время тратится на усмотрение сотрудника: кофе, сигареты, скроллинг ленты новостей... Если ввести игровое стимулирование за звонки сверх плана, сотрудники, возможно, выберут из контактной книги еще парочку клиентских номеров. Для бизнеса это выгоднее, чем очередная чашка кофе.
  • Чтобы информация лучше запоминалась. Ассоциативная память — сильнейший тип памяти, потому воспоминания в ней подкреплены эмоциональным опытом. Мы скорее будем ностальгировать по вкусу абрикосового варенья, которое утащили в детстве из-под носа родителей, чем абрикосовое варенье, которое купили на прошлой неделе в магазине, даже если их вкус был совершенно одинаковым. Разница именно в количестве эмоций, а игра — это всегда эмоциональный опыт. Поэтому игры хорошо подходят для обучения.

Игровые механики есть в любой компании. Если разобраться, даже выплата премии — тоже игра, где сотрудник сделал «тройное сальто в воздухе» и заработал для компании больше денег, за что и получил свою долю. Но настольные игры напрямую с деятельностью сотрудников не связаны, за количество пройденных партий денег не доплатят. Поэтому чтобы геймифицировать процессы с помощью настолок, нужно понимать, чем награждать за результаты.

4 варианта геймифицировать рабочий процесс с помощью настолок

Про нематериальную стимуляцию сотрудников написано много статей и бизнес-литературы. Повторять их содержание мы не будем, но подтвердим главное: деньги — не единственная награда за труд. Людям также важны признание коллег, похвала, возможность реализоваться в чём-то помимо работы. Настолки могут с этим помочь. Ниже собрали 5 примеров популярных бизнес-процессов, частью которых могут стать настольные игры.

Идея 1. Тимбилдинг

Задача тимбилдинга в том, чтобы у коллег появился совместный эмоциональный опыт вне рабочих задач. Это помогает снять барьеры в общении, побыть в одной команде с теми, кто вызывает неуверенность. Еще игра помогает разглядеть скрытые таланты тех, кто, обычно, не выделяется. Иногда компании тратят на тимбилдинг несколько миллионов в год, забывая о таком простом и эффективном инструменте, как настолки. На самом деле, не для каждого тимбилдинга нужен командный коуч.

Мы этот опыт испытали сами. Прошлым летом проводили для сотрудников сессию с командным коучем. Те 2 дня совместного общения обошлись нам в 1,5 миллиона, но в коллективе ещё чувствовалась напряжение. Через пару месяцев сотрудники стихийно собрались в офисе поиграть в настолки после работы. Этот опыт сделал всех спокойнее: уже на следующий день те, кто сильно стеснялся проявляться и задавать вопросы, чувствовали себя свободнее со старшими коллегами.

Анастасия, HR команды harsika

Признание — очень сильный нематериальный стимул. Если настолка помогает снять барьеры в общении, то наградой за это становится признание со стороны сильных, авторитетных членов команды. Но важно выбрать такую игру, чтобы механика позволяла выигрывать любому, а не только тем, кто давно и хорошо знает правила.

Идея 2. Онбординг

Онбординг — это адаптация новых сотрудников к рабочим процессам. Вообще, она может быть целиком игровой. Например, квестом, где сотрудник проходит по нужным кабинетам, собирает артефакты и подтверждает у HR-а прохождение на следующий уровень. Но если говорить только о применении настолок, они помогут:

  • выучить важную для работы терминологию
  • запомнить, кто за что отвечает
  • познакомить с основными продуктами компании
  • поддержать HR-бренд

Коллеги из CUSTIS рассказывали, как сделали настолку для онбородинга с карточками сотрудников, которые раскрывали не только их рабочие качества, но и некоторые личные предпочтения: любовь к йоге, любимые жанр музыки или блюдо. Это позволяет новичкам сразу снять «статусные шоры» и разглядеть за каждой должностью обычного человека, который умеет и любит в жизни что-то своё.

Это не соревновательная игра, когда нужно кого-то обогнать и победить. Это — стратегия, где мы вместе ищем решения, находим пути к общей цели — вывести компанию в прибыль.

Цитата из статьи

Идея 3. Генерация идей

Для креативных команд настолки могут быть опорой во время мозговых штурмов. Они стимулируют находить необычные ассоциации и устанавливать неочевидные связи. Для этой цели отлично работает, например, всеми забытая «Эврика», но не только.

Мы создаём концептуальные бизнес-подарки. Концептуальные — значит в них есть стержневая идея, замысел, а не просто красивая упаковка и дорогие ложементы. Чтобы придумать концепцию, мы перебираем разные ассоциации и ищем выражения, которые отразят смысл ёмко и ярко. Для этого приходится играть со словами, перебирать крылатые фразы, адаптировать мемы. Настолки помогают ускориться и найти что-то неочевидное.

Идея 4. PR

Настолки можно в больших количествах вручать не только сотрудникам, но также партнёрам и клиентам компании.

Несколько лет назад Ингосстрах выпустил бродилку в подарок VIP-клиентам. Механика игры простая: игровое поле, пластиковые фигурки, игральная кость, 2 набора карточек с препятствиями и заданиями. Всё как обычно, но содержание карточек связано с важными для компании темами: страхованием, автомобилями, путешествиями. И вот почему:

Выдержка из правил игры
Выдержка из правил игры

Так Ингосстрах обращает внимание игроков на сферы, где интересы банка и его клиентов могут пересекаться. И репутацию поддержать, и количество касаний с ЦА увеличить.

Под занавес

Настолки — не панацея для бизнес-процессов. Это лишь один из способов придать им нестандартное воплощение. Сегодня настолки используют для создания велком-паков, обучающих материалов для сотрудников, для презентации новых продуктов клиентам и партнёрам компании.

Как вы относитесь к применению настолок в бизнес-процессах? Какие из известных вам игр можно применить не только в развлекательных целях?

Для тех, кому некогда рассуждать и надо просто сделать партию настолок — мы на связи.

P.S. У harsika agency давно есть телеграм-канал, который мы пока сливаем, но очень хотим вернуться и рассказывать больше о балансе корпоративного с человеческим. Ваша подписка даст нам стимул возобновить общение!

2828
1010
11
11
11
18 комментариев

Эврика — классная игра

1
Ответить

Да! Мы тоже любим :)

1
Ответить

Интересная идея. Играть любят все. Мозг этому не сопротивляется))

1
Ответить

Обычно, только руководство сопротивляется.
Но недолго 🙃

1
Ответить

Необычная идея, настолки и правда могут скрасить рабочий день и хотя бы на время приглушить монотонность, скуку и обрести мотивацию👍🏻

1
Ответить

Мы убедились на своём опыте! Рады, что вам тоже откликнулось!

1
Ответить

Вы только свои авторские игры делаете или можно, допустим, ту же Монополию или брендированный Коднеймс заказать?

Ответить