Как Apple правит миром

Как Apple правит миром

Самую дорогую компанию в мире любят и боятся из-за фанатичного контроля над iPhone. Как долго это продлится?

Как Apple правит миром

Наследие Суперкубка 1984 года - это история аутсайдера, но не того, кто играл на поле. Во время третьей четверти, когда 80 миллионов футбольных болельщиков наблюдали за тем, как «Лос-Анджелес Рейдерс» отрывается от «Вашингтон Редскинс», защищающих титул чемпиона, рекламный ролик показал колонну людей в форме с серыми лицами и бритыми головами, марширующих в театр.

Там надвигающаяся фигура Большого Брата на гигантском телеэкране кричала о «славном» объединении общества в «сад чистой идеологии». И только молодая женщина выбежала вперед и ударила кувалдой по экрану, заставив диктатора замолчать. «Вы увидите, - провозгласил диктор, - почему 1984 год не будет похож на 1984-й».

Как Apple правит миром

Эта реклама первого компьютера Apple Macintosh стала одной из самых известных рекламных роликов всех времен. Ее режиссер Ридли Скотт превратил компьютеры из скучных бизнес-инструментов в образцы самобытности. Соучредитель компании Стив Джобс и другие первые руководители Apple считали себя бунтарями и художниками.

Стив Хейден, который помогал придумать рекламу и работал над ней в тесном контакте с Джобсом, говорит, что Mac «должен был стать устройством, расширяющим возможности», передающим технологии в руки обычных людей, а не корпораций и правительств. Четыре десятилетия спустя разрушительная сила персональных компьютеров превратилась из откровения в клише, а Apple, по общему мнению, помогла демократизации информации, определив PC и его преемника, смартфон.

Обложка 1983 года провозглашала победу IBM, первоначального врага Apple.
Обложка 1983 года провозглашала победу IBM, первоначального врага Apple.

Однако один из побочных эффектов этого влияния заключается в том, что Apple больше не является отважным повстанцем, сражающимся с империей зла. В наши дни, как утверждают критики, именно Apple использует технологии для укрепления своей власти, а лицо главного исполнительного директора Тима Кука маячит на телеэкране.

Стоимость Apple Inc. составляет 3,4 триллиона долларов - больше, чем у любой другой компании в мире. Ее доход в 2023 году (почти 400 миллиардов долларов) делает ее примерно такой же большой, как вся экономика Дании или Филиппин. И хотя большая часть бизнеса, как и следовало ожидать, связана с продажей смартфонов iPhone, он также стал гораздо шире. В прошлом квартале продажи Apple только от цифровых сервисов достигли 24,2 миллиарда долларов, что больше, чем совокупный доход Adobe, Airbnb, Netflix, Palantir, Spotify, Zoom и X Элона Маска.

Удивительно, но эти цифры преуменьшают влияние и власть компании. Через свой App Store Apple жестко контролирует огромные платформы для цифрового общения, мобильных финансов, социальных сетей, музыки, фильмов, транспорта, новостей, спорта и практически всего остального, что происходит в 1 и 0, то есть всего. Эта программная экосистема, собственная версия сада чистой идеологии Apple, доступна только тем, кто соблюдает строгие правила магазина компании и связанные с ними «Руководства по человеческому интерфейсу», стандарты контента и тарифы. Когда через эту систему проходят деньги, а это происходит постоянно, Apple получает до 30%. Каждый раз, когда вы проводите своим iPhone или Apple Watch по кредитному считывающему устройству в реальном мире, Apple тоже получает небольшую долю от этих транзакций.

Картинка создана нейросетью Midjourney в тг боте KolerskyAi 
Картинка создана нейросетью Midjourney в тг боте KolerskyAi 

Для компаний определенного размера не существует реального способа избежать уплаты того, что стало известно как «налог Apple». Отчасти это объясняется лояльностью клиентов Apple, но также и тем, что существует только один другой магазин приложений для смартфонов - на платформе Android от Google, и он вводит аналогичные сборы и ограничения. И даже Google платит Apple, передавая часть доходов от рекламы, которую она генерирует на iPhone, в рамках сделки, по которой Google остается поисковым провайдером по умолчанию в мобильном веб-браузере Apple. Сумма выплат достигла 20 миллиардов долларов в год.

Было время, когда покупка компьютера означала плату за аппаратное обеспечение, которым вы владели безвозмездно. Теперь это означает покупку чрезвычайно дорогого устройства (не менее 1000 долларов за самые продвинутые iPhone), а затем сотни долларов на подписки и другие дополнения, которые являются необязательными, но все чаще кажутся обязательными. Это и AppleCare+ на случай, если вы разобьете экран, и iCloud для хранения фотографий, и ежемесячная плата за песни, занятия фитнесом, телепередачи и видеоигры. Журналы тоже: Вы можете прочитать эту статью на сайте Bloomberg.com, но вы также можете получить её, подписавшись на новостную службу Apple. Прочитав эту статью на iPhone, вы можете вернуться к своей работе на MacBook, посмотреть фильмы производства Apple на плеере Apple TV, почитать книгу на iPad или отправиться на пробежку с Apple Watch и парой AirPods. Позже вы даже сможете пристегнуть гарнитуру Apple Vision Pro, чтобы никогда не сталкиваться с реальностью, не опосредованной фильтрами, разработанными в Купертино.

Инвесторы, как правило, не возражают против такого доминирования, о чем свидетельствует стремительный рост стоимости акций Apple за последнее десятилетие. А вот у регулирующих органов есть вопросы. В марте Министерство юстиции США подало обширную антимонопольную жалобу, обвиняющую Apple в антиконкурентной практике, которая, по сути, заперла потребителей и партнеров в своей экосистеме, извлекая все большие суммы из обеих групп.

Антимонопольная жалоба длинная и сложная, но она сводится к пункту, который будет знаком критикам компании. Как сказал один из бывших руководителей, который, как и другие бывшие сотрудники, говорил на условиях анонимности, опасаясь мести, «они начинают превращаться в Большого Брата». Apple, как и в аналогичных антимонопольных делах, возбужденных в других странах, отрицает свою вину и утверждает, что ее успех обусловлен созданием инновационных продуктов, которыми легко и интересно пользоваться, особенно вместе.

Джобс и оригинальный Макинтош
Джобс и оригинальный Макинтош

Мы несем в себе тот же новаторский, авантюрный дух, что и всегда, и производим только те продукты, которые расширяют возможности людей и обогащают их жизнь. Люди выбирают продукты Apple, потому что любят их, доверяют им и используют каждый день.

Разбирательство в США приобрело большую актуальность в августе, когда федеральный судья вынес решение против Google в отдельном деле, которое частично зависело от его соглашения с Apple о поиске по умолчанию. (В совокупности эти два дела поднимают вопросы о том, как мы смотрим на одни из самых успешных технологических компаний в мире. Как компании, которые когда-то считались противовесом корпоративному господству, оказались на позициях потусторонней власти и влияния?

И как получилось, что компанию Apple, которая долгое время считала себя защитником свободы слова, обвинили в той же самой оруэлловской тактике, которую она когда-то высмеивала? Является ли власть Apple следствием силы ее любимых продуктов или того, как компания создала эти продукты, чтобы блокировать конкурентов?

Ответы на эти вопросы имеют значение для акционеров Apple. Компания сталкивается с разногласиями с растущим списком партнеров, включая банки, кинематографистов, производителей автомобилей, разработчиков приложений и клиентов, которые начали сомневаться в том, что Apple все еще является той творческой силой, в которую они влюбились годы или десятилетия назад. Последствия для остальных, не являющихся акционерами, не менее значительны. Сейчас мы все живем в мире Apple, как никогда раньше, и во многом по собственному желанию.

Как Apple правит миром

По иронии судьбы, ранний успех Apple был обусловлен ее открытостью. Хотя Mac работает на операционной системе, которая теоретически ограничивает возможности сторонних разработчиков, в эпоху расцвета дискет было мало ограничений и контроля. Основатель Aldus Corp. Пол Брейнерд (Paul Brainerd), чья программа PageMaker помогла спасти Mac за $2 495 от превращения в дорогую игрушку, говорит, что даже не помнит, чтобы видел копию оригинального руководства Apple по человеческому интерфейсу в те времена. Торговый представитель Apple приехал к нам в офис с двумя компьютерами Mac в грузовике и сказал: «Вот, возьмите их и делайте с ними все, что хотите»», - вспоминает Брейнерд, который вскоре ввел в обиход термин «настольная издательская деятельность».

Джобс, который выступал за жесткий контроль над интегрированным аппаратным и программным обеспечением Apple, был вытеснен из компании в 1985 году, в год выхода PageMaker. Когда он вернулся 12 лет спустя, ему отчаянно требовались разработчики для нового iMac, и контроль над компанией на некоторое время ослаб. На мероприятии Apple в Нью-Йорке за месяц до выхода iMac в 1998 году Джобс похвастался, что компания собрала 177 приложений для сторонних разработчиков. По меркам сегодняшней Apple это было ничтожно мало; в то время Джобс назвал это «огромным» достижением.

Картинка создана нейросетью <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkolersky.com%2Fmj&postId=1511024" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Midjourney </a>в тг боте KolerskyAi 
Картинка создана нейросетью Midjourney в тг боте KolerskyAi 

По мере того как продукты компании становились все более популярными, ее отношения с разработчиками начали меняться. В начале 2000-х годов Apple пресекла попытки других компаний создать свои собственные цифровые магазины, чтобы продавать музыку непосредственно на iPod.

Это упростило жизнь покупателям, приобретающим песни в iTunes по 99 центов за штуку, и, возможно, помогло iPod стать хитом. Кроме того, это позволило Apple получать около 30 % от продаж. 30-процентный «налог» стал нормой в эпоху iPhone - не только для музыки, но и для любого программного обеспечения, продаваемого через App Store. По мнению Apple, эта комиссия была более чем разумной, учитывая расходы на управление огромным рынком. А Брейнерд говорит, что 30 % - это ничто по сравнению с теми скидками, которые в свое время брали розничные продавцы за продажу упакованного программного обеспечения.

С помощью виртуальной витрины Джобс смог сделать более обязательными правила Apple. Начиная с 2008 года, создатели программного обеспечения должны были представлять каждое мобильное приложение и обновление на рассмотрение команды Apple, прежде чем предлагать его пользователям iPhone - этот процесс Apple считала ключевым для поддержания качества и безопасности устройства. Большие группы сотрудников, сидящих за компьютерами iMac, должны были оценивать от 30 до 100 приложений в день, отклоняя некачественные, мошеннические, непристойные и другие нежелательные программы.

Если они ошибались и одобряли то, что, по мнению Джобса, не следовало, генеральный директор сам ругал команду рецензентов, по словам ее тогдашнего руководителя Филлипа Шумейкера (Phillip Shoemaker). Четыре бывших рецензента, работавших в Apple в 2010-х годах, утверждают, что правила, принятые в компании, выглядят произвольными и подстроенными под ее финансовые интересы. Apple утверждает, что рецензенты основывают свои решения на рекомендациях Apple, а не на субъективности, и что App Store значительно снизил барьеры для разработчиков, позволяя им выходить на потребителей и зарабатывать деньги.

Джобс на Всемирной конференции разработчиков Apple в 2007 году в Сан-Франциско.
Джобс на Всемирной конференции разработчиков Apple в 2007 году в Сан-Франциско.

По мере того как списки правил Apple становились все длиннее, обучение новых рецензентов иногда растягивалось на два месяца и более. Они стали до странности точными в одних вопросах (больше никаких «приложений для пуканья, отрыжки, фонарика и камасутры», - приказала компания, ссылаясь на перенасыщение) и расплывчатыми в других (не одобрялись приложения, которые были «сложными или менее чем очень хорошими»). Apple также запретила использовать новые способы добавления покупок в приложениях или подписки, которые позволили бы разработчикам обойти 30-процентный сбор.

Письма с отказами разработчикам, как правило, были непрозрачными и содержали скудную информацию о том, как исправить проблемы с программным обеспечением. Apple утверждает, что еженедельно в службу технической поддержки поступает более 1000 звонков от разработчиков с просьбой помочь им решить проблемы, связанные с соответствием требованиям, и что существует процесс апелляции для тех, кто считает, что их отклонили несправедливо.

Строгие стандарты Джобса и его склонность к шоуменству, проявившаяся в ироничном использовании фразы «еще одна вещь», чтобы сообщить о самой большой новости на мероприятиях по запуску, привели к результатам. К моменту его смерти в 2011 году App Store представлял собой огромную экономику. В нем было представлено более 500 000 приложений для iPhone и iPad. В том году Apple продала 72 миллиона iPhone и 32 миллиона iPad, а ее рыночная стоимость выросла примерно до 400 миллиардов долларов, что почти вдвое больше, чем у Microsoft Corp. Если вам меньше 40 лет, трудно оценить, насколько головокружительным был этот разворот.

На протяжении целого поколения компьютеры Apple были аутсайдером, уделом детей, графических дизайнеров и ненавистников Билла Гейтса. За пять лет до смерти Джобса, накануне анонса iPhone, Microsoft все еще стоила четыре «яблока». Теперь аутсайдер был королем.

Преемник Джобса был выбран для того, чтобы закрепить эти достижения. Тим Кук не был гуру дизайна и не проявлял особого интереса к творческой стороне бизнеса. Очевидно, он также не разделял презрения Джобса к бежевой однотипности среднестатистического ПК. Кук был сторонником технологического процесса и сокращал расходы. Он отвечал за цепочку поставок оборудования Apple - роль, к которой он готовился, занимаясь тем же самым в Compaq, а до этого в IBM, вычислительной сверхдержаве, которую Apple неявно представляла как Большого Брата в своей рекламе «1984».

По мнению Джобса и его лейтенантов, Кук добился результатов, находящихся где-то между гением и чудотворцем. Он сократил складские запасы с месячного запаса до дневного, устранив дорогостоящие риски перепроизводства. Он превратил цепочку поставок Apple в мощную систему, работающую по принципу «от заказа к заказу» и соперничающую с Dell, которая в то время была золотым стандартом эффективности. Он договорился с тайваньским производителем Foxconn о сборке устройств компании в Китае за гораздо меньшие деньги, чем если бы они были сделаны работниками Apple в другом месте.

Все это пошло на пользу Apple, позволив ей производить дорогие телефоны дешево, в то время как она фактически поглощала большую часть прибыли мировой индустрии смартфонов. С другой стороны, поставщики компании испытали нечто сродни «эффекту Walmart» - термин, придуманный для описания беспорядка, возникающего в результате сброса огромного количества бизнеса на небольшую компанию или сообщество, что иногда приводит к катастрофическим результатам. Сотрудники Foxconn, в большинстве своем молодые мигранты, жаловались на крайне низкую зарплату и долгие часы работы в трудовых лагерях, которые они и защитники прав человека называли лагерями, где рабочие спали по 10 человек в комнате. В первой половине 2010 года по меньшей мере 10 работников Foxconn покончили с собой. «Я чувствую пустоту внутри», - сказал тогда один из рабочих агентству Bloomberg News. «У меня нет будущего».

Foxconn повысила зарплаты, создала горячую линию и установила сетки для предотвращения самоубийств, а Apple объявила, что кризис преодолен. Однако в последующие годы критика со стороны трудовых активистов стала регулярной. Защитники Apple утверждали, что жалобы на Foxconn могут говорить не столько об Apple, сколько о жизни бедных рабочих в Китае. С другой стороны, Apple не всегда была так одержима идеей платить как можно более низкую зарплату. Оригинальный Mac был собран во Фримонте, штат Калифорния.

Рабочие главного завода iPhone в Чжэнчжоу устроили бунт в 2022 году на фоне протестов по поводу заработной платы и условий труда.
Рабочие главного завода iPhone в Чжэнчжоу устроили бунт в 2022 году на фоне протестов по поводу заработной платы и условий труда.

Foxconn и ее акционеры сочли партнерство с Apple чрезвычайно выгодным, хотя менее важные поставщики жаловались на тактику, которую они считают в лучшем случае безразличной, а в худшем - хищнической. Самой печально известной из них стала компания GT Advanced Technologies Inc. В 2013 году она заключила с Apple соглашение об открытии завода в Месе, штат Аризона, по производству сапфира в рамках усилий по созданию сверхпрочных экранов для iPhone. Уже через год компания разорилась. В заявлении о банкротстве один из руководителей GT Advanced обвинил Apple в «классической стратегии приманки и подмены» и диктаторском ценообразовании, из-за которого все риски ложились на нее, и якобы однажды потребовал, чтобы команда надела «большие штаны и приняла соглашение». Сапфировые экраны так и не были поставлены, и Apple, которая оспаривала характеристики GT Advanced и обвиняла компанию в плохом управлении, пошла дальше. (Позже GT Advanced урегулировала, не признавая правонарушений, иск SEC, обвинявшей ее в введении инвесторов в заблуждение. Apple урегулировала коллективный иск, поданный инвесторами GT, отрицая свою вину).

В последующее десятилетие сложилась определенная схема. Apple подписывала долгосрочное соглашение с поставщиком ключевого компонента, но при этом втайне работала над созданием собственной замены, которая в итоге сделала бы этого поставщика неактуальным. Например, в 2017 году компания сообщила Imagination Technologies Ltd., которая поставляла дизайн графических процессоров для iPhone, что теперь она создает собственную версию чипа, известного как графический процессор, или GPU. Imagination заявила, что замененный чип нарушает ее патенты и является кражей. В конце концов Apple согласилась на новое лицензионное соглашение, но к тому моменту цена акций Imagination рухнула, и компания была продана китайской частной инвестиционной компании.

Три года спустя Apple объявила, что сворачивает долгосрочное сотрудничество с Intel Corp. и предпочитает использовать так называемый «кремний Apple». Эти чипы были разработаны собственными силами и произведены конкурентом Intel, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. Это решение было вполне объяснимо, и другие крупные технологические компании предпринимали аналогичные шаги. Intel неоднократно откладывала выпуск своих чипов нового поколения и отставала от TSMC. Но шаг Apple совпал со спадом, от которого Intel до сих пор не может полностью оправиться.

Эта цепь событий имеет геополитические последствия. Intel - последняя американская полупроводниковая компания, которая производит собственные современные чипы, а не отдает их на аутсорсинг на заводы в Тайване или Южной Корее. Таким образом, Apple не просто навязывала партнерам свои методы организации цепочки поставок. В какой-то степени она навязывала свою модель американской полупроводниковой промышленности - ключевому компоненту американской экономики и национальной безопасности.

Как Apple правит миром

В августе 2020 года Epic Games Inc., студия, стоящая за мегахитом Fortnite, представила миру нового персонажа: Tart Tycoon. Он был одет в элегантный костюм с презрительным выражением лица и имел голову в форме бабушки Смит. То, что аватар был очевидной копией Кука, могло бы остаться незамеченным, если бы не способ, который Epic выбрала для его представления: пародия на знаменитую рекламу Apple Super Bowl.

В пародии, которую Epic разместила в социальных сетях, магнат Тарт появляется на телеэкране, похожем на тот, который представлял себе Ридли Скотт. «Долгие годы они дарили нам свои песни, свой труд, свои мечты», - громогласно заявляет он. «В обмен мы получили нашу дань, нашу прибыль, наш контроль». Вместо молотка вбегает персонаж Fortnite и разрушает экран с помощью кирки радужного цвета в форме единорога. «Epic бросила вызов монополии App Store», - гласит текст, приглашая геймеров „присоединиться к борьбе за то, чтобы 2020 год не стал 1984-м“.

Как и многие другие самые громкие критики Apple, генеральный директор Epic Тим Суини был поклонником компании с детства, а также одним из разработчиков iMac, о котором Джобс рассказывал в 1998 году. Но в последние годы Суини настаивал на том, чтобы Кук и другие руководители компании разрешили софтверным компаниям открывать собственные магазины приложений для iPhone, что позволило бы Epic обойти ограничения на контент и высокие тарифы Apple.

Это предложение шло вразрез с официальными условиями App Store, но оно не было полностью исключено. Apple уже заключила тайную сделку с Amazon.com Inc. о снижении комиссии за продажи вдвое до 15 % в обмен на внедрение Prime Video на Apple TV, и в частном порядке предупредила Netflix Inc. о том, что закроет аналогичное соглашение, если стриминговый гигант не прекратит тестировать удаление покупок по подписке в приложениях, позволяющих полностью избежать комиссий Apple. Apple также позволила Tencent Holdings Ltd. и её приложению для обмена сообщениями WeChat с 900 миллионами пользователей создать внутренние «мини-программы » , которые могут заказать еду или вызвать такси, обманывая свои собственные правила. Apple утверждает, что не играет в любимчиков и что правила, касающиеся потокового видео премиум-класса и мини-программ, в конечном итоге соблюдались единообразно. В конце 2020 года Apple объявила, что разрешит разработчикам с выручкой менее 1 миллиона долларов платить комиссию в размере 15 % вместо стандартных 30%.

У Epic не было влияния на уровне WeChat, но Tencent была инвестором Epic, а Fortnite была блокбастером. Поэтому, прежде чем вынести свои опасения на публику, Суини попытался договориться. В июне он отправил письмо Куку и нескольким его заместителям с просьбой разрешить Apple конкурирующие магазины приложений от Epic и других разработчиков, чтобы сделать распространение программного обеспечения таким же открытым, как на ПК. После возражений Apple он отправил еще одно письмо, в 2:08 по времени Купертино 13 августа, в котором заявил, что Epic «больше не будет придерживаться ограничений Apple на обработку платежей» и вместо этого запустит собственную систему торговли в Fortnite. Другими словами, Суини в одностороннем порядке решил перестать платить налог Apple. В ответ на это Apple удалила Fortnite из App Store. Через несколько часов Epic опубликовала «Nineteen Eighty-Fortnite». Она также подала 65-страничный иск.

В итоге федеральный судья постановил, что Epic нарушила свой контракт с Apple и что App Store законен как таковой, при условии, что Apple внесет одну важную поправку. Epic и другим разработчикам должно было быть позволено ссылаться на свои собственные платежные системы в Интернете и таким образом обходить некоторые комиссии Apple. Но когда Apple позже добавила эту функцию, она также ввела новые правила и сборы, которые сделали возможность покупки через внешние системы бессмысленной. Любой разработчик, принявший эту новую систему, должен был согласиться делиться с Apple записями о транзакциях на своем сайте, проходить аудиторские проверки и платить комиссию в размере 27 % с любых платежей, совершенных за пределами iPhone. Эта цифра кажется значительной. Комиссия за обработку кредитных карт обычно составляет около 3 %, а это значит, что Apple фактически заменила свой 30 %-ный налог на такой же, но с гораздо большим количеством бумажной волокиты. Epic не выдержала, заявив в судебном заявлении, что «так называемое соответствие Apple» было «фикцией». Обе компании снова в суде.

Член юридической команды Epic Games предстанет перед федеральным судом в 2021 году
Член юридической команды Epic Games предстанет перед федеральным судом в 2021 году
Суини (слева) выходит из здания суда в Окленде, Калифорния.
Суини (слева) выходит из здания суда в Окленде, Калифорния.

Тем не менее иск Epic символизировал поворотный момент в отношениях Apple не только с производителями программного обеспечения, но и с партнерами, от которых зависит вся ее экосистема. Некоторые из них, например Spotify Technology SA, были настолько разъярены встроенными преимуществами конкурирующих сервисов Apple, что стали ярыми критиками антиконкурентной практики. В то же время во многих других уголках империи Apple могущественные партнеры начали роптать за кулисами. Apple утверждает, что подавляющее большинство ее партнеров процветают благодаря сотрудничеству с компанией и что ее высокие стандарты направлены на то, чтобы поставлять лучшие продукты своим клиентам.

Как Apple правит миром

Одним из недовольных партнеров стала компания Goldman Sachs Group Inc., которая за два года до этого объединилась с Apple, чтобы представить Apple Card - титановую кредитную карту, обещавшую изменить систему потребительского кредитования. По словам бывшего топ-менеджера инвестиционной компании, команда Goldman сочла своих коллег из Apple чрезвычайно высокомерными в спорах по всем вопросам - от соблюдения правовых норм до маркетинга. Когда карта была представлена, на ней появился слоган о том, что она «создана Apple, а не банком», что расстроило руководителей Goldman. «Люди говорили: «Что значит, вы сделали это сами? Потому что вы не знаете, как выдавать долбаные кредиты или заниматься регулированием», - вспоминает менеджер. «Было ощущение, что мы просто поставщик, а Goldman Sachs не привык, чтобы к нему относились как к поставщику». Представитель Goldman отказался от комментариев.

Похожая динамика наблюдалась и в Детройте. Apple CarPlay, программное обеспечение, используемое для отображения приложений iPhone на экранах автомобилей, первоначально рассматривалось как приятное удобство для водителей. Однако со временем некоторые автопроизводители начали беспокоиться, что Apple пытается безвозвратно внедрить себя во все их автомобили. В 2022 году Apple объявила, что CarPlay распространяется на спидометр, климат-контроль, масляные датчики и другие области. Люди, знакомые с мнением General Motors Co., говорят, что Apple редко прислушивалась к отзывам о продукции, рассматривая автомобили GM как центр распространения своего программного обеспечения. Алан Векслер, старший вице-президент GM по стратегии и инновациям, сказал Bloomberg Businessweek в начале этого года, что CarPlay нового поколения рискует превратить автомобили в «iPhone, которым вы управляете». Apple утверждает, что CarPlay является опциональным и бесплатным для автопроизводителей.

Тед Лассо
Тед Лассо

К этому моменту культурное влияние Apple вышло далеко за пределы технологий и достигло Голливуда. Apple TV+, премиальный стриминговый сервис, произвел на свет один настоящий феномен - ситком «Тед Лассо». Однако в течение всего времени работы подразделения художники начали подавать жалобы, которые показались бы жутко похожими любому разработчику iPhone, описывая компанию, которая готова массово перерасходовать средства или закрывать проекты по причинам, которые кажутся произвольными, непонятными или просто странными. Продюсер одного из шоу компании говорит, что все эти усилия казались пустыми и своекорыстными, как «внутренний брендинг богатейшей компании в мире, который имеет смысл только в условиях нулевых процентных ставок».

Apple закрыла ситком, созданный Кордом Джефферсоном, ныне сценаристом, удостоенным премии «Оскар», потому что Кук, очевидно, затаил обиду на исчезнувший блог Gawker, бывшего работодателя Джефферсона и вдохновителя шоу. Он разорвал отношения с комиком Джоном Стюартом из-за творческих разногласий по поводу того, как освещать темы, затрагивающие бизнес Apple. Весной этого года Стюарт, вернувшийся в «Ежедневное шоу», взял интервью у председателя Федеральной торговой комиссии Лины Хан, которая возглавляет антимонопольную борьбу администрации Байдена.

В предыдущем сегменте Стюарт выступил с монологом, в котором мягко высмеивал руководителей технологических компаний за нелепые заявления об искусственном интеллекте. Хану он сказал, что его боссы в Apple, которая активно пытается добавить функции искусственного интеллекта в свои устройства, прямо отвергли эту идею. «Почему они так боятся даже вести эти разговоры в публичной сфере?» спросил Стюарт. Хан предположил, что проблема заключается в доминировании Apple на рынке. «Это просто показывает одну из опасностей того, что происходит, когда вы концентрируете так много власти и так много решений в небольшом количестве компаний», - сказала она.

Стюарт отметил, что он пытался взять интервью у Хана, когда тот еще работал в Apple, но ему отказали и в этой идее. «Apple попросила нас не делать этого», - сказал он. Затем комик добавил: «Не имея ничего общего с тем, чем вы зарабатываете на жизнь».

Как Apple правит миром

За одиннадцать дней до появления Хан в шоу The Daily Show ее коллеги из Минюста подали иск, в котором пытались резко ограничить возможности Apple. По словам людей, причастных к этому делу, прокуроры вели расследование в отношении Apple с 2019 года, опрашивая партнеров компании, включая руководителей GM и Goldman, и собирая массу внутренних документов. Они также присутствовали на каждом дне судебного процесса над Epic, выслушивая потенциальные доказательства для собственного расследования и для понимания возможных юридических стратегий.

Федеральные прокуроры понимали, что отчасти дело Epic было ослаблено тем, что магазин приложений Google имеет сопоставимые тарифы и правила, но им пользуется гораздо больше людей. Иными словами, было неясно, что Apple вообще обладает монополией на рынке магазинов приложений. (Epic тоже подала в суд на Google, и в декабре 2023 года жюри вынесло решение в ее пользу. Google обжалует вердикт).

При подготовке своего дела против Apple Минюст расширил апертуру, сосредоточившись на том, как контроль Apple над своей экосистемой позволил ей доминировать на «рынке производительных смартфонов», где, по утверждению правительства, ее доля в доходах США составляет более 70 %. Общепризнанного «рынка производительных смартфонов» не существует, как утверждает Apple в своем ответе.

Более того, эффект блокировки, на который нацелено дело Министерства юстиции, как раз и заключается в том, что потребителям Apple больше всего нравится в ее продуктах - они чувствуют себя безопасно и очень просты в использовании. Но в конечном итоге, Минюст заявил, что интегрированные аппаратное и программное обеспечение Apple, а также App Store подавляют конкуренцию, делая практически невозможным переход на конкурирующие аналоги. Просто перенести свою жизнь с iPhone на Android-устройство достаточно сложно, при этом сохранив личные данные и купленный контент. Неважно, что вы заплатили за множество других дорогих устройств и подписок Apple.

В жалобе Минюста, поданной в марте, также говорилось о том, что Apple якобы препятствует конкуренции, создавая такую ситуацию. Например, Apple ограничивает возможность смарт-часов сторонних производителей оставаться постоянно подключенными к iPhone в определенных ситуациях, что делает их работу чуть менее удобной, чем Apple Watch. В мобильном обмене сообщениями текстовые сообщения, отправленные не Apple, отображаются в виде зеленых пузырьков, в то время как сообщения, отправленные через собственное оборудование, отображаются синим цветом, создавая социальное клеймо для пользователей, не являющихся iPhone. (Жанр мемов на TikTok начинается с подсказки «У него 10 баллов, но он пользуется телефоном Android. Какой у него новый рейтинг?)

Рассмотрение иска займет годы, но успешное дело Минюста против Google показывает, насколько высоки ставки. Правительство рассматривает возможность обратиться к судье с просьбой разделить поискового гиганта и может сделать то же самое с Apple, если одержит верх.

Даже если дело будет закрыто, иск все равно может свидетельствовать о том, что лидерство Apple угасает. Антиконкурентное поведение, в конце концов, иногда является симптомом того, что у компании закончились идеи. «Это уже не та Apple, которая когда-то раздвигала границы технологий и дизайна», - написал в начале этого года генеральный директор Spotify Дэниел Эк. «Это компания, которая отдыхает, не делает ничего нового и отворачивается от принципов, которые когда-то сделали ее ярким примером инноваций».

Это обвинение вряд ли можно назвать новым. Почти все время пребывания Кука на посту генерального директора критики утверждали, что Apple никогда не выпустит продукт, который сможет повторить успех iPhone. Есть и контраргументы: Apple Watch и AirPods продаются достаточно хорошо, чтобы определить новые категории. Ноутбуки и планшеты компании неизменно признаются лучшими. Но ее портфель также преуспел во многом потому, что многие из этих предложений по сути являются расширениями iPhone, вариантами по умолчанию, если вы уже живете своей цифровой жизнью в саду Apple. Их успех может скорее проиллюстрировать точку зрения Министерства юстиции, чем опровергнуть ее.

Ранее в этом году Apple отказалась от проекта по созданию электромобилей, потратив на него 10 миллиардов долларов в течение десяти лет. Гарнитура Vision Pro до сих пор не нашла отклика у разработчиков, возможно, из-за напряженных отношений компании с партнерами, или у потребителей, которые в основном игнорируют ее, потому что она стоит 3500 долларов. На данный момент гарнитуру можно использовать в двух целях: как очень дорогой персональный кинотеатр и как метафору, позволяющую Apple тщательно контролировать каждый момент жизни пользователя. В этом смысле она является обратной стороной рекламного ролика «1984». Вместо того чтобы дать людям возможность разбить телеэкран, Apple стремится заключить их в него.

Будет ли это иметь значение? В краткосрочной перспективе - нет. Несмотря на давление со стороны регулирующих органов и критику общественности, цена акций Apple не пострадала. 16 июля она взлетела до исторического максимума. Недавно Apple объявила о появлении в iPhone новых инструментов искусственного интеллекта и усовершенствованного виртуального помощника. Функции бота будут превосходить возможности старой Siri, но будут скромнее, чем у ChatGPT. Если новая Siri не сможет ответить на вопрос, она просто предложит ссылку на сервис OpenAI. Это безопасное, постепенное исправление, «еще одна вещь» в самом обыденном смысле.

Но в долгосрочной перспективе трудно не заметить, что компания утратила часть морального авторитета, который она с таким трудом завоевывала, создавая Mac. Если бы Apple относилась к своим ранним партнерам так, как она относится к своим нынешним, возможно, Apple бы до сих пор не существовала. Первое приложение-убийца, которое, вероятно, когда-либо было написано, - программа электронных таблиц для Apple II под названием VisiCalc - превратило компанию, работавшую до появления Mac, из любителя отвлечься в первопроходца в области ПК. Соавтор программы Боб Фрэнкстон говорит, что если бы Джобс попытался навязать команде VisiCalc что-то похожее на сегодняшние правила, его «техническим ответом» был бы «поднятый к небу средний палец». Другой легендарный компьютерщик, Алан Кей, чья работа в Xerox PARC вдохновила на создание революционного интерфейса point-and-click в оригинальном Mac, жалуется, что пост-iMac версия компании отклонилась от первоначальных идеалистических целей Джобса. Он выбрал «удобства для массового потребителя», а не «колеса для ума»», - говорит Кей 13. «iPhone и iPad физически напоминают некоторые из моих ранних идей, но их использование было почти противоположным тому, как я считал, что они должны использоваться».

Сама Apple осознает этот сдвиг в восприятии, хотя, похоже, и не знает, как на него ориентироваться. Весной прошлого года компания выпустила в эфир, а затем быстро прекратила продвижение рекламы «Crush», которая, казалось, идеально отражала ощущение критиков, что власть Apple стала разрушительной. Ролик «Crush» открывается, когда огромный гидравлический пресс давит на пирамиду из реальных творческих инструментов. Под прессом находятся пианино, гитара и труба, мольберт с бутылками красок, глиняный бюст, шахматный набор, проигрыватель виниловых пластинок, объективы фотоаппаратов и стопка блокнотов. На фоне играет песня Sonny & Cher «All I Ever Need Is You», пресс опускается, безостановочно и неудержимо, превращая все внутри в разноцветную пыль. Затем пресс поднимается, чтобы показать новый iPad от Apple. Он тоньше предыдущей модели. -С участием Марка Гурмана и Лии Найлен.

На основе публикации Bloomberg Business

Картинка создана нейросетью <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkolersky.com%2Fmj&postId=1511024" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Midjourney </a>в тг боте KolerskyAi 
Картинка создана нейросетью Midjourney в тг боте KolerskyAi 

ps. Комментируйте, пожалуйста! Это помогает продвижению статьи.

Ну и как положено, канал тг))) Канал и чатик

Там под сообщениями и в закрепленном боты KolerskyAi для генерации видео, а так же для доступа в Chat GPT+4 и Dalle-3 без VPN и другие нейросети.

11
Начать дискуссию