{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти продукт, соответствующий рынку: пошаговое руководство

Отличительная черта успешного стартапа — наличие аудитории, которая покупает и любит продукт. Если она у Вас есть, значит, Вам удалось предложить рынку именно то, чего ему не хватало. Другими словами, Вы достигли PMF (англ. product-market fit — соответствие продукта рынку).

Почему так сложно сделать стартап успешным? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы определить, соответствует ли Ваш продукт рынку? Как оценивать результат и правильность своих действий? В этом материале я отвечу на вышеперечисленные вопросы и дам руководство по достижению, измерению и тестированию PMF.

Навигация по статье

Определение PMF

Исследование 1990-х годов, проведенное компанией Dun & Bradstreet, показало, что низкие продажи — показатель, который чаще всего приводит к коммерческому краху. Данная проблема актуальна и на сегодняшний день. Она напрямую связана со способностью бизнеса достичь соответствия продукта рынку. Низкие продажи являются результатом того, что бизнес производит продукт, не нужный рынку.

Начну с основ и сформулируем определение соответствия продукта рынку. Марк Андриссен, американский инвестор и предприниматель, предложил следующую концепцию: Соответствие продукта рынку означает пребывание на благоприятном рынке с продуктом, который может удовлетворить его запросы.

Из этого следует, что соответствие продукта рынку — это степень, в которой продукт удовлетворяет потребности рынка.

С точки зрения жизненного цикла бизнеса, PMF — это твердая отправная точка, от которой стартап может прийти к фазе быстрого роста, поскольку компания предлагает именно то, что люди хотят и в чем нуждаются.

Что делать, если продукт не соответствует рынку?

По словам Пола Грэма, предпринимателя и ученого в области информатики, самая распространенная ошибка стартапов — попытка решить никому не знакомые проблемы. Если компания пытается решить несуществующие проблемы или предлагает клиентам плохие продукты, не подходящие для рынка, в конечном итоге она потерпит неудачу.

Компании, продукт которых не соответствует рынку, сталкиваются со следующими проблемами:

  • Клиенты, не понимающие ценности продукта;
  • Незначительное количество продаж;
  • Отсутствие повторных продаж;
  • Отсутствие сарафанного радио;
  • Cлишком длинный цикл продаж;
  • Трудности с распространением информации и привлечением внимания СМИ

Что же происходит, если продукт соответствует рынку? Его разбирают моментально, а журналистам не терпится написать о компании в средствах массовой информации. Брэнд имеет множество амбассадоров и повторных покупок, а также постоянную потребность в расширении команды для работы с огромным количеством входящих заявок.

Если все вышеперечисленное кажется Вам заманчивым, предлагаю перейти от теории к практике и посмотреть, какие действия Вы можете предпринять прямо сейчас.

Четыре шага для определения и тестирования соответствия продукта рынку

Чтобы найти продукт, которого не хватает на рынке, необходимо много терпения, времени и усилий. Тем не менее, результат стоит того, ведь по итогу Вы получите успешный продукт, с которым сможете завоевать рынок и сердца потребителей.

Главное — оставаться настойчивым и верным своим целям. В то же время важно понимать потребности и проблемы своей аудитории. Только так можно получить гарантию того, что Вы инвестируете в продукт, применимый в реальной жизни. Продукт, у которого есть будущее.

Ниже я предлагаю пошаговый план, которому Вы должны следовать. Используйте его как контрольный перечень при разработке и представлении нового продукта.

1. Целевая аудитория

Все начинается с целевой аудитории, ведь именно от нее зависит, какие продукты будут успешными.

Найдите отличительные черты своей аудитории, ответив на вопрос: Кому продукт принесет наибольшую пользу? Подробно опишите этих людей или компании: кто они, чем они занимаются, с какими проблемами сталкиваются, чего они пытаются достичь, какие имеют ценности.

Изучив рынок, схематически изобразите портрет покупателя с высоким уровнем ожиданий (HXC). Это идеальный потребитель, который будет ценить Ваш продукт и все его особенности, получать от него наибольшее удовольствие, а также объективно оценивать его. Этот человек полон идей, знает рынок и всегда готов поделиться свежими впечатлениями. Причина, по которой Вы должны идентифицировать покупателя с высоким уровнем ожиданий, достаточно проста. Если Вам удастся доказать ему, что Ваш продукт соответствует рынку, это произведет впечатление на других клиентов.

Разделите аудиторию на сегменты со схожими проблемами, моделями поведения и демографическими характеристиками. Изучите своих покупателей, их привычки и образ жизни, чтобы обнаружить их потребности, болевые точки и желания, как скрытые, так и очевидные. Это поможет Вам определить, какие проблемы должен решать Ваш продукт.

2. Ценностное предложение

Если есть спрос, всегда есть конкуренция. Чтобы обогнать конкурентов, Вам нужно выяснить ценность Вашего предложения — то, что отличает Ваш продукт от других. Ваше ценностное предложение — это то, что Вы обещаете потребителям. Данная категория должна отражать ценность и решать реальные проблемы.

Для успеха новых продуктов и компаний требуется сильное ценностное предложение. Если Вы предлагаете продукт B2B2C или планируете обратиться к нескольким целевым аудиториям, задача усложняется. В таком случае Вам нужно сформировать ценностное предложение для каждой аудитории, поскольку они имеют разные потребности и болевые точки.

3. Минимально жизнеспособный продукт (MVP)

Выделите характеристики, которыми Ваш продукт должен обладать в обязательном порядке. Другими словами, определите набор свойств минимального жизнеспособного продукта (MVP). Не перегружайте его дополнительными характеристиками, поскольку он не должен быть идеальным. Минимально жизнеспособный продукт ориентирован на первых пользователей. Позже их отзывы помогут Вам улучшить продукт и довести его до идеала.

3.1 Разработка прототипа

На основе выбранных характеристик создайте прототип продукта. Для этого Вы можете использовать такие инструменты, как Sketch, Figma, Adobe XD, UXPin или InVision Studio.

Прототип — это визуализация и интерактивная демонстрация того, как будет выглядеть конечный продукт и как он будет работать. Кроме того, прототип можно использовать для презентации идеи инвесторам и заинтересованным сторонам, поэтому не относитесь к нему спустя рукава.

3.2 Тестирование прототипа

Покажите прототип людям, которые представляют Вашу целевую аудиторию. Проведите среди них опрос на тему того, соответствует ли продукт рынку, попросите обратную связь. Соберите комментарии, внесите в продукт необходимые изменения, после чего протестируйте обновленную версию

Повторяйте вышеописанный алгоритм до тех пор, пока Вы не убедитесь, что Ваш продукт соответствует потребностям целевого потребителя.

3.3 Разработка и тестирование минимально жизнеспособного продукта

После ряда испытаний прототип становится минимально жизнеспособным продуктом (MVP), готовым к использованию. Он должен пройти финальное тестирование, чтобы Вы смогли откорректировать нужные характеристики и подготовиться к официальному запуску.

Для альфа-теста Вы должны не только собрать отзывы в Интернете, но и пообщаться с целевой аудиторией. Проведите интервью с клиентами и используйте полученную информацию для обновления продукта.

4. Разработка конечного продукта и официальный запуск

После разработки минимально жизнеспособного продукта (MVP) и ряда испытаний самое время представить свой продукт большой аудитории.

Включите в презентацию все данные, собранные при создании прототипа, а также при разработке, запуске и тестировании минимально жизнеспособного продукта. Помните, что конечный продукт должен удовлетворять основные потребности потребителей.

После запуска Вы снова получите отзывы и комментарии от пользователей. Их желательно применить для улучшения продукта.

Измерение соответствия продукта рынку

Измерение результатов начинается с четких целей, которые Вы должны поставить на этапе создания прототипа. Чтобы узнать, получилось ли достичь желаемых результатов, определите ключевые показатели соответствия продукта рынку, которые Вы собираетесь отслеживать.

Правило 40%

«Правило 40%» — один из самых надежных индикаторов соответствия продукта рынку. Его придумал предприниматель Шон Эллис, участвовавший в развитии Dropbox, LogMeIn и Eventbrite. Чтобы применить правило 40%, компании спрашивают у существующих клиентов, как бы они себя чувствовали, если бы продукт, который они используют, внезапно исчез.

Эллис проверил не менее сотни различных стартапов. Он выяснил, что, если 40% клиентов (или больше) очень разочаруются исчезновением продукта, компания растет быстрее по сравнению с теми, кто изо всех сил пытался добиться успеха с уровнем разочарования менее 40%.

Как отслеживать: Создайте опрос, пазошлите его своим нынешним клиентам. После получения ответов посмотрите, как они соотносятся с 40%.

Показатель отказов

Высокий показатель отказов может указывать на то, что веб-ресурс не производит положительного первого впечатления. Высокий показатель отказов не обязательно связан с бизнес-стратегией или продуктом, но он может указывать на некачественный дизайн или плохое наполнение сайта. В свою очередь, низкий показатель отказов означает, что ожидания посетителей оправдываются.

Ваша цель — добиться низкого показателя отказов за счет оптимизации контента, проведения A/B-тестов и выбора вариантов, демонстрирующих наилучшие результаты.

Как отслеживать: Вы можете измерить общий показатель отказов всего сайта или отдельных страниц в Google Analytics/Яндекс.Метрика, а затем сравнивать эти показатели в разные периоды развития компании.

Время, проведенное на сайте

Общее количество времени, которое пользователь проводит на веб-ресурсе, варьируется в зависимости от отрасли и продукта. Изучая аналитику и показатели конкурентов в Вашей отрасли, Вы можете определить оптимальное среднее время на пользователя.

Для многих программных продуктов две минуты пребывания на сайте являются минимальным показателем. Руководствуясь средним показателем, Вы можете оценить производительность своего сайта и поработать над улучшением пользовательского опыта, если в этом есть необходимость.

Как отслеживать: Имейте в виду, что высокий показатель отказов влияет на среднее время пребывания на сайте, снижая его. Google Analytics/Яндекс.Метрика может предоставить Вам данные о том, как долго длятся пользовательские сеансы на Вашем сайте.

Количество страниц, посещенных одним пользователем

Среднее количество страниц сайта, посещенных одним пользователем, является показателем успешности продукта. Хороший показатель — от четырех страниц. Это число показывает, насколько посетители заинтересованы в том, что Вы предлагаете.

Как отслеживать: Для поднятия данного показателя необходимо постоянно работать над качеством продукта и контента. Чтобы мотивировать пользователей на изучение сайта, используйте перекрестные ссылки. С помощью Google Analytics следите за тем, сколько страниц посетили определенные пользователи или группы пользователей.

Вернувшиеся посетители

Пользователи, которые однажды посетили Ваш сайт, а затем пришли вновь, называются вернувшимися посетителями. Если у Вас большой процент постоянных посетителей, убедитесь, что они не только просматривают страницы, но и совершают покупки.

Если посетители не остаются надолго и никогда не возвращаются, подумайте о том, чтобы заново протестировать свой сайт. Тем не менее, примите во внимание тот факт, что процент вернувшихся посетителей может варьироваться в зависимости от Вашей отрасли.

Как отслеживать: Воспользуйтесь панелью управления Google Analytics/Яндекс.Метрика, чтобы узнать, сколько посетителей возвращается на Ваш сайт. Обратите внимание, что новые посетители — это люди, которые впервые посещают сайт с нового устройства. Каждый раз, когда пользователь открывает Ваш сайт на новом устройстве, он считается новым посетителем.

Пожизненная ценность клиента (LTV)

Пожизненная ценность клиента (LTV) — один из наиболее важных показателей соответствия продукта рынку. Он показывает, какую прибыль Вы получаете от среднестатистического клиента на протяжении всего жизненного цикла продукта.

Важен не только веб-сайт, но и качество обслуживания клиентов, а также другие аспекты бизнеса, которые напрямую влияют на пользователей.

Как отследить пожизненную ценность клиента?

  • Рассчитайте среднюю стоимость покупки.
  • Рассчитайте среднюю частоту покупок.
  • Рассчитайте среднюю ценность клиента по формуле:

    Средняя ценность клиента = средняя стоимость покупки — средняя частота покупки.

  • Рассчитайте среднюю продолжительность отношений с клиентом (продолжительность жизни).

  • Рассчитайте пожизненную ценность клиента по формуле:

    LTV = средняя ценность клиента * продолжительность сотрудничества с клиентом.

Индекс потребительской лояльности (NPS)

Чтобы понять, насколько Вашим клиентам нравится Ваш продукт, спросите их, готовы ли они порекомендовать его друзьям. Это основной метод, позволяющий узнать, насколько успешен Ваш продукт и насколько на самом деле лояльны Ваши клиенты.

Чтобы побудить потребителей рекомендовать Ваш продукт другим и повысить индекс потребительской лояльности, предлагайте дополнительные услуги, бесплатные пробные версии, скидки и другие вещи, которые могут повлиять на решения клиентов.

Как отслеживать: Создайте опрос и поделитесь им с клиентами. Вы можете предлагать людям участвовать в опросе после каждой покупки, которую они делают, чтобы увеличить количество ответов и точность результатов опроса.

Вовлеченность клиентов

Вовлеченность являет собой уровень интереса, который пользователи проявляют к продукту. Только постоянное взаимодействие может привести лояльных клиентов и увеличить продажи, поэтому Ваша цель — не просто привлечь новых пользователей, но и заставить их остаться.

Как отслеживать: Вы можете отслеживать, сколько людей начали взаимодействовать с Вашим контентом (например, посредством просмотра страниц сайта), сколько из них завершили это взаимодействие и сколько времени им потребовалось, чтобы добраться от начала до конца страницы.

Платежеспособные клиенты

Сколько у Вас платежеспособных клиентов? Узнайте это число и сравните его с общим количеством клиентов, чтобы увидеть, готова ли аудитория платить за Ваш продукт. Если нет, постарайтесь выяснить, почему.

Как отслеживать: Чтобы получить больше информации, проводите опросы и общайтесь с аудиторией напрямую. Вы будете удивлены, насколько отзывчивыми могут быть клиенты, когда они видят, что их мнение действительно имеет значение. Постарайтесь отследить, в какой момент на пути к покупке люди действительно совершают покупку. Это может помочь Вам понять, где кроется проблема.

Органический трафик

Насколько велик Ваш органический трафик? Отслеживание этого показателя показывает, сколько людей на самом деле переходит по обратным и реферальным ссылкам, а также ссылкам из поисковых систем.

Как отслеживать: Google Analytics/Яндекс.Метрика, покажет, какой органический трафик у Вашего сайта и какими инструментами можно его увеличить.

Как избежать ошибок?

Всегда лучше избегать ошибок, чем исправлять их. Такой подход поможет Вам сэкономить ресурсы, деньги и драгоценное время (сейчас это практически то же, что и деньги).

  • Есть разница между соответствием продукта рынку и поиском решения проблемы. Вы должны понять, насколько Ваш продукт нужен Вашей аудитории, а не только то, насколько ей нужно предлагаемое решение.

  • Соответствие продукта рынку — это не действие, а процесс. Внезапный стремительный рост здесь — крайне редкое явление. Будьте готовы к многочисленным повторениям тестов, корректировок и обновлений.

  • Соответствие продукта рынку нельзя отследить с помощью простых показателей. Вместо этого Вы должны измерять процент соответствия продукта потребностям потребителя. Сделайте все возможное, чтобы улучшить ключевые показатели, о которых мы говорили выше.
  • Рынок, продукт и аудитория со временем меняются. Соответствие продукта рынку — это не стабильный статус, а непрерывный процесс.

  • Для каждого рынка, для каждой целевой аудитории или сегмента может потребоваться свой продукт/рынок. Проведите исследование, чтобы выяснить потребности и проблемы, с которыми сталкивается Ваша аудитория. Подумайте, есть ли необходимость в разработке дополнительных решений.
  • Помните о конкурентах и всегда держите руку на пульсе своей отрасли. Другие компании могут создать продукт, с лучшими характеристиками, чем Ваш. Ваша цель — узнать об этом как можно раньше и принять необходимые меры, чтобы вывести свой продукт на более высокий уровень.

  • Тестирование — ключ к успеху. Вы всегда должны требовать обратную связь от целевой аудитории, чтобы увидеть, что ей нравится, а что нет. Проведите A/B-тестирование и сравните результаты, чтобы выяснить, что нравится Вашей аудитории. Делайте все возможное, чтобы постоянно улучшать продукт и всегда опережать конкурентов.
  • Соответствие продукта это проблема не только продакт-менеджеров, маркетолов или разработчиков. Это касается всей компании, поэтому каждый член команды должен участвовать в ее развитии.

Напишите какие Вас интересуют темы и не забывайте ставить лайк.

0
2 комментария
Алекс Таций

О пончики! Ну наконец-то! А то эти скейтборды, превращающиеся в УАЗики уже достали!

Ответить
Развернуть ветку
Платон Щукин
Автор

Пончики - моя слабость, а скейтборд только осваиваю.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда