Трекинг и трекеры от А до Я: подробно про лучшую методологию развития бизнеса, стартапов и продуктов, включая Executive трекинг

Лонгрид с кучей кейсов об истории появления и становления трекинга, что такое трекинг, когда он работает и что сделать, чтобы он нанес пользу вашему бизнесу или продукту, а также куда дальше развивается новая профессия.

Дмитрий Торшин, автор материала, создатель Executive трекерства
Дмитрий Торшин, автор материала, создатель Executive трекерства

Скачайте эту статью в виде PDF или электронной книги (epub), чтобы удобно прочитать ее с форматированием и содержанием, вот ссылки:

Внедрение современных методов управления в бизнесе, включая продуктовый подход, всегда является комплексной, сложной задачей. Нужно не только знать разные методологии, их плюсы, минусы и границы эффективного применения, но и верно диагностировать текущее состояние каждой конкретной компании или команды (поставить "диагноз"), чтобы выбрать наиболее подходящую комбинацию правильного "лечения" и помочь.

При этом продуктовый подход - это не единый стандарт, утвержденный на международном уровне, а набор различных практик, объединенных общими идеями и подходами. Он эволюционирует быстрее, чем апробируются на большом числе кейсов те или иные приемы, и часто просто недостаточно "клинических данных", чтобы быть уверенным в эффекте от применении того или иного подхода в конкретной компании.

К счастью, есть решение, как повысить шансы на успех и получить больше результатов.

Решение это - трекинг.

1. Что такое трекинг и почему он работает

1.1. От трекинга до Executive-трекинга

Эксперт - это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности.

Нильс Бор

Во всех языках мира существуют пословицы о "первом блине - комом". Когда ваша организация ступает на путь продуктовой трансформации и внедрения лучших продуктовых практик, совсем не хочется "наломать дров" и наплодить эти самые "комья" вместо блинов.

Проблема отсутствия опыта обычно решается несколькими способами. Можно попробовать "набить все шишки" самому, а можно - привлечь тех, кто уже знает best practices и много раз успешно делал похожие изменения. Именно поэтому для всех сфер бизнеса существуют различные экспертные и консалтинговые услуги.

Продуктовому подходу повезло особенно - не успел он сформироваться в самостоятельную методологию, как появился удивительно эффективный специализированный консалтинг, помогающий быстро и с минимальным количеством ошибок внедрить продуктовые идеи на практике в практически любой бизнес.

Называется такой консалтинг словом трекинг или бизнес-трекинг.

Методология трекинга за 10 с лишним лет прошла путь от поддерживающей механики для стартапов до инструмента комплексного управления продуктовыми направлениями в корпорациях - Executive трекинга. Ваш покорный слуга выкристаллизовал его после многих лет адаптации классического трекинга в средних компаниях и больших корпорациях, таких как Т-Банк (Тинькофф), Сбер, Яндекс, ВТБ, МТС ИТ и еще сотне других.

Чтобы понять, как трекинг работает, подходит ли вашей компании и как правильно найти нужного эксперта - рассмотрим все по порядку.

1.2. Что такое классический трекинг?

Gigachat, прочитав книгу Евгения Калинина «Фокусируйся» (об авторе и книге будет ниже), сформулировал ответ на вопрос в заголовке так (далее - цитата его ответа, выделенная курсивом):

Трекинг — это методология развития бизнеса, разработанная в России и применяемая для работы со стартапами, продуктовыми командами, зрелыми компаниями и корпорациями. Она помогает предпринимателям, руководителям и консультантам фокусироваться на главном, быстро достигать целей и масштабировать бизнес.

Работа трекера начинается с диагностики бизнеса, в ходе которой определяются основные проблемы и ограничения, мешающие развитию. Затем составляется план действий, который регулярно обсуждается на трекшн-митингах. В результате предприниматель или руководитель получает обратную связь по выполненным задачам и может корректировать свои действия.

Алгоритм работы трекера включает следующие этапы:

  1. Диагностика бизнеса: определение основных проблем и ограничений, мешающих развитию.
  2. Построение трекшн-карты: составление плана действий для преодоления выявленных ограничений.
  3. Проведение трекшн-митингов: регулярное обсуждение выполненных задач и корректировка плана действий.
  4. Контроль выполнения задач: отслеживание прогресса по выполнению задач и корректировка плана при необходимости.
  5. Оценка результатов: анализ достигнутых результатов и корректировка стратегии развития бизнеса.

Таким образом, трекинг помогает предпринимателям и руководителям фокусироваться на главном, быстро достигать целей и масштабировать бизнес.

Трекер использует следующие инструменты в своей работе:

  1. Ценностное предложение - инструмент, который помогает определить ценность продукта или услуги для клиента.
  2. Customer development - метод, позволяющий понять потребности и проблемы клиента через интервью и опросы.
  3. Юнит-экономика - метод анализа прибыльности отдельных единиц продукта или услуги.
  4. Методики развития продаж - набор инструментов для увеличения объемов продаж.
  5. Управление продуктом - методы и подходы к созданию и развитию продукта, который будет востребован на рынке.
  6. HADI-цикл проверки гипотез - методика быстрого тестирования новых идей и гипотез.
  7. Планирование спринтов - метод организации работы команды на коротких временных отрезках.
  8. Трекшн-митинги - регулярные встречи с командой или руководителем для обсуждения прогресса и корректировки плана действий.

Чтобы понять, как и почему это работает, нам нужно сделать небольшой экскурс в историю трекинга — увидим, как он сформировался и как работает.

1.3. История появления трекинга

Трекинг (трекерство) появился в 2013 году в Акселераторе ФРИИ, а родоначальником, собравшим его впервые как методологию, стал Евгении Калинин. Несколько лет спустя трекерство стало зрелым, когда методология прошла боевое крещение на сотнях "стартапов". Десяток первых ведущих трекеров (включая, но не ограничиваясь Артемом Азевичем, Олегом Жумахановым, Дмитрием Калаевым, Алексеем Костаревым, Ильей Красинским, Дмитрием Соколовым, Алишером Хасановым (фамилии в алфавитном порядке - прим. автора), а также вашим покорным слугой), регулярно обсуждая и рефлексируя, внедряли и тестировали сотни изменении к методологии на протяжении нескольких лет.

За два-три года результат прохождения акселерации во ФРИИ стал стабильно высоким и предсказуемым: около 70-80% компаний, проходящих программу, достигали бизнес-цели, поставленной на время прохождения акселератора, или хотя бы делали переход на следующую ступень (например, если приходили со штучными продажами - находили модель масштабирования, а если приходили с желанием строить партнерскую сеть - выходили с первыми партнерами).

Методология стала целостной, а ее ядро устаканилось. Об этом можно судить в том числе по тому, что в вышедшей спустя 10 лет книге "Фокусируйся" за авторством Евгении Калинина, он описывает во многом все то же самое, что мы выработали в Акселераторе ФРИИ, хотя количество людей, называющих себя трекерами, с тех пор выросло более чем в 1000 раз!

То время совпало с началом распространения продуктового подхода в самых передовых технологических компаниях России. Однако не все было гладко. Быстро стало понятно, что если назвать проджекта или маркетолога продактом и отправить работать в новой модели "теперь мы проверяем гипотезы", то результат почему-то оказывается не тем, который хотелось бы получить. Иногда это приводило просто к поломке того, что работало. Потому что правильный продуктовый подход требует ориентации всей компании на потребности клиентов (потребителей) и для этого нужно поменять саму ментальную модель построения компании. Очевидно, что большие структуры из-за своей модели работы начинают препятствовать таким серьезным изменениям "снизу", поэтому перестроиться без внешнего воздействия быстро не получается.

Возник вопрос: можно ли применить трекерство к командам внутри корпорации? А к более зрелым стартапам, которые уже имеют миллиардные обороты? А к не технологическим компаниям, но тем, кто хочет производить цифровую трансформацию, внедрять отдельные блоки продуктовых подходов?

Первые эксперименты начались в 2015-2016 годах, а массово - через несколько лет после. Так, в 2015 году я уже реализовывал это в Модульбанке, в 2016 - в КупиКупоне, в 2017 года - в Цифра Брокер (в том время - Freedom Finance), в 2018 - в МТС Банке и т.п. Это были штучные кейсы, но с учетом того, что мои коллеги делали то же самое параллельно, за несколько лет набрались сотни примеров, когда трекерство вышло за пределы акселерации стартапов и вошло в более зрелый и даже не всегда технологический бизнес. Трекеров стали привлекать и иногда нанимать в штат Сбер, МТС, Ростелеком, ВТБ, Газпромнефть и многие-многие другие. Среди передовых технологических, делающих ставку на инновации, стало сложно найти тех, кто не начал внедрять те или иные элементы трекерства и акселерации.

Методология еще немного изменилась, окрепла и расширилась, поскольку проблемы и задачи, решаемые стартапами, отличались от тех, что вставали перед более крупными структурами. Модели корпоративного управления, применяемые в зрелых компаниях, очень ограничивали применение тех или иных подходов, а сама работа велась при общих вводных медленнее и дороже. Кроме того, в корпорациях работали другие по психотипу и моделям мотивации люди, поэтому старые методы, отлично зарекомендовавшие себя в Акселераторе ФРИИ, могли не работать и даже приводить к конфликтам и провалам.

Но адаптированный под более зрелый и крупный бизнес трекинг оказался очень сильным катализатором изменении в правильную сторону. Приходя в компании, где еще только задумывались или начинали эксперименты с продуктами, я нес опыт работы уже с сотней продуктовых команд и сходу видел и знал, что нужно сделать и какие риски нужно предотвратить. Хватало буквально пары часов в неделю на то, чтобы двигать итеративно команды вперед, одновременно обучая их и помогая решать реальные задачи.

Так трекерство, родившись для стартапов, адаптировалось как универсальная методология для бизнеса.

Но что такое трекерство и как оно работает, что настолько эффективно и универсально позволяет компаниям снизить риски при внедрении продуктового подхода, запускать новые продукты и при этом - охватывать компании совершенно разного размера?

1.4. Что лежит в основе методологии трекинга

Если объяснять трекинг без ИИ, то можно сказать, что в основе трекерства лежит множество различных проверенных и доказавших свою эффективность методологии, таких как:

  • Lean Startup;
  • Customer Development;
  • Теория ограничении системы (ТОС);
  • HADI-циклы;
  • юнит-экономика;
  • трекшн-карты и др.
Слайд Акселератора ФРИИ про трекшен-карту, примерно 2016-2017 год
Слайд Акселератора ФРИИ про трекшен-карту, примерно 2016-2017 год

Объединяющими идеями являются две:

  1. Компания строит свои продукты и сервисы вокруг потребителя, потребности и проблемы которого исследуют по методологии Customer Development, а не (с)только вокруг идеи руководителей-чиновников;
  2. Сам процесс построения при этом укладывается в основные идеи и механики Теории ограничении систем (TOC), то есть компания постоянно диагностирует текущие ограничения на пути движения к цели и фокусируется на исправлении самых важных ограничении в моменте. Для этого ведется анализ ситуации, определяются ограничения и проводятся проверки гипотез изменений.

Customer Development и TOC действительно отлично помогают построить успешные продукты и компании. Основной проблемой является сложность их внедрения в процессы работы конкретной компании. Главных сложностей - три:

  1. Эти методологии требуют выстраивания процессов, модели мышления, мотивации и управления в компании по этим методологиям, отличным от "классического" менеджмента. Нужны воля и время на их изменения;
  2. Сотрудникам и руководителям, находясь "внутри" процессов и занимаясь постоянным "тушением пожаров" из-за быстрого роста и изменении в растущем бизнесе, сложно увидеть картину целиком и одновременно в деталях и не расфокусироваться;
  3. Постоянное появление все новых и новых людей в команде еще снижает только достигаемую фокусировку и трекшен.

Именно тут помогает трекер - это человек, который следит за системностью и правильностью применения командой (или всей компанией) методологий, основой которой является постоянное выявление узких мест и выстраивание работы команды с фокусом на их устранение. Его роль по задумке была схожа с ролью SCRUM-мастера, только применительно к коммерческому блоку, а не блоку техническому.

Впрочем, быстро стало понятно, что "базовый" трекинг ограничен в сфере применения и эффективности. Он отлично помогает, давая серьезные улучшения, если в компании еще почти ничего нет, но как только все базовые процессы и навыки в командах появляются, “примитивное” трекерство теряет свою эффективность. Поэтому трекерство по мере взросления самой индустрии стало развиваться дальше.

1.5. Трекерство в компаниях, внедряющих продуктовый подход

Второе дыхание и рост эффективности трекерство обрело, когда включило в себя следующую комбинацию обязанностей бизнес-трекера:

  1. Выстраивание трекером в командах регулярного еженедельного ритма продуктовой работы по аналогии с Agile/Scrum подходами, но применительно к "бизнесу";
  2. Адаптация подхода в каждом случае на основе кейсов, опыта внедрения продуктовых подходов в других командах и компаниях. Для этого трекер постоянно делает разбор возникающих в процессе выстраивания процесса трансформации ошибок и помогает с выработкой системных решений, применимых в этой компании. Отлично помогают кейсы, которые трекер уже видел или знает в других компаниях;
  3. Обучение (передача экспертизы) от трекера команды в том, что выявлялось как "белые пятна". Речь идет о самой разнообразной экспертизе - от понимания ниш рынка до владения инструментами аналитики.

Трекер заполняет белые пятна в знаниях команд и руководства, отвечает на все возникающие по ходу вопросы, помогает оркестрировать и выстраивать процесс продуктовой работы, но передает экспертизу и возвращает ответственность за результат самой команде, чтобы, запустив все это, спокойно отойти в сторону.

Это в корне отличает трекерство от традиционного консалтинга, потому что трекер не решает задачи за команды или за компании, а помогает им выстроить процессы и наити все ответы, научившись делать это дальше самостоятельно.

Трекер дает удочку, а не рыбу.

Таким образом, должно уже стать понятно, почему трекерство лучше всех других подходов помогает во внедрении продуктового подхода организации:

Трекерство зародилось с целью научиться эффективно выстраивать бизнес на базе lean startup, на котором также базируются и все основные идеи продуктового подхода для более крупных компании, а затем многократно эволюционировало и стало мощной многократно апробированной методологией, которая направлена на быстрое и четкое выстраивание продуктового подхода в бизнесе.

Трекер для продуктовой организации или команды выступает в роли тренера, который "правильно ставит" работу на тренажерах, "питание" и прочие привычки, после чего занимающийся не только получает желаемые результаты, но и сам приобретает нужные навыки, чтобы двигаться дальше самостоятельно.

Кейс: в конце 2023 года меня как трекера пригласили в компанию, которая хотела внедрить продуктовый подход для запуска новых продуктов и регулярного обновления старых.

За первый месяц нам удалось выстроить работу продактов в части регулярного еженедельного планирования движения к цели от ограничений и научиться просто делать то, что запланировали (на жаргоне трекеров это называется “починить execution”).

Второй месяц ушел на генерирование хороших гипотез, основанных как на понимании компанией своего рынка, анализе текущих данных, так и на моей экспертизе и насмотренности на разные рынки. Для того, чтобы эти гипотезы удалось сгенерировать, команда осознала необходимость задать и найти ответы на многие вопросы, а чтобы в свою очередь сделать это - научиться нескольким конкретным инструментам продуктовой работы, например, проведению глубинных интервью. Поскольку одно вытекало из другого и обучались они именно тому, что было важно в моменте, эффективность такого обучения была намного выше теоретического классического обучения. Кроме того, я помог им кейсами и своим знанием рынка, что не дало готовых ответов, но навело их на некоторые идеи, которые в последствие продвинули их вперед.

За третий месяц мы совместно проверили 3 гипотезы сегментов пользователей, и одна из них подтвердилась.

На момент написания этих строк они получили первые продажи нового продукта без моего непосредственного участия на основе тех исследований, что мы провели.

Таким образом, всего за три месяца компания получила работающий продуктовый процесс, отдельные новые навыки и экспертизу, а как результат - продвинулась вперед в бизнесе. И дальше смогла продолжить работу уже без меня.

2. Хороший трекинг VS плохой трекинг

2.1. Насмотренность - обязательное условие сильного трекера

В годы, когда мы формировали методологию в Акселераторе ФРИИ, перед нами встала серьезная задача: как массово готовить новых сильных трекеров? Мы провели достаточно много изыскании и экспериментов, чтобы увидеть, что реально сильным трекером становится 1 из 100, при этом самым важным условием для его сильной экспертизы является насмотренность: насколько много примеров, кейсов, продуктовых ситуации он видел и в которых участвовал, как много раз он применял те или иные трекерские приемы, как в паре с уже опытным трекером изучал нюансы использования методологии.

Оказалось, что даже опытный, сильный менеджер, предприниматель, руководитель, который при этом ограничен в своем опыте несколькими компаниями, в которых он строил карьеру или которые запускал сам, не может быть хорошим трекером, пока не наберет определенное количество практического опыта такой работы в паре с более сильным экспертом-трекером. Минимальный срок - полгода-год, и это речь идет о почти ежедневной работе и погружению. Только после этого такой трекер начинает приносить пользу команде, с которой работает, а не заставлять ее выполнять бессмысленные и беспощадные ритуалы ради ритуалов. Реально же сильным он становится только после нескольких лет такой разносторонней работы и сотням кейсов трекерства в личном профайле. И то не всегда: важны, конечно, его изначальные навыки и многие другие черты.

Важно отметить, что насмотренность трекеру нужна скорее на разнообразные кейсы, чем на аналогичные и привязанные именно к вашему рынку или вертикали. Вам может казаться, что в вашем бизнесе столько специфики, что помочь с ним сможет только человек, который до этого двадцать лет работал только в этой индустрии. На самом же деле методологии, которые несет трекер, - универсальны. Я работал и с крупными банками, и с производственными компаниями, и с логистикой, с образовательными и инфобизнесовыми заказчиками. Это было бы просто невозможно, если бы то, что я приносил им, не было универсальным.

2.2. Почему внешний трекер эффективнее внутреннего

Какой вывод можно сделать из того, как рождается сильный трекер?

Трекер не может быть хорошим помощником, если у него нет большой насмотренности и опыта в десятках и сотнях компании. Отсюда следует, что человек, работающий внутри одной компании, не может стать по-настоящему эффективным трекером! Уже просто потому, что он будет видеть очень однобокую историю, частный случаи.

Однако есть и второй очень важный аспект, почему внутренний трекер может не справиться: он - часть системы. На него распространяются и все ее ограничения, и вот почему это плохо.

Во-первых, он боится лишний раз нарушить существующие "правила игры". Будучи внутри, он лишний раз "сглаживает углы", не настаивает там, где это нужно, не транслирует информацию, он учитывает множество аспектов, заставляющих его играть по правилам бюрократии, а не на результат. А роль настоящего трекера - говорить правду в лицо, независимо от того, как устроена субординация и правила, потому что ему важны не погоны и ритуалы, а результаты. И вот тут внутренние трекеры "сдают".

Кейс: руководитель продукта пришел ко мне с проблемой, что не получается понять, что от него хочет руководство. Он готовит свое видение, доносит его своему директору, а тот - руководителю всего блока. Потом по цепочке приходит какой-то ответ. Ответ искажается, решения месяцами не принимаются, что делать - непонятно, страдают все. На мое предложение пойти выше "через голову" и напрямую объяснить последствия непринятия решения вызвало бурю страха и отказа, потому что в обычной структуре это кажется немыслимым.

Тогда я назначил созвон с человеком в середине этой цепочки и объяснил, что из-за его передаточной роли все сломалось. На удивление быстро нам удалось, никого не подставляя, собрать встречу с участниками на всех 3 уровнях и принять все нужные решения.

Почему мне удалось это сделать? Потому что я смотрел на систему и ситуацию извне, со стороны, и преследовал цель получить результат, а не соблюсти статус-кво или принятые нормы коммуникации. Не думаю, что это мог бы сделать человек изнутри.

Во-вторых, внешние трекеры не представляют для руководителей внутри компании угрозы, потому что они не сотрудники компании и не могут "подсидеть", занять их место или помешать в карьере. А трекеры внутренние - могут. Внешние работают с десятком заказчиков одновременно, у них просто нет на это ни сил, ни желания. Внутренние - сотрудники одной компании, полностью зависят от ее и ее правил, настроении начальства, поэтому рассматривают разные варианты карьерного пути.

Кейс: однажды я взаимодействовал в огромной компании с СЕО-1 уровнем. Он застрял на своем уровне развития и не двигался вперед, но при этом не доверял в полной мере HRD, внутренним коучам и другим директорам, которых считал потенциальными претендентами на его позицию. После года разных попыток помочь самостоятельно, HRD подключила меня к работе как внешнего независимого человека, и все сразу сдвинулось с мертвой точки, потому что мы с ним оговорили, что будем, а что не будем выносить с наших встреч. Поскольку я стал единственным высококвалифицированным экспертом в его области в его окружении, который ни на что не претендовал, только со мной он наконец раскрылся и стал задавать и решать все реальные насущные вопросы развития его как руководителя и его подразделения как следствие. Доверие к внешнему человеку оказалось необходимой приправой для его роста!

В-третьих, внешнему трекеру больше доверяют команды, потому что они верят, что это человек из более прогрессивного мира (“Нет пророка в своем отечестве!”). Это искажение, что кто-то извне, наконец, подскажет, что делать, потому что изнутри непонятно, - отличный драйвер установки теплых доверительных отношении между трекером и командой, из-за чего выстраивается более эффективная работа.

Кейс: когда я зашел в одну очень крупную и успешную компанию на рынке, внешне воспринимаемую как безусловного лидера в части продуктовой культуры, то обнаружил, что у руководителей продуктов в этой компании присутствует огромная недостаточность знании о том, как те или иные процессы, модели и решения работают (и почему?) в других компаниях.

Мы сразу начали эффективную предметную работу, которая была обусловлена именно внешним по отношению к этим людям опытом. Для передачи такого опыта, кстати, не нужны детали, важны лишь принципы и обезличенные кейсы, поэтому никакой NDA не нарушается, за чем лично я пристально слежу, поскольку репутация - это важнейший элемент работы для внешнего консультанта.

В-четвертых, внешние трекеры не привязаны к оргструктуре компании, что снимает многие ограничения, обязательно присутствующие при взгляде сотрудниками изнутри, и развязывает им руки на более смелые и нужные изменения.

Кейс: меня пригласили работать с руководителями продуктовых направлении в компанию с десятками тысяч сотрудников.

Первое, что я спросил - какая цель этой работы: помочь достичь локальные цели, вырастить процессы и культуру, а может быть - улучшить процесс создания новых и развития старых продуктов?

Заказчики не смогли однозначно ответить на этот вопрос, что было ожидаемо, поэтому я настоял на личной встрече с вице-президентом, который курирует весь блок. Буквально за несколько минут мы прояснили все вопросы, он был приятно удивлен глубиной и одновременно широтой моего взгляда на проблему, дал свои личный номер и попросил обращаться, если нужно будет менять что-то в самой структуре.

Таким образом, мы начали работать сразу на всех уровнях: руководителей направлении, блоков и раз в пару месяцев - с ним. Это позволило мыслить результатом, а не корпоративными ограничениями, стерло бюрократические барьеры и привело к улучшению всего процесса продуктовой разработки в компании.

Наконец, в-пятых, внешний трекер не подписывается под KPI и ограничениями самой компании, что может сначала показаться минусом. Однако на самом деле это плюс, поскольку он может всегда оспорить то или иное выданное за "данность" и безропотно принимаемое командами внутри компании ограничение.

Кейс: ответ на мой вопрос на первой встрече с компанией “Какая у вас цель?”, вызвал, как это бывает в 90% случаев, жаркую дискуссию. Цель оказалась сформулирована из нескольких частей: и на новый сегмент рынка выйти, и денег на нем заработать, и старое не потерять, и продукт разработать.

Это классическая ошибка смешения реальной цели (ради чего все делается) и стратегических задач, которые нужно решить, чтобы цель была достигнута, при этом задачи как средства достижения могут меняться в процессе, но цель - нет. Не может быть целью разработка нового продукта, он ведь делается для чего-то?

По результатам дискуссии мы пришли к выводу, что цель вообще другая: нам нужно выйти на новый большой сегмент рынка, который станет основным через пару лет, и научиться на нем зарабатывать и расти. А для этого нам нужно, возможно, адаптировать продукт и сделать продажи в этот сегмент, но сами по себе деньги от этого сегмента в этом году целью не являются - они лишь подтверждают, что мы правы.

Но почему команда была согласна на ту первоначальную цель? Потому что руководство компании “спустило” им ее и не хотело слышать, что они “не сделают” (довольно типичная ситуация в наших реалиях). А вот внешнего трекера они послушали (из-за эффекта отвязанности меня как от KPI, независимости от субординации в компании и флере внешнего эксперта-пророка). Поэтому нам удалось цель поменять, команду развернуть, а затем сконцентрироваться на правильных задачах и за два следующих года совершить революцию на их рынке.

Из всего сказанного выше я и делаю свое смелое заявление: хороший трекер должен быть независимым экспертом, то есть - внешним.

А компании, создающие подразделения трекеров, которые изнутри пытаются выполнять эту роль, рожденную и выработанную как роль внешнюю, не добиваются хороших результатов. Безусловно, есть примеры-исключения, но они основаны на отдельных уникальных сильных людях, которые или уже, или, уверен, в скором времени сами покинут свои компании и создадут собственные бизнесы. Компании же, применившие внутренний трекинг, ложно разочаровываются в трекерстве как таковом.

2.3. NDA и трекинг

Все нанимающие внешних трекеров руководители сталкиваются с вопросом безопасности и конфиденциальности. В отличие от обычного штатного сотрудника, отношения с которым жестко регламентированы трудовым договором и внутренними политиками, внешний трекер как раз может быть одновременно в контакте с несколькими конкурирующими компаниями. При этом он видит бизнес-часть, а часто – очень конфиденциальную информацию и коммерческую тайну. Так как же быть?

Во-первых, нельзя забывать, что самый главный актив сильного профессионального, а не случайно забежавшего в профессию трекера, – это его репутация, и он это очень хорошо понимает. Как понимает и то, что из-за этого у него самого есть повышенные риски быть обвиненным в каком-то слитии данных, он под пристальным наблюдением и подозрением. И именно поэтому для вас это серьезно снижает все риски, как минимум до уровня рисков с вашими миддл и топ-менеджерами, а то и еще сильнее.

Во-вторых, методология работы трекера основывается вовсе не на секретных знаниях или решениях конкурентов, которые или устаревают быстрее, чем трекер доберется до аналогичной компании, или и так станут известны, если это действительно что-то важное. Она основана на фундаментальных знаниях подходов и методологий, как в вашей компании правильно выстроить процессы и получить результат. Поэтому мне, как эксперту-трекеру, нет никакого резона рассказывать, что происходит у конкурентов, проблем хватает и у вас самих, причем проблемы эти более насущные для обсуждения и решения с вами.

В-третьих, несмотря на то, что риски невелики, вам обязательно нужно по аналогии с работой с другими подрядчиками подписать NDA. Обычно я сам предлагаю этот документ всем заказчикам, поскольку хочу показать чистоту своих намерений.

Добавлю, что в моем опыте было много ситуаций, когда я одновременно или последовательно работал с несколькими компаниями-конкурентами. Это ни разу не вызвало никакой проблемы или утечки информации.

Гораздо больше я бы переживал за то, что часто конкуренты, которые на самом деле хотят выпытать интересную им секретную информацию, могут действовать через ваших штатных директоров, например, приглашая их на предварительное собеседование. И вот это как раз проверенный известный факт. Так что рисков при работе с трекером, кажется, примерно столько же, сколько и при работе с вашими штатными сотрудниками, а то и меньше.

2.4. Почему сильные трекеры часто не называют себя трекерами

Очень быстро слово "трекер" стало терять свои изначальный смысл, потому что стало казаться, что трекерство - это простая понятная методика, которой может научиться и начать пользоваться каждыи. Из уникального набора методологии, "сакральных знании", которыми владеют единицы, трекинг начал превращаться в "попсу". И, как это всегда происходит, для этого он стал упрощаться.

Действительно, его базовые элементы стали стандартизированы вплоть до инструкции и алгоритмов, которые можно применять хоть в тот же день, когда ты о них узнал. Возникла опасная иллюзия, что "все уже понятно" и "это сможет каждыи". На самом же деле произошла подмена понятии, и сегодня 80-90% процентов "трекеров" не владеют навыками трекерства, а лишь примерно понимают его идеи.

Можно провести аналогию с параллельно начавшим бурно развиваться инфобизнесом в “темной” его версии. Единицы сильных экспертов в своих темах, действительно разбирающихся в том, чему учат, стали копироваться людьми, которые послушали несколько лекции, прочитали пару книг и начали учить других. По цепочке дальше у них стали учиться новые люди, которые и сами дальше "перерабатывали" эти знания и учили следующих. Качество материалов и эффективность того, чему учат, начало драматически падать.

Именно это я считаю основнои причинои, почему сильные трекеры не называют себя трекерами. И по этои же причине, кстати, они никогда не откликаются на тендеры про трекеров.

Но есть и другой аспект:

Сильные трекеры - не только трекеры!

Методология, в которой они работают, использует трекерство только как один из приемов, подходов, одну их методик. Очень часто сильные внешние эксперты-трекеры обладают и другими навыками - от коучинга и менторства до психологии и психотерапии. Они также великолепные методологи, предприниматели, часто хорошо организованные и структурированные люди, успешные во всех аспектах своей жизни.

Кроме того, для внедрения серьезных изменении такие люди могут и должны обладать большим количеством теоретических и практических знании в самых различных областях бизнеса. Это включает:

  • построение команды и ее мотивация продажи;
  • маркетинг;
  • управление проектами;
  • управленческий и финансовый учет;
  • аналитические паттерны и подходы;
  • стратегическое планирование и т.п.

Иными словами, сильный трекер обязательно должен иметь колоссальную насмотренность на кейсы и модели, а следовательно - он не может не знать различные механики, подходы, фреймворки и т.п. в самых разных аспектах бизнеса. И было бы странно, если бы трекер не применял их в своей работе.

Но вот нюанс: трекинг в чистом виде использует только очень небольшой список подобных инструментов, поэтому сильные трекеры автоматически перестают быть только трекерами, оставив это как "входную точку" и более не желая называть себя просто трекерами.

Парадоксальный вывод отсюда в том, что люди, которые называют себя трекерами, скорее всего являются узкоспециализированными на трекинге экспертами, применимость подходов и навыков которых ограничены.

Это не значит, что не нужны обычные трекеры, которые могут помочь с внедрением базовых процессов, привить продуктовым командам привычки и выработать ритуалы. Просто нужно отличать широкопрофильных высококлассных экспертов, которые в том числе владеют трекерством, от людей, которые являются только трекерами, по аналогии с тем, как отличаются практикующие доктора наук нейрохирурги и участковые терапевты в городской поликлинике. В простых случаях терапевт легко исполнит свою роль, тогда как профессор может быть слишком дорогим и занятым, а вот для случаев более комплексных лучше, конечно, найти более высококлассного опытного специалиста.

2.5. Как подобрать трекера

Прежде чем начать перечислять способы и аспекты выбора трекера, обратите еще раз внимание на все мысли, которые написаны выше, и подумайте, искать ли вам трекера в штат или в роли консультанта, должен ли он называться трекером и какими еще качествами он должен обладать. И затем - учтите следующие важные моменты.

Первый - это что трекер становится для компании человеком, который, как врач, видит много того, что обычно стараются скрыть. Поэтому между ним и компанией должен быть выстроен четкий теплый контакт и доверие. Кроме того, трекер должен подойти к трекуемым по психотипу, должна быть "искра" между ними, иначе эффективность значительно снижается.

Второй важный момент связан с тем, что в отличие от, например, психологов, трекерство - более молодое и менее стандартизированное направление, которое все еще во многом напоминает "Дикий Запад", поэтому разброс предложении и того, какие подходы будет применять трекер, будет очень большим. Аналогично не получится и оценить трекеров по каким-то объективным критериям. Подбор трекера в таком случае напоминает обычный процесс рекрутинга нужного вам специалиста высокого уровня (топ-менеджера) со сбором рекомендации, проведением собеседовании, выбором из нескольких кандидатов.

Третий важный момент - это то, что все высококвалифицированные трекеры, как и почти во всех других сферах высокоинтеллектуального труда, пользуются повышенным спросом, поэтому, во-первых, стоят дороже, во-вторых - не тратят время на размещение на всевозможных "аргегаторах" и маркетплейсах, за исключением начала карьеры. Это также совпадает с общими практиками поиска сильных топ-менеджеров, резюме которых редко "лежат на хэдхантере". Их нужно хантить! Методики те же: смотреть выступления, слушать и читать кейсы, собирать рекомендации, выходить на них напрямую.

Наконец, крайне важно устраивать для трекера "испытательный срок". Рекомендую установить его в месяц, потому что по опыту знаю, что за месяц трекер должен хорошо разобраться с вверенным ему продуктовым направлением, его ограничениями и планом действии, сработаться с командой и выработать стратегию, которую сможет внятно объяснить.

И последний совет - как и в случае с другими специалистами, которых мы нанимаем в нашей жизни, от няни до врача, не стоит экономить. Потому что сильные эксперты реально "нарасхват" и если стоимость, которую вам называет трекер, кажется ниже, чем у других, значит следует как минимум насторожиться.

2.6. Эффективны ли трекинговые студии

Нанимать трекеров можно двумя путями: привлекать конкретных экспертов или довериться компании, которая предоставляет команду под ключ. При выборе студии вы полагаетесь на то, что вам дадут хорошо мотивированных трекеров достаточно высокой квалификации и отлаженный процесс обслуживания.

Но давайте разберем логику, по которой определяется стоимость сильного эксперта. Если вы будете работать напрямую с сильным экспертом-трекером, то заплатите достаточно много денег, в пересчете на часы – в разы дороже, чем стоят некоторые руководители в ваших компаниях. Почему? Потому что такие эксперты действительно эффективны и могли бы помочь многим, но у них есть всего 24 часа в сутках. Согласитесь, что было бы странно ожидать, что эксперт по развитию продуктов и бизнеса не будет компенсировать высокий спрос на свои услуги ростом цен на них.

Хорошие эксперты всегда будут стоить дорого, потому что они действительно дорогого стоят. Сильные эксперты-трекеры это знают. И потому не работают в штате или на подряде посредников, так как просто им не по карману.

Сильные трекеры, если бы они работали не напрямую и не на себя, должны были бы стоить еще дороже, иногда в несколько раз, чтобы окупать "административную" надстройку над ними. Но это практически невозможно, потому что их стоимость и так очень высока, покупать еще в 2-3 раза дороже уже никто не будет.

Таким образом, компании-студии вынуждены нанимать экспертов, которые готовы работать в несколько раз дешевле (!), так как или сами не умеют себя продавать, или не способны дать такой результат своей работы, чтобы их пытались переманить для работы напрямую. Получается, что заказчик переплачивает в разы за экспертизу этих людей, но получает "в нагрузку" менеджеров таких обычно менее опытных и менее компетентных трекеров.

Конечно, вам может повезти и вы встретите в таких компаниях “восходящую звезду”. Еще такие компании умеют “играть в тендеры” и договариваться, на что часто не готовы эксперты с очередью из клиентов. Они могут быть удобны многим заказчикам для формальной передачи ответственности или по иным причинам, например, готовности таких студии участвовать в их сложных закупках (чего обычно совершенно не готовы делать простые и так перегруженные работой эксперты высокого класса), поэтому студии существуют и неплохо зарабатывают.

Плохо только тем представителям компании-заказчика, кто хотел получить от этого всего сильных экспертов-трекеров: он тратит много времени, большие бюджеты и получает в лучшем случае посредственных экспертов.

2.7. Пять главных условий успешного трекинга

Мы уже частично упоминали, что внедрение сильных продуктовых навыков и получение бизнес-результатов требует от трекеров работы на разных уровнях, сильно отдаляясь от отдельных продуктовых команд "вверх" по иерархии управления. Но это не единственное условие, чтобы трекинг был эффективен.

Условие № 1: у команд должен быть свой запрос на изменения

Проблема: руководители продуктовых команд, с которыми непосредственно ведется работа, не имеют запроса на помощь трекера. Это похоже на ситуацию с психотерапией: нельзя помочь человеку, который не осознал, что ему нужна помощь.

Почему это проблема: если руководитель продуктовой команды считает себя "самым умным" или боится, чтобы кто-то увидел реальную ситуацию в его команде, он будет саботировать работу, находиться в закрытой позиции подозрительности, формально "сливать" встречи с трекером. К сожалению, поскольку задача трекера помогать, поддерживать и передавать экспертизу, а не принимать решения за трекуемого, поделать в такой ситуации напрямую трекер ничего не может, так как его советы просто останутся без внимания и не будут применяться.

Кейс: Мне довелось работать с большим блоком внутри крупного банка, где работу с трекером поставили "на поток", то есть каждые несколько месяцев отбирался десяток продуктовых команд, и они отправлялись на трекинг. Понимая, что нужен запрос на трекерство со стороны трекуемых, руководство заказчика в обязательном порядке снимало запрос, но на уровень выше - не с самих команд, а с руководства блоков, в которых команды работали. Обеспокоенные отсутствием результатов и рисками руководители готовы были выделять ресурсы, как денежные, так и временные, на трекеров, лишь бы была польза.

Однако ситуация очень четко показала верность условия, что трекинг работает только при наличии запроса со стороны самого трекуемого: те команды, которые жаждали чему-то научиться и что-то найти, получили результаты, применили новые инструменты, научились работать лучше с процессами. Те же, кто не хотел изменении, формально тоже прошли программу трекинга, но реальных изменении добиться не удалось.

С несколькими из таких руководителей, впрочем, компания попрощалась по результатам этой программы, потому что стало понятно их отношение к компании. Это можно считать позитивным побочным эффектом от прихода сильных трекеров: они или помогают внедрить необходимые изменения, или дают четкую фактуру по команде или продактам в еженедельной динамике, показывающую, что людей нужно менять.

Однако решение было найдено: уже в следующей “волне” команд отбор происходил именно со снятием запроса с самих руководителей команд в дополнение к запросам выше. Те команды, у которых не оказалось запроса, не попали в программу, а с жаждущими изменений произошли поистине серьезные трансформации и получены классные результаты. В результате те команды, которые не попали в программу, показали результаты слабее и у них уже на третью волну появился запрос!

Вывод-решение: нужно “подготовить почву” таким образом, чтобы руководители продуктовых команд или направлений самостоятельно захотели помощь трекера. Например, начать работу только с теми подразделениями, где уже есть запрос на помощь, и показать на их примере всем остальным, что внешний трекер принес много пользы, команда серьезно продвинулась вперед. Или можно представить трекера как ограниченный ресурс, которым могут воспользоваться только лучшие команды, и тогда этот искусственный дефицит может подогреть интерес. Трекер может дополнительно к запросу со стороны руководства компании или блока снять личный запрос таких продактов-руководителей, и даже если они будут отличаться - это позволит начать с ними работу от их собственных целей.

Можно придумать и другие решения, но их должно объединять именно то, что работать с трекером нельзя заставлять, нужно делать так, чтобы люди сами этого захотели.

Условие № 2: давать командами полномочия на принятие решений и совершение ошибок

Проблема: команды, от которых ждут роста и развития, не имеют нужных полномочий на принятие решений и действия, а те, кто должны эти решения принимать, этого не делают.

Почему это проблема: команды перестают пытаться что-то изменить, демотивируются, переходя в состояние фатализма. Ждать от таких людей хороших результатов и ответственности не приходится. Трекинг упирается в то же, что и сами команды: нужно решение руководства.

Два кейса, описывающих эту ситуацию:

Кейс 1: руководители большого продукта в крупной компании по запросу генерального директора проработали стратегию трансформации своего продукта, которая позволит серьезно увеличить долю рынка и оторваться от конкурентов, но может занять несколько лет. Такое серьезное изменение курса требовало принятие решения самим генеральным директором, поскольку нужно было выделить много дополнительных ресурсов. Кроме того, команда хотела убедиться, что выработанная ими стратегия совпадает с видением руководства.

Команда безуспешно пыталась несколько месяцев донести до руководителя компании эту стратегию и получить от него "зеленый свет", в том числе по ресурсам, но не получала ни согласования, ни отказа, лишь затягивание принятия каких-либо решении. Время шло, команда была загружена побочными второстепенными задачами, так как не могла самостоятельно выделить нужные денежные ресурсы на развертывание работы, и прогресс фактически остановился.

Трекинг в чистом виде тут, конечно, совершенно не работал, потому что трекать в такой ситуации нужно было генерального директора, который на это, понятное дело, согласен не был. А вот подключение меня как человека, который выступил в роли медиатора и поговорил с ним отдельно, подначив команду сначала подготовить необходимые материалы, помогло. Мне удалось выудить (совсем не трекерскими, скорее психологическими) приемами те моменты, которые мешали принять ему какое-либо решение, ответить на эти вопросы, после чего решение было принято.

Кейс подчеркивает и рассматриваемую нами проблему, и то, что сильный трекер должен выступать не только как трекер, но и как переговорщик, медиатор, человек, который видит картину целиком и чинит ее “в целом”, помогая команде воздействовать на ключевые ограничения вне ее зоны влияния.


Кейс 2: Меня подключили к работе с большой продуктовой командой в конце марта. Первый стандартный вопрос "какая у нас цель" привел к нечеткому ответу, что заставило начать разбираться. Оказалось, команда не знает, какая у нее цель, потому что руководство компании проводит стратегические, форсайт-сессии и прочие громкозвучащие, но слабо помогающие рядовым подразделениям мероприятия аж до июня, и только тогда утверждает для всех (путем "спускания" сверху вниз) цели на этот год (до декабря!). Стоит ли говорить, что лидеры продуктовых команд просто ждут, что им скажут и знают, что в июне им поставят амбициозную цель, которую надо было начинать делать в январе, то есть они с вероятностью, близкой к 100% просто не сделают ее. Это их демотивирует и не позволяет помочь ситуации ни трекеру, ни кому-либо еще.

Вывод-решение: необходимо убедиться, что все решения, которые должны быть приняты руководством, принимаются, то есть что “мячик” действительно на стороне самой команды. Это может помочь сделать сам трекер, но для этого он должен иметь доступ “выше”.

Отличным решением может быть включение самого генерального директора или человека его уровня в процесс трекинга. О том, как это сделать, подробнее описано в разделе об executive-трекинге.

Условие № 3: включать смежные подразделения в процесс трекинга

Проблема: в трекинге находится только продуктовый блок / команда. Остальные подразделения живут “своей жизнью”.

Почему это проблема: во-первых, попытка улучшать продуктовые команды без смежных подразделений приведет к тому, что продуктовая команда не сможет внедрить нужные изменения, так как войдет в конфликт с целями смежных подразделений.

Во-вторых, в случае быстрых изменений и инноваций, которые часто свойственны продуктовым командам, появится проблема, описанная в “Дилемме Инноватора” 1997 года: когда в компании происходит создание чего-то нового, что рушит основы выстроенных процессов, и вся компания, ее процессы и отделы становятся естественным препятствием, которые пытаются сохранить статус-кво в пользу работающих сейчас инструментов, так как новые еще не приносят достаточной выгоды, поэтому мешают другим подразделениям выполнять их цели. В результата попытка внедрения продуктового подхода с трекерами или без надолго вязнет в цепочке бюрократических согласовании.

Три разных кейса, описывающих виды такой проблемы:

Кейс 1: CPO попросил меня помочь его руководителям продуктовых стримов (средний уровень между ним и отдельными продуктовыми командами) в достижении целей следующих нескольких месяцев.

Первый разговор с ними наедине привел прояснил, что цели квартала они сделать не могут, потому что все решения в компании принимаются на уровне операционных подразделении, к которым почему-то относится и маркетинг, а его планы никак не синхронизируются с продуктовым подразделением. Продакты что-то планируют, а операционное подразделение затем неожиданно проводит акцию, которая генерирует учетверенное количество клиентов. Система не справляется, количество жалоб и претензии возрастает в 20 раз, пользователи начинают массово отваливаться, даже те, кто ранее был лояльным ядром аудитории. Все метрики, стоящие как целевые у подразделении продуктов, слетают как при землетрясении в произвольную непредсказуемую сторону.

Чтобы помочь ребятам выполнять их часть, подразделения, на которых нет никакой "управы", хотя бы должны были начать взаимодействовать и сообщать о своих планах. Много раз руководители говорили это своему СРО, однако он отмахивался. Это все привело к полной демотивации сильных продуктовых руководителей под ним и невозможности никак повлиять на ситуацию.

Мое возвращение к CPO принесло новую неожиданность: как только он понял, что я за пару встреч увидел истинную проблему во внутренних политических битвах в компании, то решил мгновенно завершить со мной все контакты, готовый заплатить даже отступные по контракту, лишь бы я не помешал ему в его позиции. Не знаю, правда, зачем он вообще меня звал, возможно, думал, что его люди просто некомпетентны?

Как следствие - компания потеряла всех этих руководителей спустя полгода, потому что они пошли в компании, где их слышали, этого СРО самого уволили, а компания серьезно потеряла в доле рынка.


Кейс 2: для достижения цели продукта его менеджер должен был добиться от отдела маркетинга большого числа качественных лидов. Однако проблема была в том, что отделу маркетинг задачи ставились другим руководителем и все, что мог сделать продакт - это "падать на колени" и просить выдать чуть больше трафика, чего маркетологи делать не хотели, потому что им было гораздо проще отдать трафик в другое подразделение. Их можно было понять: второй продукт был проще и лучше показывал краткосрочные результаты для компании. Любая аргументация продактов про то, что тем самым идет выжигание базы и что краткосрочный эффект снижает долгосрочную выгоду были игнорированы. Тогда продуктовая команда по моей наводке попробовала использовать собственные ресурсы и бюджеты для настройки своей собственной лидогенерации, но была остановлена финансовым контролем.

Сработало другое: мы подняли проблему на уровень руководителей, которые отвечали за результаты всего маркетинга и всех продуктов, чтобы они согласовали правильное распределение квот отдела маркетинга на разные продукты, а также скорректировали цель описанному продукту в сторону более реалистичной. Результат - цели всех продуктов и отдела маркетинга были достигнуты.


Кейс 3: запустили новое продуктовое подразделение с целью поменять модель продаж услуг клиентам на сайте компании. Подразделение логично решило исследовать, что нужно потребителям и что не устраивает их на текущем сайте и в текущем процессе продажи, но столкнулось с запретом службы безопасности на коммуникацию с клиентами, поэтому продакты решили строить все изменения на своей логике и интуиции, и так и сделали бы изменения за несколько месяцев, которые бы ни к чему не привели, если бы не мое подключение, где я показал, как "взломать" такие исследования и найти пользователей не через саму организацию, а интервью провести не от ее лица. После этого стало ясно, что именно нужно делать. Но проект все же закрыли, потому что дальше служба безопасности запретила делать на сайте A/B тесты и прочие эксперименты, так как это потенциально ставило под угрозу все системы. Тут трекинг уже оказался бессилен.

Выводы-решение:

  1. Необходимо синхронизировать цели подразделений, выходящих за рамки самого продукта, и не пытаться решать вопросы только внутри таких продуктовых команд.
  2. Создание рабочих групп на уровне исполнителей не помогает, потому что у команд могут быть разные цели на более высоком уровне. Поэтому при выстраивании правильного продуктового подхода нужно синхронизировать сами цели разных подразделений, и помочь в этом может как раз трекер, особенно если он видит несколько продуктов сразу.
  3. Дополнительным решением будет подключение трекера к трекингу смежных подразделений как отдельных команд со своей целью и задачами.
  4. Наконец, нужно создать среду и условия в компании, в которой продуктовые подразделения смогут сами взаимодействовать с пользователями и делать эксперименты, пусть и не всегда успешные. Это может быть отдельная лаборатория с правами на доступ к клиентской базе для исследований или квота, выделенная каждому продакту на рассылки и контакты с аудиторией, право создавать свои подсайты и т.п.

Условие № 4: развивать сильных, а не тянуть слабых

Проблема: к трекеру отправляют слабых сотрудников и ждут чуда, потому что сильные “и так справятся”. Получается “средняя школа”, где учитель занимается подтягиванием двоечников, а не развитием талантливых ребят, усредняя результаты всего класса.

Почему это проблема: невозможно вырастить чемпионов из посредственности. Напротив, если взять сильных людей с хорошими задатками и верно направить, они могут достичь поистине высочайших результатов. Интуитивно правильное, но по факту часто ошибочное повышенное внимание к слабым, которых “надо дотянуть до хороших результатов” перемещает фокус и ресурсы с сильных на посредственность, что дает очень небольшой прирост.

Правда, трекерство в такой ситуации может помочь, но в другом: реально объективно оценить, какие из команд или их членов действительно профессионально непригодны и необучаемы до нужного уровня, то есть на ком реально можно ставить "крест" и увольнять. Однако нужно помнить, что стоит так сделать один раз и трекеров будут избегать, к ним не будут прислушиваться, будут играть с ними в политику, поэтому это очень опасно.

Мультикейс 1: эта история повторилась со мной в разных компаниях уже около сотни раз. Поэтому это мультикейс, который собирается каждыи раз как под копирку.

Ситуация начинается в момент, когда уже "все пропало": цели не выполнены, бюджеты кончились, сроки прошли, а руководство не знает, что ему делать. Они приглашают внешнего эксперта, который выступает в роли патологоанатома, чтобы он засвидетельствовал смерть команды и невозможность добиться результатов от ее лидера. Это знает команда, заказчик и с первой-второй встречи – трекер. Но решение не принимается, трекера используют как отговорку потянуть время: пришел новый эксперт, надо дать ему время попробовать. Вместо того, чтобы принимать решение о роспуске команды, увольнении людей, в лучшем случае принимается решение "начать поиски замены", чтобы трекер "пока помог текущей что-то делать". Роль трекера тут минимальна и пока не появляется новый лидер в команде польза, которую он наносит, также стремится к нулю.

Кейс 2: сильная компания, по большинству параметров обыгрывающая почти всех своих конкурентов, позвала меня на помощь самым сильных лидерам в ее продуктовой обойме. Ребята показывали отличные результаты и постоянно росли профессионально, именно поэтому руководство предполагало, что они захотят делать это еще лучше. Так и оказалось: во-первых, у всех них был запрос на помощь и разборы ситуаций, обратную связь, во-вторых, они мгновенно впитывали то, что мы обсуждали, применяли и проверяли, двигались еще быстрее и сами были в восторге от происходящего.

В результате моего подключения к сильным ребятам мы смогли перевыполнить самый оптимистичный план, стоявший перед ними, попутно научившись многим новым приемам и создав в их командах серьезные заделы на будущее.

Выводы-решение:

  1. слабые команды нужно отправлять к трекеру на проверку и “второе мнение”, а если подтвердится, что с ними “каши не сваришь” - без промедлений менять.
  2. сильные команды и продактов нужно развивать дальше, подключая к ним сильных трекеров. Как правило, сильные сотрудники сами хотят развиваться, с ними сработают все прочие условия для успешного трекинга, а трекер выступит мощным катализатором их дальнейшего роста.

Условие № 5: быть готовым признавать мертворожденность продукта или идеи

Проблема: компания или ее основатели фиксируются на продукте, который “не взлетает”.

Почему это проблема: любой продукт становится успешным только тогда, когда он востребован рынком и потребителем. Если этого нет, продукт нужно или менять, или закрывать. Попытка навязать миру свое видение “как нужно” проваливается, но на этом можно потерять очень много денег и времени, вместо того, чтобы создать то, что рынку реально нужно и заработать на этом.

Трекер не поможет с мертворожденным продуктом. Эта ситуация встречается одинаково часто и с отдельными стартапами, и с продуктами и новыми направлениями в корпорациях. Она начинается до момента, когда продукт создан, и заключается в том, что в компании принимают решение создать продукт, не исследовав реальную рыночную потребность, чтобы объективно понять, надо ли такой продукт запускать. После первоначальных, часто "притянутых за уши", подтверждении, что рынок и спрос есть, в продукт начинают вкладывать все больше и больше денег, потому что "так решило руководство", и ждут того, что вот-вот сейчас все начнет получаться.

Не очень важно на какой стадии подключат тут трекера, он не является волшебником и продукт, который не востребован рынком, вывести в "плюс" не сможет, потому что объективные рыночные механизмы оказываются сильнее любой экспертизы. Единственное, что он может сделать - это помочь команде найти истинное направление, в которое нужно перефокусировать продукт, то есть сделать pivot. Но это возможно только в случае, когда сам такой pivot в принципе возможен в организации, что часто не так, если проект придумал высокий руководитель, которого никто не может ослушаться.

Кейс: Мне довелось работать с предпринимателем, считающим себя гениальным изобретателем. Он придумал невероятное сочетание виртуальной реальности, электронной коммерции и торговли. Путешествуя по магазину в шлеме виртуальной реальности пользователь мог примерять оцифрованные в 3D платья, аксессуары, строить трехмерные модели себя в разных одеждах, виртуозно "свайпать" на экране подобранные стилистами образы. Все это требовало колоссальных дополнительных затрат на собственно трехмерную съемку предметов одежды, и очень плохо работало на устройствах людей, которые способны были покупать такие люксовые товары, не говоря уже просто о том, что им это не нравилось, так как покупатели люксовых предметов гардероба в том числе покупали все эти улыбки и реверансы от живых продавцов реального бутика.

Несколько месяцев я как трекер пытался помочь им осознать необходимость двигаться от потребностей реальной аудитории, а не фантазии и мечты основателя, но получил вместо этого отзыв как о некомпетентном эксперте, который не смог им помочь реализовать гениальную мечту.

После моего ухода проект, списав много миллионов долларов, закрылся.

Вывод-решение: не концентрироваться на идее, а быть открытым к пониманию того, что любая идея должна быть адаптирована к этому миру подобно тому, как это делается в живой природе, где выживают виды, наиболее приспособленные и адаптируемые к среде. В этом случае трекер поможет вашей продуктовой команде найти правильную форму и достичь ее.

3. Executive-трекинг как комплексная методология для максимального эффекта

3.1. Что такое executive трекерство или executive трекинг

Трекинг, как любой профессиональный инструмент или подход, имеет ограниченное применение. Десятки тысяч компаний, которые прошли через трекинг, позволили выявить основные принципы и условия, при которых трекинг максимально эффективен:

1. Компания и продакты должны быть готовы к приходу трекеров:

  • должен сформироваться запрос на помощь;
  • ситуация должна быть не безнадежной (то есть не должно быть слишком поздно);
  • у продуктовых команд должны быть полномочия и ресурсы действовать, желательно - в роли автономных структур;
  • в продуктовых командах должны работать квалифицированные люди, а лучше - реальные эксперты в продакт-менеджменте, потому что из посредственного специалиста можно сделать неплохого "игрока", а вот из сильного и только из него можно сделать чемпиона;
  • в трекинг должны быть вовлечены не только чисто продуктовые команды, но и смежные, которые выделяют им ресурсы;
  • цели должны быть понятны;
  • должны приниматься, а не затягиваться и замещаться на "политические игры" решения, которые не могут принимать команды продуктов.

2. Трекеры должны быть внешними экспертами с широкой насмотренностью на разные кейсы и ситуации.

3. Трекеры должны сами быть предпринимателями и людьми с большим опытом управления и понимания бизнеса.

Перечень далеко не полный, а для более крупных бизнесов включает еще ряд новых условий и критериев, сводящихся к возможности воздействовать на основные проблемы в бизнесе.

Такой набор критериев резко сужает эффективную применимость трекерства для многих компаний и ситуаций. Действительно, если компания приходит в трекинг без четко сформулированного запроса, или если команда, которая привлекает трекера, не имеет нужных полномочий, трекинг становится затягивающимся мучением для всех участников.

Столкнувшись с этим сотни раз мне удалось понять, что именно нужно делать. Решение вышло из работы как с большими, так и со средними и малыми быстро растущими компаниями, поэтому оно универсально подходит для компаний разного масштаба. Я назвал эту расширяющую классический трекинг методологию “Executive-трекинг” по аналогии с executive коучингом, но имея в основе все же методологию трекинга, а не коучинга. Executive-трекинг - доработанная и расширенная методология трекинга, которая эффективна, даже если в компании сложились не все условия, о которых сказано выше.

Основной идеей Executive-трекинга является работа на нескольких уровнях организационной иерархии компании одновременно, начиная с уровня первого лица, а затем добавляя новые уровни, не убирая старые; а еще одним объектом для трекинга становится компания “в целом”.

Под первым лицом здесь понимается не всегда генеральный директор или президент компании. Чаще это руководитель большого блока или направления, имеющий достаточно полномочии, чтобы распоряжаться бюджетами, принимать решения по организационной структуре, целям. Конечно, в идеале он реально должен быть первым лицом, к тому же возглавляющим совет директоров, но не обязательно, если у него хватит внутренней политической воли и силы начать серьезные изменения со своего большого подразделения.

В отличие от обычного трекера, сосредоточенного в большинстве случаев на конкретном продукте, задаче или человеке, Executive-трекер видит ситуацию в нескольких измерениях и с нескольких точек зрения одновременно: и “сверху вниз” (глазами первого лица), и “снизу вверх” (глазами конкретных продуктовых или иных команд), и все промежуточные и дополнительные уровни и разрезы, и со стороны на компанию в целом.

Соответственно, в одной компании Executive-трекер ведет несколько трекингов одновременно:

  • трекинг первого лица;
  • трекинг бизнес-целей в целом;
  • трекинг отдельных (продуктовых) команд;
  • трекинг процессов;
  • трекинг компании как единой структуры.

Все эти блоки взаимосвязаны, поэтому еще одной плоскостью работы executive-трекинга является трекинг всей этой системы взаимосвязей самой по себе.

Ограничения на каждом уровне устраняются по тем же принципам, по которым обычный трекинг действует применительно к отдельной команде, то есть определяются ключевые ограничения, выдвигаются гипотезы по их устранению и проводятся эксперименты.

Имея доступ к первому лицу, executive-трекер начинает устранять системные ограничения, которые видны только с разных уровней, выступая в роли ключевого архитектора необходимых изменений.

Таким образом, executive-трекер оркестрирует изменения на разных уровнях в компании. Например, он видит, что какие-то продуктовые команды еще не готовы к изменениям и подключению к этому трекинга, но что их развитие является критически важным для развития бизнеса в целом. Тогда executive-трекер вместе с первым лицом выдвигают и проверяют гипотезы, как и что нужно поменять в компании и ее структуре, чтобы нужные команды оказались готовы к изменениям.

Executive-трекинг улучшает бизнес и компанию одновременно в общем и в частности, при этом каждый раз executive-трекер выбирает в качестве следующей точки роста на каждом уровне самую важную и имеющую наибольший потенциал.

Executive-трекинг эффективно работает потому, что он постепенно устраняет все ограничения, из-за которых не работает обычный трекинг, и создает необходимые условия. При этом это не последовательная, а параллельная деятельность.

В отличие от обычного трекинга, executive-трекинг для успеха требует на старте, по большому счету, всего одно условие: вовлечение в процесс “первого лица” с готовностью меняться.

Все неслучайно: "рыба гниет с головы". Корпоративные правила игры, культура тоже задаются лидером-руководителем. Если начинать большую трансформацию или просто улучшать уже существующие продуктовые процессы "снизу", то ничего не получится. А если сверху - результаты мультиплицируются на всю команду. Но делать это тоже нужно не в отрыве от реальности.

Кейс: руководитель огромной корпоративной структуры с сотней миллиардов выручки пригласил меня пригласил помочь обновить, модернизировать и сделать компанию более эффективной. Как и все подобные “махины”, она в целом работала, но в понимании каждого отдельного элемента была чудовищно неэффективна и неповоротлива, обросла огромным количеством устаревших ограничений, из-за чего стала отставать от веяний рынка. Великолепным стало именно то, что ее руководитель был амбициозен в части желания выстроить именно лидера рынка, и очень интересовался современными подходами, был готов задавать вопросы и слышать, а не прикрываться статусом “начальства”. Но не видел ситуации в деталях, был ослеплен тем, что в больших структурах правда редко поднимается вверх (так как никто не хочет рапортовать о неудачах), и понимал это, поэтому и позвал меня.

Первые 2-3 месяца мы занимались только трекерством его и стоящих перед ним как руководителем компании бизнес-целей. Нам удалось поработать над целью, стратегией, его видением ограничений и основных точек роста. Мы определили, какие из подразделений требуют моего первостепенного погружения, и перешли на второй этап работы.

Каждую неделю мы синхронизировались на полчаса-час с ним, а еще несколько встреч я проводил сам с отдельными командами, при этом для каждой из них этот процесс выглядел как независимый трекинг. Этап занял еще примерно 4 месяца.

Третий уровень начался, когда мы исправили основные проблемы, мешавшие собрать структуру “воедино”, и внедрили несколько важных изменений, а заодно увидели некоторые “сквозные” проблемы, невидимые сверху, но очень заметные на уровне конкретных подразделений, и начали исправлять их. Я стал переключаться с команды на команду (примерно по 3-6 месяцев тратя на каждую регулярными еженедельными встречами).

Результатом нескольких лет работы стало то, что были исправлены как системные проблемы и процессы, так и подрощены конкретные продуктовые и не только подразделения, причем везде были сделаны точечные, нужные именно им изменения. Компания “расцвела”, выросла по выручке в несколько раз и увеличила долю рынка, оздоровилась. По всем ее продуктам мы поняли реальные их потенциалы и узнали, что можно делать дальше и над чем работать как системно в целом, так и в частностях. Результат превзошел все ожидания. Работа продолжается и сейчас.

Очевидно, что моя роль тут была одной из, но очень важной: связующей, направляющей, информирующей, я был помощником-архитектором первого лица, который выступил катализатором всех нужных изменений.

Очевидно, модель Executive-трекинга эффективно работает в компаниях, где первое лицо само хочет изменении и имеет на это запрос, готово на много экспериментов и понимает всю важность игры не в политику, а в достижение совместного результата. Поэтому успешная работа executive-трекера все же требует в качестве обязательного условия именно такого руководителя во главе.

Таким образом, executive-трекинг - это новый подход и этап развития трекинга, который снимает множество ограничении, свойственных для трекинга традиционного, и позволяет применять лучшие практики для компании или большой ее части в целом. Планирую активно развивать это направление.

3.2. Отличия executive-трекера от обычного трекера

Executive-трекерство требует более обширного и системного взгляда и некоторых новых навыков.

Ключевые отличия хорошего Executive-трекера от обычного трекера:

  1. Главным фокусом внимания и объектом воздействия со стороны executive-трекера является первое лицо компании или большого блока/вертикали.
  2. По мере выявления ограничении в том или ином подразделении "ниже", трекер на время переключается на эти подразделения и работает с ними как с отдельными самостоятельными командами со своими целями, задачами и ограничениями.
  3. В рамках такого погружения executive-трекер снова встречает общесистемные проблемы и ограничения и возвращается с этим на уровни выше, время от времени возвращаясь к трекингу первого лица.
  4. Это модель "zoom in - zoom out", то есть постоянное то приближение, то отдаление, и позволяет executive трекеру выступать в роли свободно блуждающего элемента системы, видящего его на всех уровнях (что часто уже недоступно самому высокому руководителю в силу, например, неприятия в нашей культуре "панибратства" с начальством).
  5. Кроме того, эта модель позволяет решать одновременно глобальные и локальные ограничения, превращая executive трекера в важный элемент синхронизации движения всей системы в нужном направлении по самому короткому пути в соответствие с теорией ограничении.
  6. Выполнять такую работу может только самый опытный и насмотренный executive-трекер, который к тому же обладает развитыми навыками корпоративной работы, но остается при этом внешним элементом с предпринимательским сознанием.
  7. Executive-трекер также должен быть не специалистом в одной области, а generalistом, то есть человеком, который знает достаточно много во всех аспектах управления компаниями и бизнесом, но не является глубоким специалистом ни в одной из них, вместо этого привлекая отдельных специалистов для решения выявленных ограничении и продолжая наблюдать таким образом за ситуацией "в целом".

Таким образом, Executive-трекерство - это комплексное использование трекерских методологий и подходов одновременно под “разными углами”, и для хорошего эффекта требует от специалиста сильных навыков владения всеми инструментами лучших трекеров.

Следовательно,

Executive-трекер - это эволюционно следующий уровень развития трекера, на который могут перейти лучшие трекеры обычные, которые отладят свои навыки на сотнях обычных кейсов и дополнительно будут обладать серьезным аналитическим и системным мышлением, а также знаниями и опытом в корпоративных моделях управления.

Об авторе

Дмитрий Торшин на сцене ЦДП. Фото автора из личного архива, 2023 год.
Дмитрий Торшин на сцене ЦДП. Фото автора из личного архива, 2023 год.

Дмитрии Торшин - основатель Executive трекерства, управляющий партнер лаборатории решений для роста и развития бизнеса Uplift.club, ведущии трекер Акселератора ФРИИ, эксперт МШУ Сколково, СберУниверситет. Один из создателей трекерства как методологии, дважды победитель конкурса "Трекер года". Кандидат технических наук. До прихода в консалтинг он был серийным предпринимателем, директором по инвестициям в крупной компании, вице-президентом американской Aplana Inc.

Ведет телеграмм-канал "Торшин вслух".

Опыт Дмитрия на 2024 год включает работу с более чем 1000 компаний и продуктов, а количество консультационной практики превышает 20000 часов. Среди компаний, с которыми работал Дмитрий, в разное время были Т-Банк (Тинькофф), Яндекс, Сбер, Skyeng, hh.ru, МТС, Мегафон, Эр-Телеком, Yclients и др.

Дмитрий являлся доцентом НИУ ВШЭ и руководил практикой курса повышения квалификации продактов, где в течение 16 выпусков помог более 400 слушателям в становлении продакт-менеджерами.

Специализация Дмитрия - комплексный, “дженералистский” подход внедрения продуктовых и иных современных методологий на практике с адаптацией "общих" случаев на конкретные ситуации в различных компаниях. Апогеем его работы стало создание “executive трекерств”, о котором Дмитрий также написал в данной статье.

Прямой контакт Дмитрия Торшина: связаться.

66
11
Начать дискуссию