Кто вы в бизнесе: Флагман или Снабженец?

Кто вы в бизнесе: Флагман или Снабженец?

Эта статья будет полезна начинающим предпринимателям, кто прямо сейчас занимается разработкой позиционирования своего бренда. Мы поговорим про кастдевы и различные опросы, про здравое отношение к чужим отношениям и про 2 стратегии разработки концепции бренда: Флагман и Снабженец.

Любой опрос — это сбор чужих мнений, отношений к чему-либо. О чем предпринимателю говорят полученные данные? Очень часто — мало о чем, ведь рекомендации и мнения респондентов базируются на субъективных ощущениях, на том, что называется квалиа. Если эти ощущения оказываются вашими единственными данными для разработки позиционирования, то и бренд получится неустойчивым: ведь сегодня вам сказали одно, а завтра скажут другое.

И все же проводить опросы и кастдевы можно и нужно. Далее несколько практических рекомендаций.

1. Кастдев: как не облажаться

Кастдев — это тот самый момент, когда предприниматель с горящими глазами и сердцем пытается получить от респондентов обратную связь по интересующим его вопросам. Прекрасный инструмент, который может стать источником идей и вдохновения для развития или... тоже источником, но инфошума.

Практическая рекомендация: будьте строгими, отберите респондентов, которые действительно соответствуют аватару вашего целевого клиента.

Не спрашивайте у всех подряд. Сильный кастдев начинается с анализа уже существующей аудитории или той, на которую вы хотите выйти. Далее создайте анкету, которая поможет отсечь случайных участников. Например, задайте предварительные вопросы о том, как часто респондент пользуется вашим продуктом или услугой, чтобы убедиться в их релевантности. Дайте в своем обращении к респондентам короткую справку, например: «Этот опрос обращен к начинающим предпринимателям, имеющим собак и высоко оценивающим творчество Шекспира».

2. Квалиа и ловушки восприятия

Важнейший аспект, который стоит учитывать — это квалиа (qualia). Он включает в себя субъективные, внутренние переживания, такие как «красота» цвета или «приятность» вкуса, все категории субъективного чувственного и эмоционального восприятия объектов. То, как ваш клиент воспринимает ваш продукт, во многом определяется его личными квалиа. Например, один человек может находить ваш дизайн великолепным, а другой — вычурным, и оба они будут правы в своих ощущениях. К мнению кого из них вы прислушаетесь? Как выберете?

Практическая рекомендация: сосредоточьтесь на конкретных, измеримых аспектах взаимодействия с продуктом, в которых влияние субъективных квалиа минимизировано.

Например, вместо вопроса «Нравится ли вам наш продукт?» спросите: «Что именно вам нравится в нашем продукте?» или «Как часто вы используете эту функцию?» Такие вопросы помогут вам получить практическую информацию, более объективные данные и учесть их для развития бизнеса.

3. Что такое «эхо-камера» и как ее избежать?

Социальные медиа — золотая жила для маркетологов, однако за сияющими лайками и комментариями скрываются ловушки. Эхо-камера — это когда ваши посты видят и поддерживают только те, кто и так уже фанатеет вашим брендом. Фан-зона фонит и создаёт ложное чувство успеха. И за пределами вашей эхо-камеры бренд может быть неинтересен и неизвестен.

Практическая рекомендация: сегментируйте вашу аудиторию и работайте с разными группами.

Настраивайте таргетированную рекламу на пользователей с различными интересами и демографическими характеристиками, пробуйте, щупайте. Это поможет вам выйти за пределы привычного круга и привлечь новых клиентов.

Так Флагман или Снабженец?

И вот вы собрали ответы и теперь думаете, как их учесть в позиционировании. Глобально этот процесс имеет 2 типа стратегии: «от клиента (Снабженец)» или «из себя (Флагман)». Первый — осторожный, словно прятаться за спиной клиента, угадывать его желания и подстраивать бренд под спрос. Второй — смелый, где вы идете впереди, предлагая свою концепцию, разбивая ледяные границы невозможного и увлекая за собой единомышленников.

Стратегия 1: Позиционирование "от клиента" — Снабженец

Вы проводите опросы, собираете данные, анализируете потребности, подстраиваетесь под желания аудитории, формируете продукт под запрос. Применяете с соблюдением рекомендаций все инструменты, описанные выше. Да, так работает. Но делайте этот выбор осознанно. Признайтесь себе и согласитесь, что проявление индивидуальности вас не интересует, что это бизнес, а не «дело жизни». Отстройка бренда «от клиента» — это стратегия выживания, а не процветания. Дополнительные риски обходят вас стороной, но и шансы на квантовый прорыв тоже проходят мимо.

Стратегия 2: Позиционирование "из себя" — Флагман

Это путь тех, кто способен создавать сильные идеи, концепции. Вы не спрашиваете, чего хочет клиент, а сами диктуете правила. Вы не боитесь, что кто-то не поймет вашу концепцию, а уверенно ищете тех, кто поймет. Строить позиционирование "из себя" — значит, создавать тренды, а не следовать им. Да, это рискованно. Да, это может оказаться очень камерным мероприятием. Но все настоящие бренды-иконы выбрали именно этот путь и этот риск. Поставили во главу угла собственную оригинальную концепцию, идею, а не легкость и скорость монетизации.

Флагманы приводят туда, где клиенты еще не были, но всегда хотели оказаться. Если вы — Флагман или хотите им стать, приходите в мой ТГ канал.

22
3 комментария

Имеет смысл учитывать как мнение клиентов, так и свои собственные идеи при разработке позиционирования

1

точно! И это достойно отдельной статьи. Будет)

слишком много сложных, непонятных слов. хочется попроще)