Что такое валидация идеи стартапа и почему она обязательна

Развитие бизнеса всегда связано с определенными рисками. Уже в первый год своей жизни, большинство стартапов закрываются и чаще всего это происходит из-за отсутствия спроса на их продукт.

Чтобы уменьшить вероятность неудачи, нужно валидировать идею проекта и создать MVP. В этой статье, вы узнаете что такое валидация и как ее провести.

По данным исследования CBInsights, в 42% стартапы проваливались из-за того, что созданный продукт был никому не нужен. Увлекаясь своей идеей, фаундеры решали интересные им проблемы, а не те в которых нуждался рынок.

Главная цель создания стартапа — создание продукта, который нужен людям. При этом, он должен соответствовать и предвосхищать их ожидания.

Проверить востребованность рынка в том или ином продукте, можно через валидацию. При этом, для проектов на pre-seed стадии реализации, это критически важный этап.

Что такое валидация идеи

Многие основатели недостаточно серьезно относятся к подготовке проекта к запуску, из-за чего так быстро проваливаются. Чтобы создать успешный стартап, нужны не только страсть к идее и амбиции, но и доля реализма. Чтобы новый бизнес не увел вас в долговую яму, нужно просто провести первичное тестирование идеи.

Говоря о валидации в экосистеме стартапов, имеют в виду тестирование и проверку жизнеспособности бизнеса. В процессе, доказывают или опровергают гипотезу того, что рынок нуждается в том или ином продукте, а аудитория готова за него платить.

Протестировав свою идею, вы:

  • поймете рынок. Изучите текущую ситуацию в индустрии и, возможно, вы увидите четкий вектор на то, каким должен быть продукт;
  • снизите риск потери ресурсов. Тестирование идеи и запуск MVP — самый бюджетный способ проверить жизнеспособность бизнеса.

Как валидировать бизнес-идею

Протестировать востребованность идеи можно как угодно: от личного общения с потенциальными клиентами до проведения масштабного социологического исследования. Но, при любых обстоятельствах, ваши действия должны соответствовать определенным этапам:

1. Определите концепцию будущего проекта

Прежде чем тестировать идею, определитесь с качествами своего будущего продукта, а именно:

  • Выделите проблему. Перечислите пул актуальных для общества проблем, которые нужно решить здесь и сейчас.
  • Опишите портрет потенциального клиента. Не стоит пытаться охватить весь рынок сразу же. Представьте, кто именно является идеальным клиентом. Дальше, по мере масштабирования стартапа, вы сможете охватывать более широкую аудиторию.
  • Сформируйте список гипотез. Любая идея представляет из себя набор гипотез, например “водителям такси удобней пользоваться мобильным приложением, а не телефонной службой” или “студенты хотят делиться мыслями в коротком формате из 140 символов”.
  • Разработайте ценностное предложение. Несмотря на то, есть ли у вас конкуренты, сосредоточьтесь на том, какие качества продукта будет ценить пользователи. Выпишите список свойств и выгод, которые качественно выделят компанию среди аналогов.

2. Установите конкретные цели

Главная цель валидации — получить доказательство того, что рынок нуждается в определенном продукте. Сформируйте минимальный перечень четких и измеримых целей, которых хотелось бы достичь до окончания исследования, например:

  • позитивные отклики о будущем проекте от 50+ потенциальных клиентов;
  • 5-10 успешных встреч и презентаций;
  • 1-5 успешных предпродаж MVP продукта.

3. Проведите исследование и получите обратную связь

Создайте веб-страницу будущего проекта с формой сбора информации о заинтересованных пользователях, проведите масштабную рассылку опросника или создайте MVP-продукта.

В результате, нужно собрать фидбек со стороны потенциальных потребителей. Это могут быть прямые отзывы или ожидания от будущего продукта.

После окончания работы над исследованием, нужно принять важное решение и определиться с тем, будет ли рентабельно продолжает работу над стартапом. Иногда, после валидации идеи, фаундеры полностью меняют направленность своей основной идеи и приходят к чему-то принципиально новому. Единственное правило — убедиться в том, что в продукте нуждаются и потребители будут готовы за него платить.

Как провести исследование востребованности

Наряду с проверкой идеи, стоит исследовать покупателя и саму индустрию. Есть несколько проверенных способов и подходов к валидации:

Проверка актуальности концепции

Чтобы убедиться в наличии проблемы и проверить гипотезы, можно:

  • Провести онлайн-опрос. Речь идет о сборе объективных отзывов и информации об ожиданиях от продукта. Чем больше и разносторонней выборка опрашиваемых — тем достоверней результат тестирования идеи.

Используйте формы в Google Forms, SurveyMonkey, TypeForm или даже свою страницу в социальных сетях.

  • Проанализировать выдачу в поисковиках по целевому запросу. Проверьте отраслевые платформы и ресурсы, соответствующие темы на форумах или вопросы на Reddit. Так, можно найти как косвенные доказательства бизнес-проблемы, так и контакты потенциальных клиентов.
  • Создать посадочную страницу или блог. Создание сайта - серьезное решение для фаундеров нового проекта, но это надежный вариант для проверки гипотез и экспериментов. При этом, на веб-страницу уже можно будет привлекать аудиторию (как органический трафик, так и платный) и анализировать ее.

Чтобы не тратиться на разработку сайта с нуля, можете воспользоваться конструкторами сайтов (например, WIX, Weebly или Tilda).

Прототипирование

  • Создать презентацию. Существует метод “бумаги и ручки” (когда на листе просто прорисовывают будущий проект). В наше же время, актуальней создать комплексную презентацию и провести своеобразный pitch-deck для потенциальной аудитории. Как вариант, запишите видео-презентацию, детально разъяснив каждую деталь и функционал будущего продукта.
  • Проработать "скетч". За счет этого, вы визуализируете пользовательский интерфейс будущего сайта в мельчайших деталя. Для цифрового прототипирования, можно использовать инструмент Balsamiq.
  • Разработать MVP. Речь о минимально жизнеспособном продукте, в котором будет включен минимально возможный, выверенный набор функций.

Подробней о том, как реализовать подобную демо-версию проекта, читайте в статье по ЭТОЙ ссылке.

Полезные советы от команды Adventures Lab

Наша команда выделила несколько основных нюансов, о которых не стоит забывать как во время валидации идеи, так и после нее:

Монетизируйте идею. Это ожидаемый и логичный сценарий дальнейшего развития проекта. При этом, хорошо если вы запустите предпродажи продукта уже на стадии его разработки.

Помните об адаптивности. Общество меняется и бизнес тоже должен меняться. Подстраивайте идею и проект под реалии окружающего мира. Иногда может даже возникнуть необходимость отказаться от гипотез или кардинально поменять подход к созданию продукта.

Не принимайте близко к сердцу неудачи. Бывает трудно отказаться от своих гипотез и осознать, что разрабатывать продукт будет абсолютно нерентабельно. Если идея не пройдет проверку, лучше воспринять это как ценный опыт и перейти к валидации другого стартапа.

Учтите опыт других предпринимателей. Обращайте внимание на кейсы других компаний, проанализируйте их ошибки и удачные решения. Так, вы получите возможность поучиться и совершенствовать навыки ведения бизнеса.

Валидация поможет избежать скоропостижного провала, но она не устранит все проблемы, с которыми сталкиваются фаундеры в процессе развития проекта. При этом, вы, как минимум, детально изучите рынок и получите бесценный опыт.

Инвестиционная компания Adventures Lab, активно ищет стартапы. Мы поможем инкубировать вашу идею, запустить бизнес и развить его по максимуму. Заявить о своем проекте можно, просто заполнив специальную форму на нашем сайте.

0
3 комментария
Nikolay Kenig

Ок. Моя идея робот каждому. Как проверить востребованно ли это будет?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Khakimov

Всем мы (ентерпринерынасраздери) знаем с пеленок про кастдев, дядю Стива (Бланка, к слову, мама которого из общего, с вами, Советского Союза) и его Райза - "best student mr Blank ever had", все про это говорят, как мантру.

Однажды, после урока я попросил мистера Бланка подписать его книгу "The Four Steps to the Epiphany" - он написал свое любимое get out of the building и с тех пор я ищу истины outside, ищу простой ответ на вопрос как же проверять "актуальность концептов"? Пока тщетно.

"Используйте формы в Google Forms, SurveyMonkey, TypeForm или даже свою страницу в социальных сетях." и такой совет я слышу от многих, все эти миллиардные ВиСи и фаундеры, все эти инноваторы знающие число ПИ и 20 последующих точке цифр, все эти Стенфордцы и ВАЙКомбинаторщики, все дают этот совет. Но мы в 21 веке, в эру ковида, пора что-то придумать получше или попробовать.

Что если мы выдумаем какой-нибдуь Conversations-Based Development, который позволит интервьюировать друг друга лицом в камере (face to face)? Формула - каждый зарегистрированный человек должен пройти 3 интервью, чтобы получить инвайт на проведение своих собственных. Плюсом является заинтересованность получения инвайта для проведения своих интервью, а потом уже система будет работать 1 к 1 - хочется провести 10 интервью, будь добр тоже вложить свои человекочасы (или заинвайть людей, где активный инвайт будет приравниваться к интервью) в общий котел customer developmentа сколько хочешь из него взять.

ps: я уже написал бету, давайте пообщаемся?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Заровная

Опишите, пожалуйста, свой проект в соответствующей форме на сайте Adventures Lab (ссылка приклеплена)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда