Обзор рынка франшиз в России в 2024 году: тенденции и перспективы развития

Обзор рынка франшиз в России в 2024 году: тенденции и перспективы развития

Франчайзинговый бизнес всегда считался менее рискованным, чем стартап, в силу имеющейся готовой бизнес-модели и существенного сокращения маркетинговых затрат. Факторов риска в современной российской экономике – предостаточно, поэтому ожидаемо, что начинающие или расширяющие свой бизнес предприниматели будут особое внимание уделять их минимизации. И – выбирать ведение бизнеса по франшизе.

Однако франшиза франшизе рознь, а сам франчайзинговый рынок подвержен изменениям под влиянием внутрироссийских и международных факторов, следовательно, при выборе конкретного предложения необходимо ознакомиться с рыночными трендами, как уже существующими, так и перспективными.

Рост спроса на приобретение франшиз после замедления рынка в 2022 году сейчас составляет более 57% – и эксперты ожидают, что укрепление положения данной бизнес-модели продолжится. Российские предприниматели всё больше верят в отечественные бренды-франшизы, которых появляется всё больше и больше в разных отраслях и нишах. Кстати, в 2024 году была создана ФраППэ – Ассоциация франчайзинга и партнёрских программ, что должно способствовать регуляции бизнеса подобного рода, в том числе, в правовом и репутационном поле.

Главным преимуществом приобретения франшизы была и остаётся своего рода гарантия успешности бизнеса. Использование готовой бизнес-модели, в случае с крупными франшизами – активное маркетинговое присутствие в информационном пространстве, сразу же сокращающее рекламные расходы молодого бизнеса, отсутствие необходимости «набивать собственные шишки», как это происходит в случае запуска стартапа – всё это и ряд других преимуществ говорят в пользу открытия бизнеса по франшизе.

Тенденции развития франчайзингового рынка в России в 2024 году

Как и на все иные рынки, на рынок франчайзинга в 2024 году наибольшее воздействие оказали международные геополитические события, активно развивающиеся с февраля 2022. В результате введения нескольких пакетов санкций, про которые в России уже снимают комедии, а шутить как начали, так и не прекращают, состав торговых марок существенно изменился на всех отраслевых рынках. Шутки – шутками, но изменения происходят кардинальные.

Некоторые бренды уходили с российской территории, гордо подняв голову и с соответствующими моменту идеологическими высказываниями, другие – с сожалением о финансовых потерях и подсчитывая на ходу грядущие убытки. Зато у российских франчайзинговых проектов появилось широкое поле для активной деятельности, особенно сейчас, когда азиатские франчайзеры пока не вышли массово на российский рынок (и в принципе неизвестно, собираются ли они это делать).

В первую очередь, это коснулось сфер образовательных услуг, туризма, развлечений, а также, традиционно, общественного питания и розничной торговли (как следствие, сопутствующих услуг, например, курьерской доставки и пунктов выдачи заказов). В настоящее время от 90 до 95% франчайзинговых предприятий в стране представлены именно российскими торговыми марками. Эксперты предполагают, что данная тенденция сохранится в обозримом будущем.

Первый тренд – продолжение перераспределения численного состава франшиз в пользу российских брендов.

Интересно, что в связи с созданием некой «замкнутой» экосистемы российского бизнеса, в значительной степени отгороженной от внешнего рынка, получили возможность развития региональные (условно говоря, провинциальные) франшизы. Компании, которые были основаны не в Москве или Санкт-Петербурге, примеряют франчайзинговый формат ведения бизнеса, за счёт чего выходят на рынки соседних регионов и составляют конкуренцию федеральным «столичным» игрокам. Примером может служить сеть розничных магазинов товаров для дома Unit, которая открылась в Иваново и вышла на рынки уже четырёх регионов.

Второй тренд – создание и развитие «нестоличных» франшиз.

Другим важным вектором развития является цифровизация рынков. Применительно к франчайзинговой сфере следует отметить рост популярности новых миробизнесов, связанных с маркетплейсами, сервисами доставки и различными агрегаторами, которые работают, разумеется, через специальные сайты или мобильные приложения.
В данном случае приобретение франшизы включает, кроме стандартного набора франчайзи, доступ к онлайн-сервисам для получения заказов и иной информации. Также данный тренд отразился и на смежных отраслях, например, среди образовательных франшиз особо популярными являются школы программирования – как в очном, так и в онлайн-формате.

Третий тренд – популярность франшиз, связанных с цифровыми технологиями.

Увы, существует и негативная тенденция, а именно – размывание понятия «франчайзинг». К нему начали относить себя (или, по крайней мере, предпринимают попытки отнести) различные сетевые компании, действующие по схеме MLM, а также вендинговые и подобные им «сетки». Суммарно, с учётом таких «самозванцев», в России более трёх тысяч франчайзинговых компаний.
Если же рассматривать только классические франшизы, полноценно соответствующие данному виду бизнеса, то франчайзеров будет почти в три раза меньше – около 1,1 тысячи. В относительном выражении это – менее 0,5% от общего числа коммерческих предприятий в различных организационно-правовой форме, действовавших на начало 2024 года в России.

11
Начать дискуссию